АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ И ШКОЛ.




 

 

Потребность как движущая сила поведения человека, всегда была предметом анализа различных философских и научных направлений, и каждое течение представляло достаточно аргументов для обоснования истинности своей точки зрения. В рассмотрении этих подходов мы не ставим задачу их критики, каждый из них по-своему прав, и может, в какой-то степени, они могут дополнять друг друга. Любое теоретическое построение, претендующее на научность, не является истиной в последней инстанции, всегда предполагает открытость, возможность дополнить новыми данными и другими подходами, и возможно такое в основном при анализе других точек зрения. Совокупность абстрактных подходов, обогащает конкретное видение объекта. Раскрывая содержание этих подходов, мы даем возможность учащемуся размыш9ление о том, что можно считать истинным в тех или иных утверждениях, а что нет. Если такие точки зрения существуют, и они имеют своих последователей, значит, хотя бы доля истины в них есть.

Есть разные точки зрения на то, что человек из себя представляет по существу. Одна точка зрения утверждает, что человек – это животное, которое хоть и обладает сознанием, потребности его в основном носят животный характер. Ведь от того, что одни удовлетворяют потребность в пище используя ложку, или палочки, или руки, потребность не перестает быть витальной, инстинктивной. Другие считает человека божьим творением, созданным высшей силой для специального предназначения. Правда, плодиться и размножаться, оставить потомство, не является только предназначением человека, на это настроен как животный, так и растительный мир. Третьи считают человека исключительно социальным существом, творцом которого является общество, и все, что есть в человеке, все это результат его, общества, воздействия. Четвертые считают человека хоть и животным, но самым слабым, которому обстоятельства подарили разум, и если его по каким-то причинам не будет, то человек обречен на вымирание. Пятые считают человека космическим существом, или хотя бы порожденным этими космическими существами, пришедшими на Землю или для освоения ее, или для помощи кому-то, или для эксперимента над какой-то группой живых существ. И, наконец, шестые считают человека венцом развития природы, своеобразным выходом ее (природы) за пределы природной, животной необходимости, результатом ее закономерного, диалектического развития, которому способствует наличие воли и разума.

Такое обилие разных точек зрения на сущность человека, которое лежит в основе интерпретации его потребностей, заставляет определить, какая потребность для каждой школы является основной, ведущей.

Социальный дарвинизм (Г.Спенсер) утверждает, что человек, как и все живое, является результатом естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, поэтому выживают и имеют право на существования наиболее приспособленные, физически развитые, опытные существа. Вполне возможно, что сторонники этого направления, сравнивая мир природы и человека, увидели в нем много общего. Это, прежде всего, войны, различные виды экономической конкуренции, а также борьба за власть, за собственность, за должность, за полового партнера, спорт, да много за что можно бороться. Даже с детства можно наблюдать у детей стремление доминировать, агрессию, потребность к демонстрации своей уникальности, непохожести на других. Даже наличие разума, сознания человек использует для более успешной борьбы, как с природными явлениями, так и борьбе с себе подобными. Общество разными способами пытается регулировать этот процесс, взять его под контроль, направить в более приемлемом, менее конфликтном для общества и личности направлении, используя право, мораль, разум, но «природа» человека неискоренима, как утверждает социальный дарвинизм, она является предпосылкой, основой для возможных конфликтов.

Фрейдизм тоже считает человека преимущественно природным, биологическим существом, утверждая, что деятельность, поведение, поступки человека являются результатом бессознательных стремлений, влечений, чтобы удовлетворить свои потребности для получения удовольствия. Правда, в структуру этих бессознательных потребностей входят и те, которые внедрены как привычки, собственным сознанием, и обществом, но биологические, природные влечения носят преобладающий характер. Задача человеческого сознания, человека разумного, осознать эти влечения, особенно способы, средства и последствия их удовлетворения, и научиться ими управлять, чтобы избежать конфликтных ситуаций как с окружающей природой, обществом, так и самим собой. Поэтому индивидуальное человеческое сознание находится в постоянном напряжении, т.к. пытается сбалансировать отношения между окружающей природой, обществом и человеческой природой, между «хочу», «могу», и «надо».

Важнейшим человеческим влечением (потребностью) Фрейд считал сексуальное, которое является наиболее сильным по энергетике и самым конфликтным, т.к. необходимо найти или выбрать партнера, договориться с ним и договориться с другими желающими удовлетворить данную потребность. В природе, особенно в животном мире, этот процесс регулируется половым созреванием, сезонностью и правом на это сильной, здоровой особи. В человеческом обществе потребность та же, но регуляторы другие, это: инцест, брак, страх, мораль, допущение в определенное время или в определенном месте свободного удовлетворения данной потребности («свальный грех», проституция) и сублимация. В последствии, Фрейд энергию, данную человеку для продолжения рода, стал называть либидо, преобразование которой порождает такие феномены, как любовь к Богу, ребенку, к конкретному виду деятельности (хобби), к Родине и к др. объектам.. Проблемой человека он назвал необходимость постоянно сдерживать свое естественное желание, стремление, вплоть до того, что приходиться или загонять его в подсознание, становясь невротиком, что разрушительно действует на его психику, или сублимировать, растрачивая энергию на труд, на спорт, на обучение и достижение научных результатов, на искусство, не редко человек может переживать такое состояние, которое связано со стремлением удовлетворить потребность, которое характеризуется фразой: «хочу, но не могу». Правда, есть хороший выход для преодоления невротического состояния – это фантазии, которые поставляет нам современное искусство и на очень высоком уровне. В фантазии человек снимает и социальные и биологические ограничения и может позволить себе почти все.

Марксизм считает, что основной жизненной потребностью является и должен являться труд, который возможен только в условиях социальной организации, благодаря чему формируется речь и мышление. Труд это сознательная, целенаправленная деятельность в условиях ограниченных возможностей удовлетворения своих потребностей. Труд лежит в основе антропосоциогенеза. Создавая орудия труда, человек делает свою жизнь более удобной и даже может получать от нее удовольствия, удовлетворяя потребности даже не биологического характера. С точки зрения марксизма, сущностью человека является уже не биологическая природа, хотя значения ее марксизм не отрицает, а социальная, которая более весома и значима, по сравнению с биологической.

Правда, содержание такого понятия как труд, разные школы интерпретируют по-разному. Становление человека как социального существа действительно не возможно без труда и под трудом понимается, прежде всего, способ производства материальных благ, т.е. затрачиваемые физические и интеллектуальные усилия на их создание. Удовлетворение не всякой потребности доставляет удовольствие. К таким можно отнести труд. Не зря некоторые экономисты рассматривают его как издержки производства, которые общество, да и человек, стремится минимизировать. Подтверждение этому технический, а потом и научный прогресс. Чтобы труд стал потребностью, необходимо, чтобы он стал или привычкой, или сделать его свободным, творческим.

Попытку объединить социальное и биологическое в человеке, берет на себя синтетическая теория эволюции, которая утверждает, что природе свойственно стремление к усложнению, которое выступает как закон, естественный процесс, выводящий ее за пределы биологического. Так происходит формирование новой социальной формы материи, которая стремится установить господство над условиями природной среды, возвыситься над всеми организмами, подчинить среду удовлетворению своих растущих и меняющихся потребностей. При том, что человек – это такое существо, которое может расселиться везде и потреблять, практически, все. Синтетическая теория эволюции рассматривает антропосоциогенез не как результат стечения обстоятельств, не как воздействие высшего разума, а как закономерное явление. Т.е. в самой природе заложена способность к осознанию самой себя и способность к волевым действиям.

Определенный интерес представляет концепция «Философии жизни », особенно та ее часть, которая разработана Ф. Ницше. Он утверждал, что главная, ведущая потребность, которая свойственна любому человеку, это потребность в свободе. Есть два вида свободы: свобода без людей, среди природных явлений, но здесь свобода ограничена законами природы, географо-климатическими условиями, физическими возможностями человека. И свобода среди людей, свобода в обществе, где свобода ограничена культурой. А так как значительная часть потребностей человека удовлетворяется среди людей и посредством людей – такой вид свободы является наиболее желанным. Но такой свободы можно добиться только благодаря власти над людьми, подчинению их удовлетворению своих потребностей. Чтобы такую свободу получить, необходим большой заряд энергии, которая как усилие воли направляет всю деятельность индивида на приобретение власти. Больше власти – больше свободы. Абсолютная власть – абсолютная свобода. Власть – любой ценой. Поэтому неравенство в обществе, и даже в мире носит нормальный, естественный характер (нацизм). «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» считал советский поэт М.Светлов. В последствии, российский теоретик Л.Гумилев, утверждал, что энергия, направленная на социальные преобразования, которая выступает в форме воли, носит космический характер и дана не каждому и не в одинаковых объемах.

Определенный интерес может представлять и подход Гегеля к потребностям человека. Вообще-то, философская система Гегеля всегда представляла определенную трудность в процессе изучения ее студентами. Но все-таки несколько слов сказать об этом необходимо. В основе философской системы Гегеля лежит положение о тождестве бытия и мышления. По сути, бытие – это опредмеченное мышление, его инобытие. Так как человек является субъективным аспектом познающего духа, значит, его ведущими потребностями являются: познание и самопознание. Для познания он должен овладеть философской системой Гегеля, в которой даны все ответы на сущностные вопросы, а для самопознания попытаться реализовать свои потенциальные возможности, воплощая их в действительности. Человеку, для познания самого себя необходимо не только конструировать идеальные, мысленные образцы своего поведения, но и реализовывать их на практике. Это и будет развертывание сущности человека, объективация ее в нравственном, правовом поле, в семье и государстве.

Вывод: различные подходы к анализу человеческих потребностей, акцентируя внимание на какой-то одной, принимая ее за основу, в принципе, не противоречат друг другу, а скорее дополняют вместе целостную картину потребностей человека, формируя более объективную информацию о человеческих потребностях. Каждый подход претендует на истинность, что дает ему возможность сформировать свою модель человеческих потребностей, располагая их не только по степени значимости, но и выводя одну из другой. Каждая модель имеет своих приверженцев и последователей, и свое логическое обоснование, а, значит, может представлять интерес в учебном процессе. Данная информация должна восприниматься, скорее, как информация к сведению, и информация к размышлению. В полном объеме воспринять тот или иной подход у студента вряд ли получиться, особенно без помощи опытного в этом вопросе специалиста, преподавателя.

 

4. Социальные и биологические потребности человека: их содержание, взаимосвязь и соотношение.

 

 

Социальные и биологические потребности человека могут существовать как сами по себе, так и во взаимосвязи. Сама проблема носит философский характер, т.к. является попыткой определить соотношение животного и общественного в человеке, т.е. его сущность. При появлении человека на свет, сразу после рождения, действуют только биологические составляющие потребностей, а потом, в процессе воздействия на него общества, они социализируются и к ним добавляются социальные составляющие.

Основная, ведущая, интегративная потребность, которая носит, как природный, так и общественный характер, и может выступать как в сознательной, так и бессознательной форме – это потребность жить, где природное можно определить фразой: «жить вообще», а социальное: «жить как». Она присуща любому, появляющемуся на свет организму, будь это растение, животное, насекомое или человек. Жить стремятся, хотят все. И если в природе, созданной человеком, т.е. культуре, таких жестких условий, чтобы сохранить жизнь, нет, то в естественном мире есть, хотя вмешательство человека и в этот мир и изменение его очевидно, например, домашние животные и др. существа. Но человеческое желание жить очень сильно отличается от желания жить в естественной природе.

Для того, чтобы жить любому организму необходимо соблюдение двух условий: наличие здоровья, энергии, чтобы быть в состоянии удовлетворять свои потребности и знания как это сделать. Если организм слаб, болен, то он просто не выживет в сложившихся условиях. В животном мире, среди птиц, существует необходимость помочь детенышу на начальном этапе его существования: подкормить, защитить, натаскать. Потом, повзрослев, они действуют сами, по мере сил и возможностей. А в отношении знаний, так они генетически заложены в организм природой, волчонка, например, не надо учить тому, что надо знать и делать, чтобы быть волком. Он им будет обязательно, и ни кем другим, главное ему необходимо помочь на начальном этапе и не мешать. В жизни не редко бывает так, что люди вмешиваются в процесс приспособления особи к естественной среде обитания и проявления ими жалости, сострадания навсегда закрывают им путь «домой».

В человеческом обществе удовлетворение потребности жить несколько иное, и необходимые для этого два условия несколько видоизменяются. Во-первых: с появлением сознания, уже в раннем возрасте, человек осознает конечность своего существования, что способствует появлению различных фобий, фантазий и даже спекуляций, связанных c переживанием осознанной конечности своего бытия, а точнее, смерти. У животных это носит неосознанный, инстинктивный характер и выражается или в переживании чувства страха, который предупреждает об опасности, хотя задача страха не только предупредить об опасности, но и способствовать мобилизации все силы, чтобы спастись, или нанести какой-нибудь урон противнику даже в предсмертном состоянии или в каких-то действиях, которые свершаются в предчувствии неизбежного. Для зрелого человека переживание чувства смерти не актуально, есть более важные проблемы, которые вытесняют его, тем более, когда это произойдет – неизвестно. Правда, если человек знает дату своего ухода из жизни, то это может повлиять на его психику и действия (обитатели хосписа).

Во-вторых, людям свойственно сохранять не только здоровое, но и больное потомство, иногда даже обреченных, не способных жить без посторонней помощи или приспособлений. Есть даже точка зрения, что мыслительные способности у этих физически ущербных детей, развиты лучше, чем у физически здоровых, что компенсирует их физическую неполноценность, т.е. люди делятся на тех, кто думает и делает, и тех, кто делать по каким-то причинам не может и сосредоточивает свои усилия в основном на мыслительных процессах. Это может относиться не только к физически и психически неполноценным людям, но и достигшим определенного возраста. По сути, забота о старшем поколении, гарантирует продление жизни младшим поколениям, т.к. первые передают им жизненный опыт, ощущают свою нужность, а последние, меньше допускают в своей жизни ошибок.

В-третьих, это знание как удовлетворять свои потребности. Для природных существ, помощь в этом вопросе если и нужна, то она носит недолгий и минимальный характер, осуществляясь на начальном этапе существования. Для человека это является длительным процессом достижения зрелости, который может упереться даже в поиск смысла его индивидуального существования, и который может открыться, когда жизнь уже прошла, а с начала, увы, ее не начнешь. Природа заложила в человека, на ранней стадии его существования, такое качество, как подражание, которое существует на до сознательном уровне, помогает адаптироваться к окружающей ребенка социальной и природной среде на примере более опытных людей, и впоследствии подменяется сознанием и бессознательными стремлениями. Во всяком случае, ребенка, который с раннего детства живет с волками, собаками или обезьянами и адаптируется, привыкает к их условиям существования, к человеческой жизни вернуть или очень сложно, или невозможно.

У человека потребность жить включает в себя две составляющие: природную, биологическую, инстинктивную и социальную, привнесенную извне, обществом. Биологические потребности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: первая группа включает в себя потребности, удовлетворяя которые индивид сохраняет самого себя, как физическое существо, вторая группа включает потребности, удовлетворяя которые индивид сохраняет свою родовую сущность. В первую группу биологических потребностей входят такие, которые роднят человека и животное: дышать, есть, пить, сон, тепло, общение, естественные надобности, двигаться, потребности сохранения здоровья и жизни, и, что интересно, две последние проявляют себя не с самого начала, а позже. У животных есть естественный ограничитель в удовлетворении данных потребностей, который не дает им переедать, пересыпать, перегреваться, и вообще, ничего не делать пере-, как бы говоря: «не вреди самому себе ». Если эту грань перейти, то данному живому существу будет трудно сохранить себя в мире, где идет постоянная борьба за существование. Даже растение, если сталкивается с избытком солнца, тепла, воды, удобрений - погибает.

Человек создал мир, в котором ему бояться, в принципе, некого и нечего, разве что другого человека. А так как удовлетворение перечисленных потребностей доставляет удовольствие, то удовлетворение их может выйти за пределы физиологической необходимости, поэтому человек может позволить себе удовлетворять данные потребности за пределами природной меры: переедать, пересыпать, перегреваться, насыщать себя чрезмерно жидкостью, что конечно, мало соответствует принципу «не навреди». Необходимо также учесть и наличие медицины, которая помогает вышедшему за пределы потребления человеку и страдающего от этого, вернуться в нормальное состояние. Тоже касается и домашних животных, которые всегда находились под защитой и контролем человека, соответствуя его целевым установкам, и которые утратили этот естественный ограничитель и потребление для них носит более длительный и безопасный характер. Новорожденные дети обладают, по началу, естественным регулятором, например, срыгивание избытка потребления пищи, реакция на перегрев, пересыпание, но со временем он у них теряет силу.

Потребности, удовлетворяя которые человек сохраняет свою родовую сущность. Задача -оставить потомство, куда входят сексуальная потребность и потребность в выхаживании этого потомства. Несмотря на то, что они присущи как животным, так и человеку, он их несколько модифицировал. Т.к. удовлетворение сексуальной потребности носит конфликтный характер, то у природных существ существуют природные регуляторы этого процесса: временное ограничение в форме сезонности, приоритетное право на это здорового, сильного организма, и то, что до периода полового созревания, сексуальное желание не возникает. В человеческом обществе эти регуляторы не работают: во-первых, отсутствует временное, сезонное ограничение сексуальной потребности: «Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь», во-вторых, уравнение в возможностях сексуального удовлетворения слабого и сильного с появлением оружия, богатства, власти и возможности изменять свои внешние физические данные, в-третьих, до появления половой зрелости, возможно появление полового любопытства, которому способствуют многие факторы. Удовлетворяя сексуальную потребность, любое существо, в принципе, способствует продолжению рода: кто-то берет количеством, а кто-то качеством, т.е. заботой. По сути, в человеческом обществе удовлетворение сексуальной потребности и потребности в воспитании потомства приобрело творческий характер и для кого-то может являться даже смыслом существования. К тому же, над ними надстраивается такое чувство, как любовь, которое перенастраивает как процесс сексуального удовлетворения для рождения здорового потомства, так и процесс выхаживания, формирует потомство скорее для себя, чем для жизни и является объектом спекуляции и фантазии различных сфер общественной жизни, от искусства до экономики (мы имеем в виду секс и любовь). Удовлетворение сексуальной полтребности, в основном, регулируется такими способами как инцест, брак, уголовное законодательство, моральные качества, проституция и сублимация.

К социальным потребностям относятся те, которые формируются в обществе и посредством общества. Перечислить их все практически невозможно, они меняются как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому мы объединим их в группы, каждая из которых обладает особой спецификой. Одна из самых простых классификаций социальных потребностей – это деление их, во-первых, на потребность в предметах, вещах, удовлетворяя ее, человек делает свою жизнь удобной, но может и превратить в смысл жизни, например, вещизм. Вещи, предметы постоянно изменяются, как количественно, так и качественно, как по форме, так и по содержанию, по этому, если человек смыслом своей жизни сделал приобретение и накопление вещей, то это и будет для него настоящей жизнью. Во-вторых, на потребность в знаниях, информации, на чем сосредотачивает свое внимание в основном учеба и наука, но в связи с тотальной компьютеризацией, погрузиться в мир информации может, в принципе, любой.

Удовлетворение этой потребности стало настолько привлекательным для многих, что они посвящают этому большую часть своего времени, отказываясь или ограничивая другие потребности. И, в третьих, это потребность пережить, испытать как можно больше чувственных ощущений, эмоциональных переживаний, которые может вызвать как человек, общество, так и природа.

Но классифицировать социальные потребности можно и другим способом. Первая группа – это - упорядоченные биологические. Процесс упорядочивания начинается практически с рождения ребенка, который выражается в режиме его жизни. В дальнейшем этот процесс может включать в себя регламентацию (иногда очень жесткую) как, где и когда необходимо удовлетворять биологические потребности. Такой процесс может называться этикет: (например, американский фильм «Красотка», когда главная героиня оказывается в ресторане и не знает, как там вести себя). Вторая группа – это эстетические потребности, которые делятся на эстетизированные биологические потребности, когда человек получает удовольствие не только от результата их удовлетворения, но и от процесса, т.е. стремится сделать это красиво. Голод можно удовлетворить и в столовой, и в походе, и в ресторане, и дома на кухне, и даже на ходу. И чисто эстетические, которые связаны в основном с искусством. Третья группа включает в себя духовные потребности – это знание, информация и чувства, переживания, ощущения. Особенность третьей группы заключается в том, что она наиболее индивидуализирована и составляет внутренний мир человека и то, что он в себя включает, и что понять часто сложно не только окружающим, но даже самому человеку. И это уходит из жизни вместе с ним, если, правда, не оставлено никаких, фиксирующих этот внутренний мир, источников: произведений искусства, мемуаров, эпистолярного наследия и других предметов.

Важной составной частью в анализе соотношения биологического и социального в человеческих потребностях является рассмотрение регуляторов процесса их удовлетворения. Это разум, сознание, это моральные ценности и, конечно, страх, которые тоже, по сути, выступают и как потребности. Человек может испытывать потребность думать, мыслить, испытывать моральные переживания, испытывать чувство страха. Разумный способ регуляции предполагает достижение цели на максимальном уровне с минимальными затратами и с минимальными негативными последствиями. Сознание как регулятор, предполагает знание результата удовлетворения потребности и достижения ее часто не зависимо от затрат и последствий. Разумение как потребность заставляет человека развивать и тратить интеллектуальные усилия в достижении цели и это может доставить ему удовольствие. Примером может быть решение различных по степени сложности головоломок, кроссвордов, сканвордов и др. задачек, большой интерес к приключенческой литературе, детективов, фантастике, в которых мозг держится в напряжении. В то же время, разум упорядочивает отношение человека с природой и обществом, устанавливая и заставляя соблюдать человека какие-то правила, ограничения и запреты. По сути, именно благодаря разуму, для того, чтобы достигнуть своей цели, человек способен подавлять, скрывать какую-то свою потребность или изображать нужную. Как говорил В.Шекспир: «Весь мир – театр, люди в нем – актеры». Разумный человек часто устает быть разумным, правильным и стремиться ограничить, уменьшить давление собственного разума на свою жизнь, почувствовать себя, хотя бы временно, свободным. Ниша, где такое давление минимально – это собственный дом, уютный и закрытый для посторонних: («в гостях хорошо, а дома лучше», «мой дом – моя крепость»). А способами, которые позволяют ослабить это давление, являются: природа, экстаз, спиртные напитки, сон. Вполне возможно разделить, даже выделить сознание как тоже один из способов регуляции удовлетворения потребностями. И если разумный человек, по сути, прагматичен, утилитарен, то сознание, как логический процесс, осознает результаты удовлетворения потребности и стремиться добиться этого результата даже не взирая на затраты и последствия. Не менее важными регуляторами, являются моральные, которые основываются как на сознании, так и на бессознательном состоянии, но обладают своими особенностями – это стыд, совесть, честь, долг, достоинство, мнение общества, жалость, сострадание, любовь, презрение. Эти свойства могут проявляться не только в обществе, среди людей, но и за пределами, например, по отношению к природе, к животному и другим видам природного мира. Еще одним важным регулятором удовлетворения потребностей человека является страх, он заложен в любой организм природой, т.е. в принципе, носит инстинктивный характер и предупреждает организм об опасности, а дальше организм сам решает: или идти наперекор ему, максимально сохраняя бдительность, или руководствуясь им стараться избежать опасности. Страх мобилизует организм, заставляя работать все части тела на преодоление опасности, даже те, которые были не включены в жизненный процесс или были включены на минимальном уровне, а также страх дает почувствовать человеку ценность собственной жизни, отодвинув назад другие потребности. Он заставляет отбросить все жизненные ценности, потребности, кроме потребности жить и, пережив его, человек начинает понимать, какую ценность представляет жизнь вообще, он как бы рождается заново, наслаждаясь дарованной ему жизнью. Обществу свойственно запугивание людей, чтобы создать и сохранить порядок. Для этого используются правовые нормы, сказки, угроза физического насилия. Человечество создало условия, когда бояться в принципе некого, кроме, себе подобного. А потребность пережить чувство страха, все-таки есть, правда, без драматических последствии. Именно поэтому люди пользуются аттракционами, смотрят всякие страшилки и ужастики, читают книги ужасов, связанные с насилием, стремятся туда, где опасность или неизвестность отсутствуют, кроме тех, для кого вообще свойственна склонность к риску.

Вывод: биологические и социальные потребности могут существовать как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Многие социальные потребности имеют биологическую основу. Но так уж получилось, что удовлетворяя свои потребности, человек часто пренебрегает чувством меры, что может привести и приводит к негативным последствиям. Даже, выработанные обществом социальные регуляторы, в которых человек тоже испытывает потребность, обладающие самодостаточностью, бывают недостаточно эффективны. Разум, сознание, мораль, страх, обладают своей спецификой как на разных этапах человеческого развития, так и в определенных ситуациях, в которых оказывается человек, группа и общество в целом. Несмотря на их существование и действенность, результат не всегда бывает однозначным и предсказуемым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: