Проповедь Иисуса Христа на горе




Введение

 

Возникновение христианства связано с деятельностью религиозного учителя и проповедника Иисуса из Назарета (небольшой город в Галилее, на севере Палестины). Его прозвище Христос является греческим переводом еврейского слова Мессия. Основное содержание Нагорной проповеди Иисуса Христа в призыве к смирению, покаянию, долготерпению, провозглашении первенства искренней веры и добра над ветхозаветными ритуалами, утверждении любви и милосердия.

Актуальность исследования Нагорной проповеди заключается в том, что именно в этом источнике сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Христианство же как мировая религия сформировало особую форму мышления, распространившуюся на большую часть человечества. Кроме того, Нагорная проповедь, утверждающая основы христианской любви, является одним из основных источников христианского пацифизма.

Цель работы: рассмотреть особенности Нагорной проповеди Иисуса Христа как основного содержания христианского учения.

Задачи работы:

. Проанализировать проповедь Иисуса Христа на горе как комплекс христианских новозаветных положений;

. Охарактеризовать и проанализировать структуру проповеди, ее основные варианты толкования;

. Проанализировать основной тезис проповеди "Бог есть любовь".


Проповедь Иисуса Христа на горе

 

Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название "гора Блаженств". И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в (Матфей, 5:1) более точно переводится как "гористая область" или "холмы", а не просто "гора".

Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. "Рога Хиттина", поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии. Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств - это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума.

С середины XX века, после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма, посвященного Заповедям Блаженства, именно она стала известна как гора Блаженств. Склон горы представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой. Сегодня христианские паломники всех вероисповеданий и просто туристы посещают как гору Блаженств именно эту вершину.

Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей. Матфей делит учение Иисуса на 5 частей, Нагорная проповедь из них первая. Другие касаются учеников Христа, церкви, Царствия Небесного, а также жёсткое осуждение книжников и фарисеев.

Самая известная часть Нагорной проповеди - Заповеди Блаженства, помещённые в начале Нагорной проповеди. Также в Нагорную проповедь входят молитва Отче наш, заповедь "не противиться злому" (Матфей, 5:39), "подставить другую щёку", а также "Золотое правило" (общее этическое правило, которое можно сформулировать как "поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам". Известна и отрицательная формулировка этого правила: "не делайте другим того, чего не хотите себе"). Также часто цитируются слова о "соли земли", "свет мира", и "не судите, да не судимы будете".

По сказанию Евангелиста Матфея, вся эта проповедь была произнесена Иисусом на горе в продолжение одной беседы; из сказаний же евангелиста Луки можно вывести заключение, что различные части этой проповеди были произнесены в разные времена и при различных обстоятельствах; и так как евангелист Матфей вовсе не имел в виду излагать учение Иисуса Христа в последовательном его развитии, а стремился только правдивым повествованием своим доказать евреям, что Иисус был тот именно Мессия, о котором писали пророки, то некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну проповедь различные поучения Иисуса, сказанные им в разные времена. Но скорее можно допустить, что Нагорную проповедь верна в том именно виде, как изложил ее евангелист Матфей, а затем, при других подходящих случаях, в разные времена, Иисус Христос повторял многое из того, что сказал на горе.

В Нагорной проповеди Иисус Христос отвергал те ветхозаветные законы, которые призывали людей к мщению, к проклятиям, лицемерию.

"Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, пройди с ним две. Тому, кто просит, дай; от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся. Вы знаете, что было сказано: "Люби ближнего и ненавидь врага!" А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами своего Небесного Отца, ибо он велит всходить солнцу и над добрыми и над злыми и посылает дождь и для праведных и для грешных. Не осуждайте - и вас не осудят, потому что каким судом судите, таким осудят и вас, и какой мерой мерите, такой отмерят и вам. Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, а в собственном бревна не замечаешь? Как же ты можешь говорить своему брату: "Дай я выну соринку из твоего глаза?" Посмотри, у тебя в глазу бревно! Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза и тогда увидишь как вынуть соринку из глаза брата" (Евангелие от Матфея, 5, 38-45)

Если в Ветхом Завете в основу идеальных человеческих взаимоотношений полагался строгий абсолютный закон, требующий немедленного осуждения виновного, то в Новом Завете, который принес Иисус Христос, во главу угла кладется любовь как движущая сила нового, духовно возрожденного человека по вере в спасительную жертву Сына Божия.

Христианская любовь не господствует и не властвует, она, по слову ап. Павла: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

В Евангелии от Матфея Иисус садится перед произнесением проповеди, что может означать, что она не была предназначена для всего народа. Учителя в синагоге всегда сидели, преподавая учение. Матфей показывает, что ученики были основными слушателями Христа, и этот взгляд поддерживает церковная традиция, что отразилось в произведениях искусства (на картинах ученики сидят вокруг Иисуса, а народ на отдалении, хотя и может слышать произносимое). Некоторые ученые считают, что проповедь была предназначена для трёх групп слушателей: учеников, народа и всего мира. Иоанн Златоуст считал, что проповедь была предназначена для учеников, но должна была распространиться и дальше, и поэтому была записана.

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:

- "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона" (Матфей, 5:17-18);

- "Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди" (Матфей, 19:17);

- "Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?" (Иоанн, 5:46-47);

- "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лука, 16:31).

Структура проповеди

 

Нагорная проповедь состоит из следующих частей:

Введение. Собирается большая толпа, так как Иисус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить.

Блаженства. Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном. Христос даёт обетование блаженства. В Евангелии от Матфея восемь (или девять) блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре "горе вам". У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения. Притчи о Соли и свете завершают заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему, и вводит следующую часть

Объяснение Закона. Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному. Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его. Так, например, заповедь "не убий" истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство. Греховность прелюбодеяния - нарушения супружеской верности усматривается даже во взгляде на женщину "с вожделением".

Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемой Антитезами (см. Истолкование закона Моисеева Иисусом): за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Иисуса.

Нагорная проповедь о лицемерах. Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся "напоказ", ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ небесного Царствия.

Молитва Господня. Молитва "Отче наш" введена в часть Нагорной проповеди, посвящённую лицемерам. Это - пример молитвы, которой следует молиться Богу. Молитва Господня содержит параллели к Первой книге Паралипоменон.

Не судите, да не судимы будете. Иисус говорит, как просто избежать осуждения и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.

Завершение Нагорной проповеди (Благость Небесного Отца и святость). Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчёркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога. Основание должно покоиться на камне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: