Организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста




Задача педагога при формировании предпосылок игровой деятельности детей раннего возраста заключается в том, чтобы сформировать умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером - взрослым, а затем сверстником. Начинать работу следует с изучения уровня развития игры у ребенка, который он приобрел в семье.

Первоначально педагог решает задачу формирования у детей действий с сюжетными игрушками. Для этого он разворачивает игру на виду у детей, одушевляя игрушечных персонажей. Он приписывает им какие-нибудь близкие и понятные детям желания:

«Ты захотела кушать, дочка? Сейчас я тебя покормлю. Вот суп в тарелке, он очень вкусный. Открывай ротик, умница, ты хорошо сегодня кушаешь».

Важно, чтобы такая игра не воспринималась детьми как игра-занятие. Они должны видеть, что воспитатель заинтересован игрой, эмоционально относится к игрушкам. Постепенно, начатая педагогом игра, может переключаться на кого-нибудь из детей, находящегося близко к педагогу и настроенного на общение с ним. Организуя игру, воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: мишка хочет гулять - не хочет гулять; кукла хочет кушать - не хочет кушать. Постепенно можно переходить к использованию двух смысловых ситуаций., связанных друг с другом: зайка катается на велосипеде, а затем идет домой обедать; стираем кукольное белье, а затем гладим его утюгом.

После того, как дети научились разворачивать игру с сюжетной игрушкой, педагог переходит к реализации другой задачи - формированию игрового действия с предметом заместителем.

В работе с детьми 4 года жизни усилия педагога направлены на формирование игры, в которой центральное место занимает ролевое поведение. Дети должны научиться принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. При организации совместных игр педагог должен соблюдать следующую последовательность: сначала он берет на себя основную роль, и втягивая ребенка в игру, предлагает ему дополнительную; следующий раз воспитатель подключается к игре, взяв на себя дополнительную роль, которую затем уступает другому ребенку. Таким образом педагог ориентирует детей друг на друга и помогает организовать ролевое взаимодействие.

Для стимулирования ролевых диалогов предлагается использовать ситуации с минимальным количеством сюжетных игрушек или особые приемы: игры в «телефонные разговоры и по мотивам известных сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия («Колобок», «Репка», «Теремок»). Организуя ролевой диалог по телефону, педагог разворачивает его сначала с одним участником игры (узнает, чем болен пациент, какая у него температура, какие лекарства он принимал и т. д.), а затем с другим. Игры по сказочным сюжетам должны быть импровизацией. Основное внимание в них должно обращаться на ролевое взаимодействие основного персонажа с поочередно появляющимися героями (ежиком, зайцем, медведем и т.д.). Эти приемы помогают развивать умения детей называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать ролевой диалог.

В работе с детьми пятого года жизни педагог решает следующие задачи: формирует умения изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать её в процессе развертывания игры.

Для решения этой задачи предлагается использовать многотемные сюжеты, в которых одна из ролей заключена в непосредственные связи с остальными (капитан - матрос, пассажир, водолаз). События в сюжете такой игры будут разворачиваться постепенно: сначала капитан взаимодействует с матросом, затем с пассажиром, и только после с водолазом. Таким образом ребенок, выполняющий основную роль, должен перестраивать свое поведение в соответствии с новой ролевой связкой, в которую он включается. Роли могут быть связаны между собой специфическими функциями (врач лечит больного), отношениями управления-подчинения (врач отдает распоряжения медсестре), дружескими отношениями или отношениями взаимопомощи (врач советуется с коллегой). Для того, чтобы дети имели возможность менять ролевое поведение, необходимо вводить в сюжет большее число персонажей, чем участников игры (2 участника на 4 роли).

Воспитатель начинает игру, предлагая главную роль ребенку. Сюжет может быть заранее спланирован педагогом, но для ребенка-это всегда импровизация. Если у детей есть свой сюжет, то необходимо его принять и включить в общую схему сюжета. Игрушки используются в минимальном количестве, чтобы они не отвлекали ребенка от ролевого взаимодействия. Во время игры педагог разворачивает ролевой диалог с одним персонажем, затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появления новой роли и т.д. К концу игры целесообразно ввести такую же роль, как и основная (капитан другого судна). Общение двух детей, выполняющих одинаковые роли, поможет представить смысловые связи ролей, активизирует ролевой диалог.

Детей старшего дошкольного возраста педагог учит новому способу построения игры - совместному сюжетосложению. Ребенок должен научиться выстраивать новые последовательности событий, объяснять сверстникам свой замысел, уметь комбинировать свои и предложенные другими участниками игры события в общем сюжете. Эффективным средством решения данной задачи являются «игры-придумывания». Они проводятся по следующей схеме: частичное изменение, «расшатывание уже известных сюжетов, более сложные преобразования знакомого сюжета, совместное придумывание нового. Основой для такого преобразования могут служить известные детям сюжеты волшебных сказок. Сохраняя общую канву событий, изменяются условия действий персонажей или сами персонажи, выполняющих в сказке ту или иную функцию. Проще детям изменить главного героя, его задачи, волшебные средства. Воспитатель предлагает начало сказки, а дети подсказывают действующих героев и последовательность событий. Постепенно в начало сказки можно вносить реалистические элементы: Игры-придумывания тем интереснее, чем неожиданнее предложения воспитателя и детей. Важное значение имеет эмоциональное поведение взрослого, его увлеченность, способность к импровизации, гибкому реагированию на любые предложения детей. После того, как дети научатся комбинировать разнообразные сюжеты, воспитатель может стимулировать игры детей, в которых роли принадлежат разным смысловым сферам (Бармалей и учитель, Трубадур и милиционер и т. д.). Опыт придумывания многотемных сюжетов в совместной игре со взрослым, ребенок переносит в самостоятельную игру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: