Толкования нагорной проповеди




 

Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие святые отцы и учителя церкви, например Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на толковании Закона Моисея, а затем и новая литература стала изобиловать трактатами, ему посвящёнными. Видное место отводится Нагорной проповеди во всех главнейших экзегетических трудах. В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Нагорной проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её (напр. Филарет Московский, Макарий Московский, Димитрий Херсонский, Виссарион Костромской и многие др.). Часто затруднение у читающих Нагорную проповедь вызывает строка "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Священнослужители (как православные, так и католические) интерпретируют "нищих духом" не как бездуховных людей, а как людей, понимающих свою потребность в духе, алчущих духовности, а также людей смиренных, считающих себя недостаточно духовными и совершающими активные действия для восполнения духовной нищеты.

Один из сложных вопросов христианского богословия - насколько учение Нагорной проповеди совместимо с повседневной жизнью христианина. Богословы различных христианских конфессий по-разному толкуют Нагорную проповедь.

Буквальное понимание учения отвергает любые компромиссы. Если верующий, следуя Писанию, лишается чего-либо земного, это не должно быть препятствием к выполнению слов Евангелия. Так Нагорную проповедь понимали Франциск Ассизский, Дитрих Бонхёффер, Лев Толстой в последние годы жизни. Так понимали Нагорную проповедь и восточные Отцы Церкви. Среди протестантов к такому взгляду близки анабаптисты, и еще в большей степени - современные анабаптистские группы - меннониты и хуттериты.

Изменение текста Евангелия - один из методов, довольно распространённый, но не относящийся ни к одной из конфессий. В древности писцы просто изменяли текст, чтобы сделать проповедь более простой для понимания. Так, писцы изменили фразу "всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду" на фразу "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". "Любите врагов ваших" заменено на "молитесь за врагов ваших" в Оксиринхском папирусе; исключение для совершения развода "кроме вины любодеяния", возможно, добавлено Матфеем, так как его нет в аналогичных местах.

Гиперболическое толкование, одно из самых распространённых, гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в Нагорной проповеди, - только лишь гиперболы, и в реальной жизни они не должны выполняться столь категорично. Большинство толкователей, впрочем, действительно согласны, что некоторые положение Нагорной проповеди гиперболистичны, однако нет общего мнения, какие части должны пониматься буквально, а какие - нет.

Согласно методу основных принципов, близкому к гиперболическому толкованию, Иисус в Нагорной проповеди не предлагает слушателям инструкций к выполнению, а только определяет основные принципы, которыми следует руководствоваться в жизни. Общие принципы иллюстрируются в проповеди примерами.

Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования. Всё учение Нагорной проповеди делится на общие положения и частные случаи. Выполнение первых является необходимым условием спасения и обязательно для всех христиан; вторые - для совершенствующихся в Боге, их должны исполнять клирики и монахи. Так толковал Нагорную проповедь блаженный Августин Иппонский и тщательно разработал св. Фома Аквинский; подобное толкование дошло до нас в Дидахах: "Если ты способен нести полное иго Господне, ты будешь совершенным; но если ты к этому неспособен, делай то, на что ты способен". Такой взгляд популяризовал Джеффри Чосер в "Кентерберийских рассказах".

Толкование два мира, разработанное Мартином Лютером, отвергшим римско-католический подход. Лютер разделял существование человека в духовном плане и в материальном, и считал, что безоговорочно Нагорная проповедь относится только к духовному миру. Во временном, материальном мире обязательства человека перед семьёй, обществом и государством вынуждают его идти на компромисс. Так, судья вынужден выносить приговоры преступникам, но в душе он должен скорбеть о погибших душах.

Толкование Нагорной проповеди, основанное на поиске аналогий в Писании, возникла вместе с библейской критикой. Внимательное чтение Писания показало, что некоторые из наиболее радикальных указаний Нагорной проповеди смягчаются другими местами Нового Завета. Например, Иисус, казалось бы, запрещает любую клятву, но апостол Павел клянётся в своих посланиях как минимум дважды; таким образом, возможно, возможны исключения. С другой стороны, следует отметить, что сам апостол Павел вряд ли мог присутствовать на Нагорной проповеди лично.

Толкование, суть которого можно описать фразой "не что делаешь, а как делаешь", было разработано в XIX веке. Истоки его можно найти у блаженного Августина. Важно не то, что делает человек, а то, каким духом проникнуты его поступки.

Альберт Швейцер популяризовал толкование временной этики. С этой точки зрения, Иисус был уверен, что конец света наступит очень скоро, и, таким образом, жизнь в материальном мире его не интересовала.

 


Проповедь любви

 

Иисус Христос в основу своего учения положил любовь ко всем без исключения, притом не только к любящим, но и ненавидящим нас. "Любите, врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Кроме того, вступление в Царство Небесное он обусловил кротостью, милосердием, чистотой даже помыслов, а эти чувства и всепрощающая любовь несовместимы с обычаем мести, с причинением страданий любимому существу, с воздаянием злом за зло. Вот почему, требуя от своих последователей иной праведности, Христос сказал: "А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; то есть: вовсе не мсти, никогда и никому; не причиняй страданий ближнему, которого ты должен любить, не воздавай ему злом за зло".

По словам Иисуса Христа, любовь к ближнему - это проявление высших нравственных чувств, отличающихся чистотой, самоотверженностью и бескорыстием. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине". Любовь земная, построенная на выгоде и расчете в одном случае, на чувственных наслаждениях в другом случае, резко отличается от любви Небесной. Любовь Небесная - это чистое, возвышенное, бескорыстное чувство, несущее в себе искренний порыв христианской души к ближнему. Любовь к ближнему, и даже к врагу, несет благо и добро, сострадательность, заботливость и милосердие ближнему, основывается на бескорыстии и искренности. И если враг ближний обидел, то искренняя любовь к ближнему должна содержать в себе всепрощение не на словах, а на деле.

Поэтому истинное понимание заповеди о любви к ближнему основано на совершении добра врагу. Добро может проявляться в разных видах и формах. Например, в виде помощи или заботы. Но в любом случае совершение пользы должно быть сделано искренне, добровольно и бескорыстно. Прощение, адресованное врагу, как раз и нужно для того, чтобы произошло полное освобождение от ненависти и неприязни к нему. Только когда не будет обиды на врага, возможно искренне совершить бескорыстное добро.

Евангелие Иисуса Христа перевертывало и практику человеческих социальных взаимоотношений: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий". Суть и дух учения Иисуса Христа противоречит господству и властвованию одного человека над другим. "Заповедь новую даю вам, - завещал Христос ученикам, - да любите друг друга".

Совершая добрые дела, человек поступает как настоящий христианин. Истинная христианская любовь может сотворить великие чудеса с человеком, который живет по заповедям Божьим. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" - истинное понимание заповеди о любви к своему врагу. Помогая своему врагу, человек одновременно помогает себе самому, что выражается в том, что человек нашел силы в своей душе для того, чтобы перевоспитать себя, преодолеть в себе ненависть и обиду, и искренне полюбить врага своего всепрощающей и бескорыстной любовью.


Заключение

 

Основные морально-этические нормы Учения Христова изложены в знаменитой Нагорной Проповеди, - одной из бесед Спасителя с людьми, произнесенной непосредственно вслед за избранием апостолов на горе Курн-Хатин, находящейся на половине дороги между городами Фавором и Капернаумом.

Содержание Нагорной Проповеди излагается в двух Евангелиях: в Евангелии от Луки и с особенной подробностью передается в Евангелии от Матфея.

В первой части Нагорной Проповеди излагаются требования, которые указываются людям от имени Бога и за исполнение которых обещается награда от Бога ("Заповеди Блаженства"):

Во второй части Нагорной Проповеди ней он выступает как реформатор морального кодекса классического иудаизма с его принципом талиона ("око за око, зуб за зуб") с позиций любви к Богу и ближнему как к самому себе. нагорный проповедь христос любовь

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

 


Список литературы

1. Корнюшин И.В. Паломничество во Святую Землю: 150 лет Русской Духовной миссии в Иерусалиме. М.: Эком-Пресс. - 1997 г.

. Мень А. История религии: учеб. пособие. В 2 кн.- М.: Издательская группа "ФОРУМ-ИНФРА-М", 2001.

. Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. - М.: Академический Проект, 2006. - 1254 с.

. Религии мира. 10-11 класс.: пособие для общеобразовательных учеб. заведений/ Л.Г. Жукова, А.В. Журавский, А.В. Пименова, Н.В. Шабуров.-М.: Дрофа: Наталис, 1997.-272 с.

. Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю. - Герцлия: Исрадон,2008. - 784с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: