Каковы особенности научного стиля речи?




Научный стиль речи отличается точностью, подчёркнутой логичностью, однозначным выражением мысли, которая строго аргументируется, а ход логических рассуждений акцентируется с помощью специальных средств связи.

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля:

- слова обобщённой семантики: важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.;

- термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия: закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.;

- слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений: обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.;

- глаголы настоящего вневременного в обобщённо-отвлечённых значениях: речь идёт о проблеме..., отсюда следует вывод..., следует заметить, что..., вычисление (наблюдение) приводит к следующему результату..., перейдём к следующему вопросу..., заключение носит предварительный характер..., из сказанного ранее вытекает..., это даёт основание говорить о..., это говорит о... и др.;

- глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени: мы получим /получили.., применим..., используется, выражается, наблюдается и т.п.;

- чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлечённо-обобщённые;

- глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов: докажем, что..., рассмотрим..., выведем...;

- преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлечённо-обобщённом значении: мы считаем, полагаем, утверждаем…, нами установлено...

- местоимение «Я» используется сравнительно редко;

- частотные существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

- краткие прилагательные: пространство однородно и изотропно [1, 5, 6, 8, 9, 10].

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова этот, это, заменяйте их синонимами. Например, этот → подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п.

В предложении преобладает прямой порядок слов (подлежащее - сказуемое - дополнения).

Связность научного текста поддерживается специальными конструкциями и стереотипными оборотами связи, без которых «речь становится отрывистой и скачкообразной» [14, c. 171].

В научном тексте широко используются различные типы речи: рассуждение, описание, повествование, определение, поэтому укажем их основные грамматические показатели. Для описания характерен единый видовременной план (настоящего, прошедшего времени, с глаголами совершенного или несовершенного вида). Поскольку описываются предметы, то употребляются слова предметной семантики. Признаки предметов обозначаются прилагательными. Так как предметы и их признаки существуют одновременно, то характерен единый видовременной план, слова со значением пространственной ориентации предметов.

В центре повествования - изображение последовательности событий (явлений) от начала к концу. Поэтому широко используются глаголы совершенного и несовершенного вида настоящего исторического или прошедшего времени.

Рассуждение имеет следующую композицию: тезис - цепь аргументов (доказательств, опровержений) - вывод. Характеризуется наличием выраженных синтаксических средств связи.

Обращаем ваше внимание на то, что сам текст исследования представляет собой развёрнутое рассуждение: цель, задачи, тема, гипотеза - это тезис, обзор литературы, описание процесса и результатов исследования - аргументы. Выводы в конце параграфов, глав, заключение работы -вывод из рассуждения.

Средства организации связного текста.

Единство или близость субъекта, или места действия в частях информации: он, этот, тот, такой, таков...; всё это, все эти, здесь, тут, там, туда, сюда, всюду, выше, ниже.

Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации: и, поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии.

Временная соотнесённость частей информации: вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас, теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение, далее.

Сопоставление и противопоставление частей информации: так (же), таким (же) образом, таким (же) путем, точно так (же), совершенно так, аналогично; если... то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все- таки), же, а, но, однако, зато.

Дополнение и уточнение данной информации: и также; при этом, причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности.

Иллюстрация, выделение частного случая, пояснение: например; так, например; именно; только; даже; лишь; ведь; особенно; другими словами; иначе говоря; говоря точнее.

Порядок перечисления информации: во-первых, во-вторых, в-третьих, затем, далее, наконец.

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации: таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует.

Ссылка на предыдущую и последующую информацию: как было сказано (показано, упомянуто, отмечено); как говорилось (указывалось; отмечалось); как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный, последнее.

Информация, вводящая связный текст: согласно этому, (с этим), сообразно этому (с этим), соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.

В форме вопросительного предложения: Каковы преимущества данной схемы? В чем заключается сущность данного явления?

В форме императивного предложения: Рассмотрим (следующие случаи), приведем пример, сошлемся на пример, возьмем в качестве примера.

В форме номинативного предложения: Сравним, сопоставим... Перейдем к вопросу о... Основные преимущества данного метода... Новое в рецензируемом исследовании… О задачах на будущее... Некоторые рекомендации к исследованию(работе)...

Языковые средства композиционно-структурной связи фрагментов текста.

Языковые связки:

- в начале развития темы или микротемы: вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, начнем с..., начать необходимо с...

- в середине развития темы или микротемы: продолжим, перейдем к..., затем, теперь, сейчас, далее, здесь, дальнейший ход рассуждений..., еще одна закономерность...

- в конце развития темы или микротемы: в заключение, наконец, в последнюю очередь...

- в ряду подобных микротем: во-первых, во-вторых, в третьих...

- при возращении к предшествующему фрагменту (фрагментам) :еще раз, как отмечалось, как было показано, как отмечалось выше, сказанное ранее, как явствует из предшествующего изложения, в приведенных выше мнениях, намеченных выше, вернемся к...

- при обращении к последующему фрагменту: позже, позднее, дальше, далее, в дальнейшем, впоследствии, ниже следует, ниже приводятся, в по- следующем изложении...

Языковые средства информативных связей в тексте

- объективно- логическая: основная основное, (самое) главное, основной тезис..., наиболее важным представляется, существенно, существо (чего) составляет...

- существенная: обратим внимание на..., существенно то, что..., следует отметить (учесть)... – типичная как правило, обычно, в большинстве случаев, чаще всего, характерно, типично, наиболее распространен...

- обобщающая: в общем, одним словом, короче говоря, итак, таким образом, в итоге, обобщая все сказанное, отсюда следует, следовательно...

- выделяемая из общего ряда: обратим внимание, среди (чего), заметим, что касается, следует выделить, необходимо подчеркнуть, подчеркнем..

- дополнительная: кроме того, при этом, добавим, следует добавить, по- мимо этого, в довершение к...

- однородная: то же, такой же, то же самое, одновременно, наряду с, в том же ряду, идентичное явление представляет собой...

- частная: один из... это... в частности, один из... является (выступает)...

- сопоставляемая: в то же время, с одной стороны, с другой стороны, напротив, в свою очередь, в связи с этим аналогичным образом, для сравнения возьмем...

- полученная из определенных источников: по словам...,... писал (отмечал, считал), по мнению (данным, утверждению)..., как утверждает (сообщает, считает)..., вслед за...

- ассоциативно привлеченная: кстати, впрочем, между прочим, отметим попутно, позволим себе отвлечься...

- иллюстративная: например, так, вот так, это пример того, что..., таков..., приведем пример, иллюстрируем данное положение, в качестве иллюстрации используем..., в применении к...,... демонстрируем примером...

- эмоциональная оценка тезиса: к сожалению, к счастью, удивительно, неудивительно, достойно сожаления; вызывает восхищение то, что...

- уточняющая: точнее, иначе говоря, лучше сказать, так сказать; ясно, что..., а именно, иными словами, в другой терминологии...

- усиление частного факта: даже, только лишь, особенно, именно в этом, здесь, наиболее заметен, подчеркнем...

- индивидуальное мнение автора: по-моему, я считаю (полагаю), как мы попытались показать; думается, что..., на наш взгляд, берем смелость утверждать, мы предпочитаем говорить, автор полагает, по нашему мнению.

Как подготовить доклад?

Устный доклад при выступлении на конференции строится на основе введения, развёрнутого реферата содержания работы и заключения.

Заранее узнайте об установленном регламенте выступления. Помните, что обо всем рассказать в отведённое время не удастся, поэтому отберите наиболее значимые и интересные результаты, факты, выводы, наблюдения. Постарайтесь их включить в своё выступление.

Наиболее важные и интересные результаты можно представить в виде плакатов (не более 1-3-х). Плакаты облегчат ваше выступление на защите, сделают более доступным его восприятие слушателями и придадут дополнительную значимость вашей работе. Вместо плакатов или дополнительно к ним (по согласованию с научным руководителем) можно использовать технические средства (мультимедийный проектор, электронную доску, телевизор и т.п.).

Доклад следует рассчитывать на 5 - 10 минут (в зависимости от регламента) и построить следующим образом.

- Название темы работы, обоснование её новизны и практической значимости. Можно указать мотивы выбора темы.

- Цель и задачи работы (чётко и ясно сформулировать цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы, как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.

- Характеристика предмета, объекта и материала исследования.

- Методы исследования(нужно изложить основное содержание работы, её идею и суть, рассказать, каким путем автор шёл к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены).

- Основные результаты и выводы работы(следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе). В заключении можно указать дальнейшие перспективы исследования рассматриваемой проблемы (закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание").

После доклада вам предстоит ответить на вопросы слушателей. При этом часто возникают следующие ситуации:

- Вопрос понятен и вы даёте на него ответ. От вас ждут, как правило, развёрнутого, аргументированного ответа, показывающего вашу эрудицию.

- Вопрос непонятен. Тогда следует попросить уточнить или повторить вопрос и затем отвечать на него.

- Вопрос понятен, но ответить на него вы не можете. В этом случае возможны реплики: «Это не входило в задачи данной работы; Это выходит за рамки настоящей работы; Этот вопрос, к сожалению, не рассматривался нами (по какой-либо причине)» и т.п.

Стендовый доклад

Такая форма представления исследовательской работы предполагает демонстрацию её на стенде. Для этого участнику публичного выступления предоставляется место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

- цель работы;

- основные методы и способы, используемые в работе;

- полученные результаты и выводы.

Проспект работы может демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, иллюстрирующих проведение исследований с пояснениями, а также раздаточных материалов.

Презентация

С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации - максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: