Краткий обзор зарубежных теорий мотивации.




Основные отечественные концепции мотивации представлены достаточно подробно в главе о деятельности и в некоторых подразделах темы «Личность», а также в этой главе (обусловливание и опосредствование). Здесь мы рассмотрим несколько наиболее популярных в настоящее время зарубежных концепций мотивации.

Психоаналитические теории. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – соматические требования организма. Во-первых, инстинкты по своей природе консервативны, что означает стремление снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения. Во-вторых, инстинкты регрессивны: индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия.

Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти выступает антиподом инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение. На первый взгляд постулирование инстинкта смерти выглядит странным, но его цель та же, что и у инстинкта жизни – полная и окончательная редукция напряжения.

Карл Юнг считал так же, как и Фрейд, что разрядка напряжения есть основной механизм мотивации. Однако в отличие от Фрейда он полагал, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, как считал Фрейд, но и здоровые стремления. Одной из наиболее известных концепций Юнга является понятие коллективного бессознательного, которое содержит опыт всего человечества, мудрость веков, накопленную за всю историю и передающуюся от поколения к поколению. Коллективное бессознательное – основа индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в детерминации поведения индивида.

Важно также отметить, что Юнг дополняет чисто причинную схему детерминации поведения целевыми или телеологическими факторами. Цели, притязания и даже предназначение индивида являются такими же важными мотивирующими условиями, как и причины поведения.

Другой ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда – Альфред Адлер, подобно Юнгу, в своей теории мотивации придерживался телеологического подхода. Адлер рассуждал примерно следующим образом: человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того чтобы преодолеть беспомощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека.

Концепция Эриха Фромма в большей степени, чем теории других психоаналитиков, ориентирована на рассмотрение социальных аспектов человеческого поведения. По мнению Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Таким образом, свобода привела к одиночеству, которая в свою очередь породила стремление уйти, убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека оказываются стремления найти свое настоящее Я, использовать общество, которое он создал, а не быть связанным с другими узами братства и любви.

Теория Курта Левина. Теория личности Курта Левина и его концепция мотивации по своим общетеоретическим основаниям может быть отнесена к гештальтпсихологии, развившейся в начале ХХ столетия. Гештальтпсихологи, полемизируя с традиционной ассоцианистской традицией в психологии, всячески подчеркивали принцип целостности психической жизни, несводимости ее качества к качествам отдельных впечатлений, мыслей и образов. Большинство исследований, проведенных в рамках гештальтпсихологии, касалось проблем восприятия и мышления.

По мнению Левина, основным механизмом мотивации является уравновешивание (а не снятие, как в гомеостатических теориях) локального напряжения, вызванного возникшей потребностью, в рамках и по отношению к более общей системе. Говоря об этой общей системе, Левин использует в качестве метафоры понятие «поле». Напряжение в определенной области этого поля (поля личности) и есть потребность. Важно отметить, что потребности Левин подразделяет на два типа: истинные потребности (базовые) и квазипотребности (намерения и цели).

Поле содержит разные по локализации и размеру области – различные сферы потребностей и намерений. Области поля могут различаться прежде всего по близости расположения к внешней среде: периферические и центральные области. Другими параметрами областей поля являются их взаиморасположение (близость, сходство потребностных сфер), проницаемость (замещаемость, взаимозаменяемость различных видов деятельности). При возникновении напряжения в некоторой области поля (появление потребности) система стремится восстановить равновесие, распределив напряжение. Возможны два основных типа уравновешивания: через действие (исполнение) и посредством замещения другим действием или действием в идеальном плане.

Проблемы мотивации в гуманистической психологии. Гуманистическая традиция в психологии, оформившаяся в основном в 50-х гг. ХХ столетия, является своего рода антиподом психоаналитических воззрений. Но, как и всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.

Г. Олпорт, например, считал, что для исследования уникальности личности необходимы принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По мнению Олпорта, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален (он не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики).

По мнению К. Роджерса, нормальная личность открыта опыту, нужно контролировать ее или управлять ею. Необходимо наблюдать личность и участвовать в процессах, происходящих в ней. Человек в свою очередь должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним. Реализация индивидом своих способностей и потенций – вот основная мотивирующая сила человеческого поведения. Стремление к самореализации, самоосуществлению – главное в человеке. Люди стремятся к тому, чтобы сблизить Я-идеальное и Я-реальное.

Когнитивные теории мотивации. Общей особенностью когнитивных теорий мотивации является то, что представление человека о мире, когнитивная репрезентация реальной ситуации, ее причин и последствий, с точки зрения авторов этих теорий, инициирует и направляет поведение индивида. Знание – не простая совокупность сведений. Знание – это не «холодная», бесстрастная информация, знание пристрастно. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменяющихся репрезентаций реальности.

Теория когнитивного диссонанса. Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Лиона Фестингера. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя (или более) когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.

Состояние диссонанса между когнициями X и Y возникает тогда, когда из когниции X следует не Y. Состояние консонанса между X и Y существует тогда, когда из X следует Y. Человек стремится к внутренней непротиворечивости, к состоянию консонанса, и это его основное стремление, аналогичное ведущему мотиву жизнедеятельности.

Сценарии (скрипты) и контрфакты. В последние годы в психологию мотивации «импортируется» все больше концепций, рожденных в недрах когнитивной психологии. Например, понятие «сценарий», впервые использованное Р. Шенком и Р. Абельсоном для обозначения организованных единиц стереотипной информации, отражающей некоторую обычную, привычную последовательность событий, все шире применяется при объяснении процессов мотивации поведения. При этом предполагается, что человек не только заучивает, усваивает сценарии в готовом виде, но и создает их сам, представляя, воображая будущий ход событий.

Одним из конкретных и экспериментально обоснованных воплощений идеи сценария в психологии мотивации является концепция функциональной роли контрфактического мышления, или контрфактов. Контрфактами называются представления об исходе события, альтернативном реальности. Это мышление в сослагательном наклонении по типу «если бы… то…». Например, после того, как студент сдал экзамен на «3», он думает: «если бы я не болтался по дискотекам, то я мог бы сдать этот экзамен на «4» или даже «5» или «если бы я вообще не заглянул в конспект, то мне бы и тройки не видать». Легко видеть, что в первом случае наш нерадивый студент конструирует альтернативный сценарий событий, который привел бы к лучшему по сравнению с реальностью исходу. Иначе говоря, это означает, что он рассматривает нынешнее свое положение как худшее по сравнению с тем, что могло бы быть. Такого рода контрфакты называются идущими вверх. Во втором случае, наоборот, нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть и хуже. Это – идущий вниз контрфакт.

Представляя альтернативный ход событий, который мог бы привести к лучшему исходу, человек мысленно проигрывает сценарий, который подразумевает определенную линию поведения в прошлом, что, по всей видимости, побуждает его в будущем корректировать, приводить свое поведение в соответствие с этим сценарием (например, поменьше болтаться по дискотекам в период сессии). Если же человек мыслит в режиме контрфактов, идущих вниз и означающих, что все сложилось удачно, то особой потребности в коррекции собственного поведения не возникает (в следующий раз можно глянуть в конспект перед экзаменом и опять удачно «проскочить»).

Таким образом, стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельности и эмоциональное состояние, что открывает возможности для регуляции поведения с помощью самоинструкции или внешнего педагогического воздействия.

13.7. Диагностика мотивации. Вы уже представляете себе сложность понятия «мотив» и то, насколько непросто его диагностировать. Перечислить все подходы, а тем более рассказать обо всех методиках невозможно, поэтому мы только приведём довольно полный и удачный, на наш взгляд, список операциональных индикаторов характеристик мотивации, предложеный А.Г. Шмелёвым. Рассмотрим также соответствующие этим индикаторам способы диагностики.

1. Прямая оценка субъективных представлений. Можно просто спросить человека о его желаниях, мотивах и целях. Только следует помнить, что, скорее всего так будет получена информация о «кажущихся» мотивах, поскольку ситуации могут быть предложены только гипотетические. В 30-е годы в США Лапьер блестяще продемонстрировал различие высказываемых установок и реального поведения. Он разослал в 190 отелей анкеты с вопросом, примут ли они пару китайцев, ото всех получил отказы (тогда расизм был социально одобряемым). Затем вместе с китайцами побывал во всех этих местах, и проблем с обслуживанием они не знали – их воспринимали как клиентов, приносящих деньги. Знаменитый эффект Лапьера – люди говорят одно, а делают другое. Ещё существует проблема осознанности мотивов – не о всех человек знает.

2. Мотивационное искажение воспринимаемых объектов. Дельвиг писал, что пока он не носил очки, все женщины казались ему прекрасными. Когда надел, сразу заметил множество изъянов в тех же красавицах. Он хотел видеть красавиц, и видел их, пока нечёткие из-за близорукости образы это позволяли.

3. Повышенная чувствительность к объекту актуальной мотивации. Голодный человек будет особенно чувствителен к запаху еды, сексуально озабоченный – к раздражителям, связанным с потенциальными партнёрами. Выяснив, относительно чего снижены пороги ощущения (конечно, в сопоставлении с остальными сферами у данного человека), можно судить о наиболее актуальных потребностях.

4. Влияние мотивации на структурирование стимульного материала. Оно наглядно проявляется в известном тесте Роршаха, позволяющем как угодно структурировать неопределённые пятна.

5. Представленность мотивов через цели. Как уже было показано, благодаря предметности своего сознания, человек воспринимает потребности прежде всего через их предметы, а мотивы, соответственно, через цели. Поэтому испытуемому легче сообщить именно о своих целях. Здесь, конечно, тоже есть проблема – одна и та же цель может иметь разное субъективное содержание.

6. Избирательность внимания. Этот индикатор связан с (3). Как известно, непроизвольное внимание привлекают наиболее сильные, новые или значимые раздражители. Если порог снижен, соответствующий раздражитель и будет более сильным для субъекта.

7. Проявление мотивов в фантазии. Реализован в Тесте Тематической Апперцепции, но проявляется и в менее специфичных ситуациях. Например, если человек много врёт о себе, в этом всегда есть определённые закономерности, ведущие темы и группы ситуаций. Обычно такая лживая информация «дополняет» существующий у человека образ Я до желаемого, и это позволяет узнать, чего ему в себе не хватает. Особенно интересен случай, когда субъект и сам верит в свою фантазию. Разумеется, это не касается нормального детского фантазирования.

8. Оценка характера нереализованных действий. Имеется в виду эффект Зейгарник. Человек может не проявлять напрямую стремление завершить начатое, но при анализе целесообразности его действий можно догадаться, что же не было завершено, в том числе и на больших промежутках времени. Например, настойчивое стремление дать детям высшее образование может определяться тем, что самому родителю его получить не удалось. А проявляться оно будет в самой разной деятельности: зарабатывании денег, приоритете преподавателей при заведении знакомств и т.п. Усиленное обеспечение детям материального благополучия, видимо, больше свойственно тем родителям, которые недовольны своим. Или, например, человеку не удалось стать олимпийским чемпионом, и всё воспитание сына (другая деятельность!) будет подчинено «выращиванию» чемпиона из него.

9. Величина усилий для преодоления преграды на пути к цели. Парень говорит девушке: «Я тебя хочу». Она: «Я тебя боюсь». «Но я тебя очень хочу!». «Но я тебя очень боюсь!». Парень уходит. Девушка, вслед: «Ой-ой! Так он меня хочет, как я его боюсь!»

10. Время принятия решения при мотивационном конфликте. Чем больше доминирует один из мотивов над альтернативным, тем это время будет меньше.

11. Количество времени, которое человек

- Посвящает определённой деятельности. Чем больше человек хочет учиться, тем больше времени этим занимается.

- Хотел бы посвящать. «Если бы не… [ваши варианты], я бы не вылезал из библиотеки».

- Тратит на соответствующие разговоры. У кого что болит, тот о том и говорит.

12. Свободный выбор активности. Положите перед ребёнком машинку, куклу и пистолет. Свою направленность он продемонстрирует, сразу схватив одну из игрушек.

13. Эффективность выполнения определённой деятельности. Существует профориентационная методика, в которой человеку дают словарь и два текста на иностранном языке, посвящённых разным сферам. Тексты одинаковой сложности, но за счёт повышенной концентрации непроизвольного внимания текст на интересующую человека тему переводится быстрее.

14. Личностный смысл различных характеристик поведения. Рабочих на стройке спрашивают: «Что Вы делаете?» «Ношу кирпич», - отвечает один. «Мешаю раствор», - говорит другой. «Строю дом», - заявляет третий.

15. Типичные защитные механизмы. Гомофобия бывает связана с неосознаваемыми гомосексуальными тенденциями гомофоба. В данном случае защита – реактивное образование. Защиты могут быть разными, но информативно то, от чего именно человек защищается. Напомним, кстати, признаки защит – утрированность поведения и его неадекватность конкретным ситуациям при сохранении общей тенденции.

16. Свободные ассоциации. Известная психоаналитическая процедура, основанная на том, что наиболее актуальное (аффективно заряженное) психическое содержание имеет больше ассоциативных связей и проявится с большей вероятностью.

17. Тактики каузальной атрибуции, соответствующие мотиву. В одной сфере причины происходящего могут приписываться себе, в другой – внешним факторам. Способ приписывания проясняет место данной сферы в общей иерархии. Упрощённый пример: если человек считает, что его зарплата от него не зависит, а социальный статус – целиком его заслуга, можно сказать, что статус для него важнее, к его повышению он станет прикладывать больше усилий.

18. Динамика поведения в течение длительного времени. Если за 20 лет в жизни человека поменялось всё, кроме склонности выпить, мотивационную тенденцию можно считать устойчивой.

19. Формирование и трансформация мотивов в эксперименте. Напомним о старом эксперименте, в котором загипнотизированным испытуемым предлагалось «убить» ассистента. У одних такой мотив возникал, другие и под гипнозом не желали. Мотивы иерархичны, и у первых мотив убить спокойно встраивался в эту иерархию, у других – нет. Это информация об уже имеющихся мотивах. Другой пример: в экспериментах у одних испытуемых может проявиться эффект Зейгарник, а у других – противоположный эффект Лисснер (потеря интереса к задаче после того, как позанимались более трудной и интересной). В этом случае у них разные мотивационно-динамические особенности.

20. Продукты деятельности.Выделяют определённые характеристики продукта, связанные с отношением к нему и процессу его созданию. Выражается в слогане «сделано с любовью».

21. Характер и интенсивность эмоциональных реакций. Истерики устраивают только по субъективно значимым поводам.

22. Степень конкретизации намерения. Здесь намерение подразумевается как когнитивный компонент мотива (см. раздел 10.4). «Я бы в лётчики пошёл» – одна степень, собранная информация обо всех лётных училищах – другая, глубокие познания в авиации – третья. Почувствуйте разницу.


14. эмоции

14.1. Функции и сущность эмоций

14.2. Эмоциональные состояния и их параметры

14.3. Психологические теории эмоций

14.1. Функции и сущность эмоций. В предыдущих главах мы рассматривали ряд форм отражения, в той или иной мере опосредствованных: образом в восприятии, понятием в мышлении и т.п. Однако отражение не существует отдельно от субъекта – оно имеет определённое значение для него и его адаптации. Логично предположить, что это отношение должно как-то влиять на активность организма. Субъективно переживаемое отношение субъекта к отражённому объекту и к себе (речь идёт о самосознании, т.е. отражении себя как объекта) и называют эмоциями.

В контексте адаптивной концепции, принятой в данном пособии, основная функция эмоций – регуляция активности организма. Например, гнев приводит к выбросу норадреналина, и, соответственно, активации организма. Разочарование – к снижению той активности, которая не принесла успеха. Попробуем дать более строгое определение.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состоя­ний, проявляющихся в форме непосредственных переживаний отношения субъекта к миру в целом и отдельным объектам, процессу и результату его практической деятельности.

К так называемым «чистым эмоциям» относят настроения, чувства, аффекты, страсти. Подобно вниманию, они включены во все психи­ческие процессы и состояния человека. Эмоциональными переживаниями сопровождаются любые проявления его ак­тивности.

У человека, помимо регулятивной, важная функция эмоций состоит в коммуникации. Благо­даря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и согласовывать совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Причём это возможно даже между представителями изолированных культур и в ряде случаев – между животными даже разных видов, а также между животными и человеком. Вспомните, как собаки, не отражая содержание человеческой речи, отлично улавливают её интонацию.

Антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и о животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, де проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну. Последняя при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза, были соответствующие физиологические изменения. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя».

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее рас­пространенная среди живых существ форма эмоциональных пережи­ваний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органичес­ких потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практи­чески все элементарные органические ощущения имеют свой эмоцио­нальный тон. Всякое эмоциональ­ное состояние сопровождается многими физиологическими измене­ниями организма, картина которых специфична для данного психического состояния. Кстати, на этом основан принцип действия «детектора лжи».

Правда, на нынешнем уровне развития физиологии и техники однозначную связь между эмоциями и «физиологической картиной» установить не удалось. Это может указывать на следующие моменты. Во-первых, на то, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживае­мых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения. Во-вторых, из субъективного характера эмоций следует, что эта связь индивидуальна.

Тем не менее, сущность и генезис эмоций отражается в получившей экспериментальное подтверждение закономерности: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоция­ми, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное пережи­вание. Кроме того, искусственное понижение органической чувстви­тельности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Итак, наиболее простой и непосредственной эмоцией является удовольствие – неудовольствие. У животных она так и остаётся основной. У человека же на её основе, подобно формированию высших потребностей (см. главы «Мотивация» и «Деятельность»), прижизненно развиваются всё более сложные формы эмоционального отражения. Соответственно, они обеспечивают и более тонкое и гибкое реагирование и предоставляют всё большие возможности для общения. В первую очередь это относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Эмоций выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Они непо­средственно отражают отношения между мотивами и их реализацией. То есть, выполняют функцию оценки хода и результатов деятельности, орга­низуют, стимулируют и направляют ее. Таким образом, эмоции регулируют не только непосредственное реагирование, но и более сложную деятельность.

Механизм реализации ещё одной – мобилизационной, интегративно-защитной функции эмоций в свое время указывал П.К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздей­ствий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благо­даря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрез­вычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в со­стоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воз­действие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкрет­ные параметры.

Обобщим вышеизложенное. Эмоции в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного про­цесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. При этом эмоции сохраняют форму непосредственного переживания. Сущность эмоций и отличие их от других форм отражения можно показать в несколько искусственном сравнении тонко чувствующего актёра, который передаёт свои эмоции публике, и театрального критика, пытающегося передать увиденное с помощью слов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: