Сущность государства, основные теории его происхождения




В политологии тема государства является одним из важнейших вопросов. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти, проникает во все виды человеческой деятельности. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних. Образование, здравоохранение, экономика и даже те стороны жизни, которые мы считаем частными (заключение или расторжение брака, вероисповедание и т.п.) так или иначе, находятся под воздействием или под контролем государства.

Многие исследователи политической науки очень часто политологию понимают как исследование государства, его институтов, воздействие государства на гражданское общество. На современном этапе актуальными идеологическими дискуссиями остаются вопросы, связанные с функциями государства, особенного в его современном состоянии. Таким образом, государство и государственная власть остаются центральными проблемами политической науки на современном этапе.

Что же такое государство? Термин «государство» используется в различных смысловых нагрузках: и как совокупность институтов, и как географическое понятие как инструмент принуждения или угнетения. Эндрю Хейвуд отмечает, что сложилось три подхода на традиции понимания государства: идеалистическая, функциональная и организационная.

Истоки идеалистической традиции восходят к трудам Г. В. Ф. Гегеля. Он выделил три момента социального бытия: семью, гражданское общество и государство. В рамках семьи, по его мнению, действует «партикулярный альтруизм», побуждающих людей забывать о своих собственных интересов во имя блага детей и старших в семье. Гражданское общество выступает областью «всеобщего эгоизма», где индивид ставит свои интересы выше интересов других людей. Государство в этой схеме для Гегеля было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом, порождает некритическое отношение к государству, он оказывается неспособным провести четкую грань между теми институтами, которые относятся к государству и теми, которые относятся к гражданскому обществу.

Функциональный подход к государству сфокусирован на том, каковы роль и цели государственных институтов. Главной функцией государства здесь объявляется поддержание общественного порядка, собственно же государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе. Слабость функциональной точки зрения состоит в том, что здесь, в сущности, ассоциируется вообще любой институт, поддерживающий порядок (семья, СМИ, церковь, профсоюзы).

С позиции организационного подхода государство предстает аппаратом управления в широком смысле, то есть как комплекс институтов, имеющих явно выраженную публичную природу в том смысле, что они отвечают за организацию общественной жизни и финансируются за счет общества. Достоинство этого подхода – четкое разграничение государства и гражданского общества. Государство охватывает различные институты управления – чиновничество, армию, полицию, суды, систему социального обеспечения и т.д. Поэтому происхождение современного государства можно вести от Европы 15-16 столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления, постепенно подчинившие себе все институты и структуры, духовные и светские. В 1648 году в Вестфальском мирном договоре было впервые сформулировано понятие государственного суверенитета. Организационный подход позволяет уяснить то, что обычно стоит за фразами «расширить сферу государства», или наоборот «отодвинуть государство к прежним границам» - все то, о чем мы говорим, когда имеем ввиду необходимость расширить или сократить сферу ответственности государства, увеличить или уменьшить государственный аппарат.

Итак, теперь мы можем выделить пять основных признаков государства:

1. Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, находится над всеми общественными структурами. Томас Гоббс выразил эту идею, представившего его в виде «Левиафана» – огромного морского чудовища. Суверенная верховная власть дает ему жизнь; договор - его рождение; власть - его душа; советники - его память; правители и чиновники - его члены; справедливость и закон - его разум и воля; награды и наказания - нервы; деньги - его кровь; благо подданных - его цель и занятие; колонии - его дети; согласие - его здоровье; мятеж - его болезнь; гражданская война - его смерть. Идея договорного происхождения государства была развита до теории народного суверенитета - верховенства народа как источника государственной власти. В "Общественном договоре" Ж.-Ж.Руссо высказана мысль, что народ, заключивший договор, создал общество и государство. Правительство же - это простые чиновники, действующие от имени народа и осуществляющие его власть. Эту власть "суверен может ограничить, изменить, отнять, когда ему угодно".

2. Государственные институты публичны в противовес частным институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведение в жизнь коллективных решений, тогда как частные структуры служат удовлетворению частных интересов (н-р семья, церковь, частные предприятия и профсоюзы)

3. Государство – это инструмент легитимации. Решение государства обычно, хотя и не всегда, членами общества принимаются как обязательные к исполнению, поскольку считается, что они приняты в интересах общества и для общего блага; предполагается, что государство выражает постоянные интересы общества.

4. Государство –это инструмент господства. Государственная власть и государственный авторитет поддерживаются принуждением; государство должно обладать всеми возможностями обеспечить исполнение законов вплоть до наказания тех, кто их не исполняет. Государственная монополия на легитимное насилие (Маркс Вебер).

5. Государство – это территориальное объединение. Юрисдикция государства имеет свои географические пределы и охватывает всех тех. Кто живет в его границах, будь то граждане или не граждане.

Государство внутренне не однородно. Аппарат государства включает в себя политическую исполнительную власть, или правительство, законодательное собрание или парламент, судебную власть и бюрократию, вооруженные силы местные и региональные институты. Наиболее важное различие пролегает между правительством и государством. Эти понятия часто смешивают. Власть находится под общественным контролем лишь тогда, года общество не позволяет существующему на данный момент правительству покушаться на абсолютную и неограниченную власть государства. Между правительством и государством существуют следующие различия:

1. Государство шире чем правительство. Государство – это громадная организация, заключающая в свои границы все институты публичной сферы и охватывающая всех членов общества. Правительство – часть государства.

2. Государство – это исторически протяженная, даже постоянная, категория, правительства же временны, они приходят, уходят, реформируются, перестраиваются.

3. Правительство – это средство, которым государство осуществляет власть. Вырабатывая и проводя в жизнь политику, правительства – «мозг» государства, поддерживающий его существование.

4. Власть государства носит внеличностный характер. Даже персонал государственных учреждений проходит бюрократическую школу в духе политической нейтральности, что позволяет органам государства не поддаваться частным идеологическим пристрастиям.

5. Государство по крайней мере в теории выражает постоянные интересы общества, то что называется общим благом, или общей волей. В отличии от государств, правительство выражает партийные пристрастия тех, кто в данный момент находится у власти.

Какова природа государства и государственной власти?

Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это - отношения к другим людям.

Приступая к рассмотрению вопроса природы государства надо иметь в виду, что история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий возникновения и развития государства.

Наиболее распространенными являются:

1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа. Само государство имеет "естественное происхождение" (Аристотель). Государство, говорил Гегель, есть "шествие бога в мире".

2. Патриархальная теория, появившаяся в Англии в ХVШ веке, утверждает, что государство возникло в результате соединения племен, родов и на всех этапах своего развития сохраняет власть патриарха, который заботится обо всех гражданах, о благе всего общества.

3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платон, Эпикур), что столкновение интересов людей, "страстей" (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех. Люди, писал Т.Гоббс, по своей природе необщительны, они боятся друг друга. Этот страх порожден тем, что они равны от природы, но вредят друг другу, так как многие желают одного и того же. Борьба решает, кому достается желанная вещь. Вместе с тем люди имеют право на самосохранение. Это право и одновременно страх перед другими ведет в догосударственном обществе к войне всех против всех. От состояния войны к миру люди идут через государство двояким путем: естественным (победитель подчиняет побежденного) и искусственным: по соглашению люди подчиняются тому, кто может защитить их от тех, кого они боятся. Право всех на все утрачивается: часть прав по договору передается народом одному лицу или группе лиц. Так возникает государство.

4. Теория завоевания, насилия, возникшая в Х1Х в. как перенос идей дарвинизма на человеческое общество. Так, Л.Гумплович, Е.Дюринг рассматривали государство как организацию победителей над побежденными.

5. Социально-экономическая концепция связывает возникновение государства с общественным разделением труда, разделением общества на классы экономически господствующих и подчиненных.

Существующие концепции государственной власти связаны и с вопросом о том, какую роль должно играть государство, каким должны быть его обязанности. Чем должно заниматься государство? Какие из функций оно должно брать на себя, а какие должны оставаться в частных руках. О том какую именно роль должно играть государство, и, каким именно должен быть баланс отношений между ним и гражданским обществом дискуссионный вопрос. Здесь можно выделить следующие образы государства:

· Малое (минимальное государство)

· Государство развития

· Социал-демократическое государство

· Коллективизированное государство

· Тоталитарное государство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: