Русский либерализм: Чичерин, Муромцев, Коркунов




Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву.

После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе малочисленная группа российских либералов последующих периодов – "эпохи великих реформ" и "отката реформ" –- сочетала свои либеральные устремления с большой дозой просвещенного консерватизма. Эта группа может быть представлена прежде. всего именами Чичерина, Муромцева, Коркунова, Ковалевского.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века был Борис Николаевич Чичерин (1828–1904), автор пятитомника "История политических учений" (1869–1902), а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения и философии права– "О народном представительстве" (1866), "Курс государственной науки" (3 части, 1894–1898),"Философия права" (1900). Активный защитник "великих и прекрасных реформ" начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной перспективе конституционной монархии, Чичерин – после непродолжительной профессорской карьеры в Московском университете (1861–1867) – оказался в опале и долгие годы провел в уединении родового поместья.

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются права гражданские, а не так называемые естественные права.

Сама область естественного права – в отличие от права положительного –- это область требований правды, справедливости, это "система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства". Справедливость как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со свободой как индивидуалистическим и априорно-метафизическим началом. Право с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, т. е. "свободу с ее границами" и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично использует гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных союзах – семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева

и Н.М. Коркунова.

Идея организованного правопорядка принадлежит С.А. Муромцеву, одному из лидеров русского либерального движения, профессору гражданского права юридического факультета Московского университета, лидеру конституционно-демократической партии, председателю I Государственной думы и представителю социологической школы права.

Именно он разработал теорию социальной защиты, осуществляе­мой обществом организованно и неорганизованно. В первом случае защита осуществляется посредством специальных органов и в рамках особого порядка. Во втором случае защита осуществляется применительно к обстоятельствам. В первом случае защита проводится в точных формах с использовани­ем церемониалов, при соблюдении установленных пределов и приемов. Это и есть правовая или юридическая форма защи­ты, порождающая целый ряд отношений властвования и под­чинения. Юридическая защита ограждает фактическое отно­шение от случайного произвола, вместе с тем превращая его в принудительное. «Юридическая (организованная) защита составляет основное отличительное свойство права, своим существованием обуславливающее и вызывающее другие характерные свойства его»[15].

Вся совокупность субъективных прав образует правопо­рядок, защищающий систему существующих общественных отношений. Юридические нормы составляют важнейший фак­тор правопорядка, поскольку они направляют действия орга­нов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, частных лиц (субъектов гражданских прав). Однако сила власти, формули­рующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и со­вместно с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на образование правового порядка и могут расхо­диться с ней в своем направлении.

Эти факторы могут действовать в противоречии с юриди­ческой нормой и парализовать ее действие. Поэтому все нор­мы делятся на «действующие» и «мертвые». Задача социоло­гической истории права заключается в выявлении закономер­ностей развития права в его конкретной действительности и не подменяется описанием текстов законов. Под правом в целом Муромцев понимает правовой порядок.

Н.М. Коркунов описывает государственную власть как фе­номен, определяемый не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости подвластного. «Государственная власть не есть надо всем господствующая единая воля, про­являющаяся в деятельности органов власти. Государственная власть есть сила, основанная на сознании людьми своей за­висимости от государства. Поэтому носителем государствен­ной власти являются не одни органы власти, а все государ­ство, все граждане. Их сознание своей зависимости от государства создает ту силу, которая объединяет государство в одно целое. Органы же власти только распорядители, диспозитарии этой силы. Единство государства не в единстве воли этих органов, а в единстве той силы, которой все они распоряжаются»[16].

По мнению Коркунова, изучаемые им феномены власти находятся, по крайней мере, в двоякой зависимости от психо­логических факторов.

Во-первых, тот факт, что личность яв­ляется составным элементом сразу нескольких общественных групп, защищает ее от поглощения некой тотальной идеей. «Дело в том, — пишет Коркунов, — что общество, являясь психическим единением людей, допускает в силу этого при­надлежность человека одновременно ко многим разнообразным общениям. Личность поэтому, хотя и есть продукт общества, но не одного какого-нибудь, а совместно многих обществ. Влиянию каждого из этих обществ личность противопоставля­ет свою зависимость от ряда других обществ, и в этой одно­временной зависимости... она находит противовес исключи­тельному влиянию на нее каждого из них в отдельности»[17]. Такой социально-психологический плюрализм обеспечи­вает личности известную автономию, но она в силу парадок­сальных причин стремится вписаться в систему отношений властвования, ориентируясь прежде всего на отношения под­чинения.

Во-вторых, что более важно, картина властных отношений ин­терпретируется Коркуновым применительно не к источнику власти, а к ее объектам. И здесь власть как реально сущес­твующий факт разлагается на ряд чисто психических элемен­тов, а именно переживаний подвластных субъектов. Власть, с этой точки зрения, не предполагает непременно направлен­ной на властвование воли. Коркунов подчеркивает, что для отношений властвования не требуется, чтобы сознание зави­симости основывалось на реалиях: для возникновения их не­обходимо только сознание зависимости, а не ее реальность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: