этими подходами может представлять определенный, учебный интерес.




Потребность в сервисе.

 

Под понятием сервис понимается услуга, обслуживание, т.е. это такой вид деятельности, когда кто-то: человек или предмет – берет на себя часть усилий для того, чтобы избавить человека от необходимой деятельности по сохранению самого себя, получению удовольствий и улучшению процесса существования, как в труде, так и в быту, увеличению свободного времени и более эффективного его использования. Сервис начинается с разделения труда и создания орудий, способов, средств, которые облегчали жизнь наших предков. Сервис бывает предметный, когда для облегчения, улучшения жизни человека, придумываются и создаются какие-нибудь предметы, и человеческий, когда для этого используется человек, а бывает и комбинированный, когда используются и человек и средства. Сервис бывает добровольный, взаимовыгодный, а бывает и принудительный, когда человек используется как средство удовлетворения потребностей. Такими были рабы, слуги. Важной, наиболее значимой и по объему очень большой и разнообразной, является такая часть сервиса, которая называется благо, и которая лежит в основе экономики и экономических отношений. Причиной сервиса могут быть и эмоциональные переживания человека, т.е. чувства, которые могут охватить его: любовь, привязанность, долг, сочувствие, сострадание и др.

Рассмотрение сервиса, сервисных отношений может считаться своеобразным выводом, подведением итогов анализа человеческих потребностей. Ведь сервис, потребности, человек – это три, в принципе, нерасторжимых явления, друг без друга которые, существовать не могут. Человек, как существо коллективистское, не состоялся бы без сервиса, без того, что помогло ему состояться: знаний, орудий, способов, других людей. В то же время, сервис, в настоящее время стал важнейшей потребностью людей. Например, без использования огня, человек не состоялся бы, поэтому огонь и важнейшее благо и важнейшая форма сервиса. Жизнь в коллективе, потребность в нем, является первостепенным для человека. Как после рождения, так и в старости, человек не состоянии сохраниться без сервиса. Не состоялся бы без потребностей в нем, без того времени, информации, привычек, которые он получает, приобретает благодаря сервису, чтобы стать, состоятся человеком и двигаться по пути совершенствования себя, общества, культуры, даже природы. Поэтому разговор о потребностях, это разговор о сервисе, разговор о человеке, как цели сервиса, условии сервиса, средстве сервиса. Хотя потребности и сервис нельзя полностью отождествить, понятие потребностей по объему несколько больше, чем сервис, есть такие потребности, которые можно удовлетворить без сервиса, а вот сервиса без потребностей не бывает, хотя некоторые потребности носят противоположный целям сервиса характер (например, охрана заключенных, уж их то такая форма их обслуживания совершенно не устраивает, а вот для общества в целом она является необходимой). Если собираешь плоды дикой природы, пьешь воду из естественного источника, греешься на солнышке, дышишь свежим воздухом и другие, чаще всего, естественные удовлетворяемые потребности, которые связать с сервисом сложно. Есть потребности, которые являются результатом существования и воздействия сервиса, есть такие, которые сервис сопровождает, помогая их удовлетворять. Существует общее представление, что сервис, его развитие способствует увеличению свободного времени, как индивидуального человека, так коллектива и общества, уменьшает затраты на быт и труд. Но если учитывать все временные затраты, которые используются на создание различных новых сервисных технологий, и то, что их потребление на сегодня приобрело характер принуждения, то вывод получается противоположный: в масштабах общего социального времени досуг практически отсутствует.

Так уж получилось, что большинство людей – это потребители, пусть они будут иногда хоть и утонченные, эстетизированные, но потребители. У некоторых людей, их домашние существа содержаться лучше, чем многие из людей и потребление, и сервис их достаточно высокий, но все равно, они остались на уровне потребления, а человек, как личность, может состояться тогда и только тогда, когда он творит, творит и себя, и окружающий его мир, творит сервис и творит благодаря сервису. Можно, конечно предположить, что Рай – это абсолютный сервис, его предельное состояние, предельный уровень, но представить такой предел - это довольно-таки сложно даже футурологам и фантастам. Хотя понятно, что в раю пребывает только душа человека, а душе без тела сервис не особенно-то и нужен, А вот в Аду сервис необходим, кто-то же должен мучить грешника, используя для этого различные сервисные приспособления и условия.

По существу, сервис - это такой вид деятельности, который позволяет человеку или группе не тратить или свести к минимуму только свои усилия, свое время для удовлетворения своих потребностей, а возложить эти обязанности на других, переводит индивида из автаркического, замкнутого только на себя, состояния в социально связанное, зависимое. Сервис начинается с разделения труда, которое может носить как вынужденный, т.е. сервис как естественная необходимость (забота о детях, стариках, беременных, больных, даже о вожаках), так и добровольный, взаимовыгодный характер, основываясь на правиле: «ты – мне, я – тебе», а также принудительный характер (рабы, например). Всеми качествами сервиса, поначалу, обладал обмен, торговля, которые во многом способствовали экономическому развитию общества. И, если на начальных этапах развития общества большинство людей были заняты добычей средств существования, а сервисом занимались небольшая их часть, то в современных, индустриально развитых, информационных обществах, на сервис нацелено большинство населения, более 70%. По сути дела, сервис индустриализовался, появились такие мощные сервисные отрасли как транспорт, энергетика, связь, зрелища, строительство, торговля, общественное питание, образование, охрана здоровья, наука и др.

В настоящее время не только сервис зависит от человека, нуждается в нем, но и человек стал зависим от него. Когда отключается электричество, возникает бензиновый голод и др. проблемы, человек становится слабым и беспомощным, а результаты развития сервиса, например, использование таких видов энергии, как нефть, уголь, газ, ядерная – могут погубить человечество в результате экологической или ядерной катастрофы. Сколько в мире гибнет людей под колесами такого вида сервиса, как транспорт. Такое состояние тотальной зависимости от сервиса приводит к тому, что некоторые стремятся уйти из городов на природу и максимально снизить потребность в сервисе, жить естественной, природной жизнью. Можно даже утверждать, что сервис перемещается в разряд первостепенных потребностей. Один человек может позволить уйти из мира тотального сервиза (цивилизации) в природу, но общество в целом - сомнительно, особенно, добровольно. Но в катастрофических ситуациях это может произойти, когда человек вынужден мириться с понижением уровня сервиса.

Главными задачами индустрии сервиса в современных условиях и его основными функциями становятся: первое - освобождение как можно большего свободного времени человека для занятия творчеством по собственному усмотрению и выбору и даже по выбору общества: второе – это дать возможность повышения профессионального мастерства в избранной сервисной деятельности, что повышает качество услуги; третье – это создание максимальных, разносторонних удобств и получение максимального удовольствия от жизни, благодаря сервису. Правда развитие сервисной техники не только оптимизирует человеческое существование, но и привносит в него, как говорилось ранее, элементы катастрофизма. Кроме того, предлагая новые стратегии действия, она, техника, искореняет определенные телесные навыки. Необходимо помнить, что с изобретением самолета, появляется и первая авиакатастрофа, а с вхождением в быт поездов и автомобилей, такие навыки как пешие прогулки или мастерство наездничества уходит в прошлое. Шлейф неблагополучных последствий можно проследить по отношению к каждому техническому изобретению. А феномен всеобщей компьютеризации, с одной стороны, позволяет совершить неограниченные виртуальные путешествия, а с другой стороны, мы имеем инертные прикованные к мониторам тела, с оскудевающим ресурсов способностей.

Под сервисом понимается не только человеческий фактор, но и различные виды техники, предметов, их разнообразие, многообразие и развитие, которые делает жизнь проще, удобнее, приятнее: многоканальное телевидение и радио, мобильные телефоны, компьютерные технологии, робототехника и многое другое, то, что окружает и то, чем пользуется человек, и что является для него в настоящее время насущной потребностью, даже необходимостью, которую он стремится удовлетворить, и нормальной жизни без которой, не представляет. Вообще, анализируя процессы, которые происходят в сервисе, складывается впечатление, что человеческий фактор в сервисе постепенно минимизируется, и, возможно, когда-нибудь будет сведен к нулю.

У сервиса есть и негативные особенности, когда за это дело берутся некомпетентные люди. В связи с тем, что уровень жизни, а соответственно, и экономического развития различных государств неодинаковый, граждане стран с более низким уровнем развития, стремятся поднять его, стараясь заработать в более высокоразвитых странах. С одной стороны, входя в цивилизацию, имеющую более высокий уровень развития, они сами цивилизуются: изменяется уровень их потребления, приобретают новые профессии и повышают уровень квалификации, способствуют повышению уровня жизни близких на своей Родине. Но они, в большинстве своем, остаются потребителями и озабочены в основном только одним: желанием получить за свой труд оплату как можно больше, берясь за любую работу, зачастую не имея ни достаточного образования, ни профессионального мастерства, ни опыта. Поэтому одной из насущных современных проблем сервиса является такая, когда за услугу берутся люди низко профессиональные и малоопытные, которые нацелены только на деньги, и которые не хотят и даже не могут нести ответственность за результат своей деятельности. Другой, не менее важной проблемой, является стремление выдать желаемое за действительное, подменить в форме ее содержание, а говоря откровенно – это совершить мошенничество в сфере сервисных услуг, когда под видом качественной и нужной услуги, преподносится совершенно обратное, противоположное ей по содержанию и результатам. И это может выясниться позже и даже привести к трагическим результатам: не качественный продукт, не качественный ремонт, не соответствующий профессиональным качествам документ, не соответствующий ролевой функции статус и т.п. Такие явления в сервисе заставляют потребителей или удовлетворять потребность собственными силами, или получить гарантии качественного выполнения услуги

Вывод: данная работа посвящена с одной стороны – раскрытию содержания понятий: потребность, личность, сервис, благо, а с другой стороны – попытаться показать, как они связаны между собой, но не только на уровне категориального анализа, но и в реальной жизни. Данное пособие в основном обозначает проблему и делает попытку ее разрешить, но не в полной мере. Это дело скорее науки, чем учебного процесса, но приоритеты обозначены, и возможности для полемики остаются открытыми, тем более, что профессиональная деятельность выпускников данного учебного заведения имеет именно эту направленность, а значит, актуальность данной проблематики, скорее возрастает, чем ослабевает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: