Вопрос 2: Функции парламента




1. законотворческая(главная функция) —вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.

Осуждение законопроектов на пленарном заседании происходит, как правило, публично, в комиссиях при закрытых дверях. В большинстве стран вначале законо­проект рассматривается вначале нижней палатой, верхняя же палат его одобряет, изменяет либо отклоняет.(Принятие закона затруднено, если обе палаты наделе­ны одинаковыми полномочиями. В этом случае законо­проект, изменяемый то одной, то другой палатой, может обсуждаться бесконечно (эта практика получила название "челнока" и с ее помощью можно провалить любой неу­годный закон). Чтобы этого избежать, из представителей обеих палат создается согласительная комиссия для выра­ботки приемлемого текста. Если же отклоняется и он, то законопроект не принимается.

2. представительская - избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мне­ние граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens — отсутствующий, равнодушное отношение граждан к поли­тической жизни, уклонение от участия в ней, в частности, в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических и социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое пред­ставительство, хотя и составляет значительную часть насе­ления страны.

3. функция обратной связи (тесно связана с представительской), без которой органы государ­ственной власти не могут обеспечить социальную поддер­жку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями: это письма, брифинги, "круглые столы". В США практику­ются званые обеды и ужины, правда, для рядового граж­данина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов.

4. формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств. В истории США можно найти ряд приме­ров, когда Конгресс, используя "право кошелька", фор­мировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на со­держание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге выну­дил Белый дом вывести их оттуда.

 

Более широкими полномочиями обладают депутаты в странах с парламентарными формами правления. Так, во многих парламентских республиках главу государства из­бирают законодатели. В их компетенцию входит также формирование правительства и контроль за его деятель­ностью.

Формы контроля разнообразны: устные и письменные вопросы, интерпелляции (лат. interpellatio — перебива­ние речи, жалоба перед судом) — запросы, адресуемые депутатами премьер-министру или министру с требовани­ями дать объяснение по какому-либо поводу или факту. От вопроса интерпелляция отличается тем, что ответ дол­жностного лица обсуждается палатой и по нему может быть принята соответствующая резолюция. Иногда это за­вершается вынесением вотума недоверия министру или всему составу правительства. В большинстве государств интерпелляция может быть представлена лишь от имени определенного числа депутатов: в Финляндии это не ме­нее 20, в ФРГ - не менее 30 человек. Ответ на интерпел­ляцию должен быть дан в определенный срок, как прави­ло, до двух недель. Институт интерпелляции существует не во всех странах. Его роль возрастает с демократизацией политической жизни общества и власти.

В ряде стран (Франция, Италия, Бельгия и др.) пар­ламент имеет так называемую счетную палату, которая проверяет финансовую деятельность государственных предприятий и счета по использованию государственного бюджета.

5. внешнеполитические функции. К ним относятся:

1) утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;

2) ратификация и денонсация международных договоров;

3) объявление войны, заключение мира и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: