Парламент: сущность и роль в жизни общества.




ТЕМА: ВЫСШИЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Вопросы темы:

1.Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Функции парламента

3. Глава государства, его функции.

4. Правительство: общая характеристика.

5.Бюрократия. Проблема бюрократизма.

Вопрос1.

Парламент: сущность и роль в жизни общества.

Исторический опыт свидетельствует: государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где на практике реализован принцип ее разделения на законодательную (парламент), исполнительную (глава государства и пра­вительство) и судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции). Поскольку судебная власть является предметом изучения юридических наук, ограничимся рассмотрением предназначения и устройства выс­шей законодательной и высшей исполнительной власти.

 

Парламент (англ. parliament, от фр. parler — говорить) — высший представительный, законодательный орган государства.

Впервые однопалатный парламент был образован в Великобритании в XIII в. (1265 г.), а с середины XIV в. он стал двухпалатным. Реальное значение как законодательное собрание он приобрел после буржуазных революций XVII XVIII вв. Парламент под разными названиями существует почти во всех стра­нах мира. Законодательное собрание в Великобритании, Италии называют парламентом; в СЛИЛ конгрессом; в Израиле — кнессетом; в Швеции риксдагом; в Рос­сии - Федеральным собранием; в Беларуси — Нацио­нальным собранием.

Парламент бывает одно- (Дания, Швеция, Финляндия и другие страны) и двухпалатным (США, Канада, Герма­ния, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.).Например, Конгресс США состоит из палаты представителей и сената, парламент Франции из Национального собрания и сената, в Великобритании — формально из монарха и двух палат (палаты общин и палаты лордов), в России из Совета Федерации (верхняя палата) и Государствен­ной Думы (нижняя палата).

Нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно обладает менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя (например, в США депутаты палаты представителей избираются на 2 года, в то время как сенаторы — на 6 лет). Объясняется это стремлением к стабильности и преемственности в работе депутатского корпуса. Во многих государствах верхняя палата выступает свое­образным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В США обе палаты равноправны.

Однопалатные парламенты и нижние палаты (двухпалатных парламентов) всегда формируются путем выборов.

Верхние палаты образуются по-разному:

1) по принципу наследования (Великобритания);

2) по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.);

3) по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция).

В Беларуси верхняя палата — Совет Республики -формируется по принципу территориального представи­тельства (по 8 человек от каждой области и Минска и 8 человек назначает президент).

В большинстве стран мира при формировании парламента существуют численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Эти ограничения способствуют деловому обсуждению проблем и эффективному законотвор­ческому процессу. К примеру, численность депутатов на­родной палаты Индии не превышает 547, Палаты общин Великобритании 650, Конгресса США 535, Нацио­нального собрания Беларуси — 174 (110 — Палата представителей, 64 Совет Республики).

Отметим, что заседания палат в полном составе прово­дятся весьма редко, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (лат. quorum присутствие достаточно). Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов — 3 человека, хотя общее количество ее членов составляет более 1000 человек. Белорусский парламент принимает законы при нали­чии не менее 2/3 депутатов.

Законотворческая работа требует от членов парламента высокого уровня образованности, профессионализма. Это было ясно уже основателям Америки, ибо на конституционном конвенте в Филадельфии в 1787 г., который за­ложил основы государственности США, среди 55 делега­тов 12 человек занимались юридической практикой, а 33 имели юридическое образование. Примерно 50 % депутатов Конгресса США — профессиональные юристы, а остальные — преподаватели вузов, экономисты, бывшие журналисты и работники аппарата Конгресса США, т.е. специалисты высокого уровня.

Компетентность депутатов — важное, но не единствен­ное условие для эффективной работы парламента. Пред­ставляется важным, чтобы его работа была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятель­ностью. Конституция нашей республики закрепляет рабо­ту депутатов Палаты представителей на профессиональ­ной основе.

Для большей эффективности и упорядоченности зако­нотворческой деятельности парламент структурирован.

Основным элементом в каждой из палат являются ко­миссии, или комитеты, разрабатывающие основы зако­нопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (напри­мер, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по междуна­родным делам, по парламентской этике, по экономическим вопросам и т.д.).

Важную роль в работе парламента играют фракции (фр. fraction разламывание организованная по поли­тическим интересам группа). В некоторых странах фрак­ции называются "парламентскими группами" (Франция, Германия), "парламентскими клубами" (Австрия) и т.д. Они объединяют в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Если же группа малочисленна, то она формально может примыкать к какой-либо другой фракции. Признанная фракция имеет право на свое поме­щение в здании палаты для проведения заседания, пользу­ется библиотекой с определенными привилегиями, имеет право на различные услуги со стороны секретаря. Она участвует в формировании органов палаты (в частности, постоянных комиссий). С политическими фракциями спикер консультируется по вопросам деятельности палаты.

Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие ее представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

Обсуждение законопроектов предполагает столкнове­ние различных точек зрения, конфликтные ситуации. Внести упорядоченность, координировать действия различных политических сил призван председатель (в англо­язычных странах — спикер) парламента. Обычно он изби­рается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодей­ствии с другими органами, следит за расходованием фи­нансовых средств палаты, за работой ее административно­го аппарата.

Таким образом, в число руководителей представитель­ного органа входят спикер, председатели комиссий и ко­митетов, лидеры партийных фракций.

Члены обеих палат имеют парламентские привилегии: 1) иммунитет, т.е. парламентская неприкосновенность, оз­начающая, что депутат не может быть привлечен к ответ­ственности и вызван в суд в качестве свидетеля без принятия соответствующего решения парламентом; 2) индемнитет, т.е. депутат не несет ответственности за выступления в пар­ламенте и те меры, которые он поддерживал голосованием.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: