Как работать над «исследовательским/экспериментальным» разделом?




В процессе исследовательской работы необходимо выделить два этапа:

- процесс исследования с фиксацией полученных результатов, наблюдений, выводов;

- описание исследования.

При описании исследования полезно выделить для себя наиболее важное и второстепенное в собранном материале, удачно расположить информацию, чтобы была ясна логика доказательства проблемы, последовательность раскрытия цели и задач работы.

Наиболее простой путь - организация материала от общего к частному. Сначала общая классификация материала с указанием критериев деления его на группы и подгруппы. Если членение получается слишком дробным, то вы должны решить на каких явлениях остановиться в данной работе подробно и почему? Ваш выбор и определит первоначальное разделение главы на параграфы, части и т.п. Каждой группе фактов (или аспекту описания) соответствует отдельная часть текста.

Затем полезно отделить ту часть фактов, которую Вы можете объяснить с помощью имеющихся в литературе сведений. Опишите указанные факты, объясните их. Если вы с чем-то не согласны, видите противоречия или иное решение проблемы, то аргументированно изложите это. Обратите внимание: есть ли иные трактовки подобных фактов? Что конкретно вы можете уточнить или опровергнуть? Почему? Чем полезно ваше решение? Группы фактов, которые не описаны в имеющихся публикациях или не упомянуты вообще, попытайтесь истолковать сами, опираясь на известные вам теоретические представления. В качестве способов обоснования можно привлечь качественно-количественные экспериментальные данные, как свои, так и полученные другими исследователями. Экспериментальные результаты обычно фиксируются в виде таблиц и подвергаются статистической обработке для оценки точности и надежности полученных результатов [1, 7.].

Структура основной части работы согласуется с научным руководителем.

Для анализа и осмысления результатов эксперимента их часто представляют в виде схем, графиков, гистограмм, которые удобно делать на компьютере с использованием приложения MicrosoftOffice – MicrosoftExcel

Методы исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых даёт возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведётся наблюдение);

- выбор объекта и предмета наблюдения (что наблюдать);

- выбор способов наблюдения, наименее влияющих на исследуемый объект и наиболее обеспечивающих сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдений (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме, придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. Предполагаемые вопросы следует разработать заранее.

Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определённой последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приёма работы для выявления его эффективности. Эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.

Особенности эксперимента:

- исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет;

- исследователь может изменять условия протекания изучаемого процесса;

- в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования. Теоретические методынеобходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не решены.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

- составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надёжность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчётов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц [7, 10.].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: