Кейс «Фискальная политика» по статьям В. Колташова и Д.Пановкина




Домашнее задание к двум семинарам

Кейнсианская модель равновесия товарного рынка –

Трехсекторная модель с участием государства

  1. Госбюджет – основные принципы
  2. Воздействие на АЕ гос. закупок, аккордных Tх и Tr, мульт-тор сбалансированного бюджета
  3. Равновесие при неполной занятости и ФП, проблемы ее эффективности

 

 

Задания следует выполнять только после освоения теоретического материала ( задания курсивом – для устного ответа)

1. Что такое госбюджет? Назовите его доходные и расходные составляющие.

2. Какие виды налогов существуют? Какие системы налогообложения различают?

3. Что такое бюджетный профицит? Бюджетный дефицит? Каковы способы его финансирования?

4. Что такое государственный долг? Почему он возникает во многих странах? Каковы его последствия?

5. Как воздействуют на совокупные расходы государственные закупки? Налоги? Трансферты? Изобразите с использованием моделей «Кейнсианский крест» и «изъятий-инъекций».

6. Каковы формулы мультипликаторов:

- госрасходов?

- налогов?

- трансфертов?

- сбалансированного бюджета? В каких случаях возникает острая необходимость в балансировке госбюджета?

7. Что такое фискальная политика государства? Какие инструменты фискальной политики существуют? В чем отличие дискреционной фискальной политики от автоматической?

8. Какие встроенные стабилизаторы существуют? Можно ли рассматривать встроенную стабильность как достаточное условие успешного функционирования налогово-бюджетной системы? Есть ли необходимость в проведении дискреционной политики?

9. Какую фискальную политику следует практиковать в условиях экономического спада? В условиях инфляционного перегрева?

10. Можно ли сказать, что наличие бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11. Текущий доход в Фриландии составляет Y1 =4000, mpc = 0,8.

А) Как должны измениться правит. расходы при прочих рав­ных условиях, чтобы эк-ка достигла Y2=$4200?

Б) Как должна измениться величина налоговых поступлений при прочих равных условиях, чтобы эк-ка достигла Y2=$4200?

12. Что, с т.зр. кейнсианцев, сильнее воздействует на экономическую ситуацию при проведении дискреционной фискальной политики: изменение гос. расходов или налоговые мероприятия? Почему?

 

13. Модель экономики характеризуется следующими данными:

Планируемые потребительские расходы С=1000+0,9(Y-T), государственные расходы G=600, плановые инвестиции IP=390, аккордные налоги T=40, дефицит или излишек бюджета D=T-G, чистый экспорт NX=X-Im=0. Рассчитать:

А) равновесный Y;

Б) мультипликатор государственных расходов;

В) влияние на Y прироста налогов на $1;

Г) рассчитать объем сбережений при равновесном Y;

Д) рассчитать объем сбережений при полной занятости (Y*=15000);

Е) как должны измениться гос. расходы при постоянных налогах, если ставится задача достичь полной занятости?

14. Государственные закупки товаров и услуг выросли на 600, что привело к росту равновесного дохода на 2400. Чему равны mpc и mps?

15. Все компоненты совокупных расходов автономны, кроме потребительских расходов. mpc = 0,75, Y Е = 2000. Как изменится равновесный доход после одновременного снижения гос. закупок на 100 и снижении налогов на 50?

 

16. Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 50 млрд. долл., что произойдет с выпуском продукции?

17. Все компоненты совокупных расходов автономны, кроме потребительских расходов. mps = 0,25, Y Е= 2000, желаемый уровень дохода YF = 1910. Как можно сократить доход до 1910:

А) изменяя гос. закупки товаров и услуг?

Б) изменяя чистые налоги?

В) изменяя гос. закупки и чистые налоги одновременно так, чтобы сальдо бюджета не изменилось?

18. Какие факторы снижают на практике эффективность фискальной политики?

 

Кейс «Фискальная политика» по статьям В. Колташова и Д.Пановкина

В. Колташов Греческая трагедия для Европы, «Эксперт» №19 (753) 16 май 2011 https://expert.ru/expert/2011/19/grecheskaya-tragediya-dlya-evropyi/?subscribe

 

Греция остается европейской лабораторией жесткой экономии, несмотря на недовольство общества. За минувший год госдолг возрос более чем на 30 млрд евро, достигнув в декабре 2010 года 330 млрд евро. Согласно принятому в тот период бюджету, за 2011 год размер госдолга должен увеличиться до 348,5 млрд евро, но не более. Для осуществления этого плана правительство объявило о необходимости прибегнуть к урезанию бюджета и повышению налогов. Предполагается получить две трети экономии от сокращения расходов и треть — за счет повышения налогов и из других источников, включая приватизацию.

По итогам 2010 года дефицит греческого бюджета составил 10,5%. Уровень госдолга возрос со 127,1 до 142,8% ВВП. Сокращение бюджетного дефицита составило 5%. Сократить дефицит до 8% не удалось. В рамках нового плана жесткой экономии правительство рассчитывает сэкономить 23 млрд евро. Наряду с другими мерами это должно привести к падению бюджетного дефицита до 1% в 2015 году. За 2011 год дефицит должен уменьшиться до 7,4% ВВП. Но исполнение этого плана остается маловероятным. Как показывает опыт, меры жесткой экономии приводят к сжатию экономики и провоцируют сокращение бюджетных поступлений. Даже частичное исполнение бюджетных планов требует все более жестких решений по урезанию расходов и увеличению налогового давления на наемных работников. Создание льгот для бизнеса не приводит к экономическому оживлению и не создает притока инвестиций. За первые два месяца 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го падение доходов бюджета составило 9,1% (7,950 млрд евро).

Экономия означает спад. В ответ на обещанную помощь Греция приняла на себя строгие бюджетные обязательства. В результате давление на население стало расти с двух сторон: налоги увеличиваются, а доходы сокращаются.

По данным греческого статистического ведомства, индекс промышленного производства в стране остается ниже уровня 2005 года. В 2010 году он колебался на уровне 80–90% от показателя 2005 года. В начале 2011 года общий индекс промпроизводства опустился ниже 80%, а индекс производства в обрабатывающей промышленности — до 70%. Старания государства защитить промышленников от действия новых косвенных налогов (например, налогов на топливо), возложив их основную тяжесть на население, не принесли существенной пользы.

Благодаря новым правительственным мерам заработная плата значительной части гос. служащих упадет еще на 30%. Под ударом государственной экономии остаются социальные пособия и пенсии. Льгот и субсидий лишатся многодетные семьи. Ужесточатся трудовые стандарты. Будет вновь расширена налоговая база. Сокращению подвергнутся скидки на ипотечные проценты для граждан, жилищные субсидии и компенсации медицинских расходов. 70% пенсионеров потеряют стандартную прибавку к пенсии. Новые меры отрицательно скажутся на уровне жизни и экономике.

Политика жесткой экономии уже плохо отразилась на занятости. Так, в январе 2011 года работы не имело 15% экономически активного населения. Исчезли даже вакансии официантов и продавцов, всегда имевшиеся в изобилии — норма для страны с огромной долей сектора услуг в экономике. Уровень безработицы оказался рекордным. Еще до кризиса в возрастной категории до 24 лет было не менее 20% безработных. В начале 2011 года их оказалось 37%. В целом по итогам 2010 года безработица увеличилась до 14,2%. Данные эти не учитывают нелегальных иммигрантов, среди которых проблема трудоустройства стоит острее. Борьба греческого правительства с кадровой «перенаселенностью» государственных служб, школ и больниц создаст дополнительное давление на рынок труда. Среди безработных доля квалифицированных трудящихся достигла порядка 50%.

На весну 2011 года средняя заработная плата составляла в частном секторе порядка 1 тыс. евро (в гос. секторе она доходила до 1,3 тыс. евро). При этом оплата труда многих работников, не имеющих полной занятости, могла быть меньше средней в несколько раз. Так, рабочий-строитель мог получать в месяц 100–200 евро «на супермаркет», не имея возможности платить по счетам и делать непродовольственные покупки. Распространение безработицы среди неквалифицированных рабочих привело к появлению в крупных городах такого сервиса, как мытье стекол автомобилей возле каждого светофора. За чертой бедности в Греции, по официальным данным, находится не менее четверти населения. Общая покупательная способность греков — 83% от средней покупательной способности в зоне евро.

Данные греческой статистики указывают на значительное падение спроса. За 2009 год объем продаж в Греции сократился на 11,3%. В 2010 году он понизился еще на 6,2%. Объем розничных продаж в январе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го снизился на 16% (в постоянных ценах). Продажи продовольственных товаров сократились на 11,1%. Крупные продуктовые магазины потеряли 9% от объема продаж. Сбыт обуви и одежды снизился на 25,3%. Продажи магазинов табака, напитков и алкоголя упали на 16,2%. Реализация мебели, электроприборов и товаров для дома сократилась на 20,6%. Сбыт автомобильного топлива, машинных масел и жидкостей рухнул на 25,5%. Общее снижение оборотов торговли составило в Греции 10,5%.

Будет еще хуже. Все принятые меры не смогли изменить к лучшему ситуацию с инвестициями в экономику страны, поскольку национальный рынок — основной магнит для инвестиций — практически разрушен. В 2010 году, по данным ООН, падение прямых иностранных инвестиций в зоне евро было равно 20%. В Греции снижение составило 38,3%. Катастрофическая ситуация на внутреннем рынке сделала борьбу за повышение инвестиционной привлекательности как минимум малоэффективной. Разрушающаяся экономика привлекательна прежде всего для инвесторов, ориентированных на поглощение объектов или долей рынка, ранее принадлежавших среднему и мелкому бизнесу.

Дополнительный неутешительный показатель — сокращение строительства в Греции, до кризиса растущего высокими темпами. В 2009–2010 годах резко ухудшилось и положение рабочих строительной отрасли, тогда как до 2008 года оплата труда в этом сегменте экономики была достаточно высокой (высокие квалификационные требования= и качество строительства). Как и в других европейских странах, рост греческой экономики был тесно связан со строительной активностью. Сейчас банки не хотят выдавать кредиты на покупку жилой недвижимости, а власти готовятся отменить освобождение от налогов при приобретении первого жилья.

Не приходится сомневаться, что внутриэкономическая ситуация в Греции в 2012 году будет хуже, чем в 2011-м. Предполагается, что даже при некотором снижении мировых цен на нефть стоимость литра бензина в Греции к концу года дойдет до двух евро за литр. С осени из-за новых налогов должно резко подорожать топливо для обогрева домов. Центральной системы отопления в стране не существует.

По всей Европе. Проблемы Греции являются общими для Европы, только выражены они наиболее остро, и для их ликвидации принимаются типовые решения. В 2011–2012 годах жесткая экономия ухудшит социально-экономическую ситуацию в Португалии, Испании, Италии и других странах. Не составит исключения и Северо-Западная Европа. Франция и Германия будут действовать по «греческому плану» не потому, что плохо сознают его последствия. Причиной жесткой экономии как общеевропейской стратегии остается ориентация стран и корпораций на внешние рынки, а не стремление развивать внутреннее потребление. Поэтому расширение зоны действия жесткой экономии в Европе (производимое вроде как во имя сохранения ЕС) углубляет политический кризис Евросоюза. В этих условиях расчеты крупного капитала сводятся к необходимости выдержать протестное давление, ликвидировать социальные гарантии и удешевить труд, параллельно расширив свое влияние в экономике через разорение мелкого и среднего бизнеса. В границах такой политики действуют власти всех членов ЕС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: