Эмоциональные состояния и их параметры.




Основные эмоциональные состояния, которые испытывает чело­век, принято делить на собственно эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в на­чале его. Они выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение предстоящего действия (деятельности) для ее удовлетворения. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в ка­честве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведе­нии, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, посколь­ку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных пере­живаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характери­зуют человека как субъект социальных отношений. В этом их общность. Разница же заключается в следующем.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациона­льной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и со­бытия, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с пред­ставлением или идеей о некотором объекте. Они, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. При этом иерархия чувств, разумеется, отражает иерархию предметов в сознании. Например, если получение диплома более значимо, чем сдача отдельного экзамена, то чувства в соответствующих ситуациях будут различаться по силе и, скорее всего, по качеству.

Немного коряво, но можно сказать, что чувства – это социальные эмоции, или эмоции с социальным (личностным) содержанием. Они выступают как значимый фактор в фор­мировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств по­являются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Настроение – интересный вид эмоциональных явлений, учитывая, что в нём сложно выделить какой-то один предмет, его вызывающий. Скорее речь идёт об обобщении того, что в данный момент присутствует в сознании. Например, «жизнь прекрасна». В понятие «жизнь» может входить всё, что угодно. Если этим понятием обобщается всё негативное, то «жизнь ужасна» - уже другое настроение. Настроение представляет собою фон, на котором могут существовать и другие эмоциональные явления.

Аффекты это особенно сильные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении их субъекта. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результа­те уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь по­ставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называ­емых аффективных комплексов, выражающих собой целостность вос­приятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется сле­дующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше разница между соответствующими усилиями и результатом, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождают­ся резко выраженными органическими изменениями и двигательны­ми реакциями.

В юридической практике термин «аффект» имеет несколько более широкое значение – не только состояние оценки произошедшего, но и то состояние, в котором человек пребывает, совершая действие после этой оценки. В разговорном языке наиболее близкий эквивалент – «потерять голову» – почти всем знакомое состояние. Наиболее характерный признак аффекта – сужение сознания до одного объекта, например, обидчика. Не менее характерна простота действия (сложные требуют представленности в сознании множества объектов) и его непроизвольность. Поэтому подтверждённое экспертизой состояние аффекта считается смягчающим обстоятельством в суде.

Страсть еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности или пред­мета. В отличие от аффекта, страсти более долговременны. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, со­бранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремле­ний и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». То есть страсть можно считать функциональным образованием, интегрирующим многие психические явления. Отсюда, в частности, следует, что препятствия страсть усиливают, а по достижении цели страсть исчезает. Наверное, именно поэтому в ряде культур не одобряются добрачные сексуальные отношения.

Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, которые могут оцениваться по разным параметрам. Рассмотрим основные из них.

Интенсивность определяется относительно некоторого фонового уровня или относительно других эмоциональных явлений.

Продолжительность выражается во времени существования.

Глу­бина – степень важности предмета эмоционального переживания и его отношения к наиболее существенным для человека ценностям. Например, ситуация угрозы жизни вызовет более глубокое эмоциональное переживание, чем потеря кошелька. Впрочем, и здесь всё индивидуально.

Осознанность эмоций может различаться от ясно осознаваемой страсти до вытесненной из сознания неприязни к кому-либо. Интересно, что в обоих этих крайних случаях эмоции влияют на поведение. Детально неосознанные эмоции рассматривал З. Фрейд.

Условия возникновения и ис­чезновения эмоций бесконечно разнообразны, поэтому их можно категоризировать любым удобным образом.

Динамику развития удобно изображать на графиках, в которых на горизонтальной оси откладывается время, а на вертикальной – любой из других параметров, обычно это интенсивность.

Направ­ленность различают по группам предметов, к которым относится данный эмоциогенный стимул. Например, направленность на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее. Степень конкретности при этом может быть разной.

Выраженность во внешнем поведении, согласно нашим национальным стереотипам, высока у итальянцев и мала у скандинавов.

14.3. Психологические теории эмоций. Строго говоря, «чистых» психологических теорий эмо­ций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует. Проблематика эмоций рассматривается в теориях личности, а при объяснении самих эмоций выделяются два ведущих направления – психофизиологическое и когнитивное. Идеи, взятые из разных областей научных исследований, в «теориях эмоций» обычно сосуще­ствуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое яв­ление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмо­циональных состояний не просто сопровождают друг друга, но слу­жат друг для друга объяснением. Трудно отделить их и от других психических явлений. Поэтому здесь ведущие теории эмоций сгруппированы именно таким образом. Некоторые из них претендуют на объяснение эмоций как явления, некоторые рассматривают отдельные закономерности эмоций. Поэтому необходимо сопоставлять их, чтобы составить целостное представление об эмоциях.

Психофизиологические теории. При их изложении мы углубим затронутые в первом подразделе этой главы вопросы о связи эмоций и физиологии. В знаменитой книге Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» было доказано, что эволюционный прин­цип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведен­ческому развитию живого, что между поведением животного и чело­века непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрес­сивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорож­денных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, кото­рая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важ­ные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реак­ций организма.

Идей Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой, получившей в психологии широкую известность, теории Джемса-Ланге. У. Джемс считал, что определенные физичес­кие состояния характерны для разных эмоций – любопытства, вос­торга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные измене­ния были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются пер­вопричинами эмоций. Отражаясь через систему обратные связей, они порождают эмоциональное переживание соот­ветствующей модальности. Сначала под действием внешних стиму­лов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из пер­вых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы впол­не удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изме­нениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникнове­ние эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой до­вольно малочувствительные структуры, которые очень медленно при­ходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и раз­виваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвра­щает возникновение эмоций. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные пережи­вания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функ­ционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и централь­ные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, таки­ми, как гнев, страх. Испанский нейропсихолог X. Дельгадо эффектно продемонстрировал это, управляя быком на арене для корриды.

На базе электрофизиологических исследова­ний мозга возникла активационная теория Линдсея–Хебба, развивающая вышеизложенные концепции. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяют­ся влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной сис­темы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возни­кающая при эмоциях, является выражением так называемого «комп­лекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной фор­мации.

2. Состояние ретикулярной формации определяет интенсивность, продолжительность, изменчивость и ряд других параметров эмоций.

Эта теория может служить примером чисто физиологического объяснения эмоций, не раскрывающего, однако, что же вызывает изменения в ретикулярной формации.

Теория О.Д. Хебба является примером концепции, рассматривающей частные закономерности эмоций. Зато она имеет большое практическое значение. Основное положение заключается в том, что эмоциональное возбуждение (интенсивность эмоций) повышает результативность деятельности только до определённого предела – оптимума. При дальнейшем увеличении интенсивности эмоций зависимость становится обратной, и эффективность падает.

Для достижения наивысшего результата в деятельности не­желательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональ­ные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех лю­дей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечиваю­щий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмо­ционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факто­ров: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в кото­рых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужден­ность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

Соотношение выражается колоколообразной кривой. Такая же закономерность описана Йерксом и Додсоном для соотношения силы мотива и эффективности деятельности. Здесь, конечно, нет ничего удивительного, учитывая неразрывную связь мотивации и эмоций.

Когнитивные подходы к эмоциям. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, иг­рают когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особен­ностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий стала теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, уже кратко рассмотренная нами в главе «Мотивация». Согласно ей положительное эмоциона­льное переживание возникает у человека тогда, когда его ожида­ния подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, нахо­дятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными ре­зультатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно пере­живается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссо­нанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально получен­ному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса не­редко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рас­сматриваются в качестве основного мотива соответствующих дейст­вий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам при­дается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Теории, интерпретирую­щие эмоцию как результат когнитивной оценки ситуации. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психо­логических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непо­средственно влияют на характер эмоционального переживания.

Согласно когнитивно-физиологической теории Д. Шехтера, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интере­сов и потребностей. По мнению Шехтера, необходимо различать два основных фактора, или ком­понента, эмоций: физиологический и ког­нитивный. Само физиологическое возбуждение не определяет однозначно тип возникающей эмоции. Изменение уровня активации (собственно физиологический компонент эмоции) обладает лишь общей энергети­ческой функцией. Для возникновения эмоции определенного качества, опреде­ленной субъективной окраски необходима когнитивная интерпретация ситуации.

Свое развитие теория Шехтера получила в работах Валинса, который несколько модифицировал и до­полнил его подход. Валинс предполагает, что качество эмоции неко­торым образом все-таки зависит от физио­логического возбуждения, а точнее – от восприятия человеком собственного физиологического состояния, хотя способ­ность субъекта к распознаванию и дифференцировке паттернов физиологичес­кого состояния весьма несовершенна.

Теоретические взгляды Шехтера и Валинса имеют непосредственное приклад­ное значение. Основываясь на теории Шехтера, мы можем манипулировать эмо­циональными состояниями с помощью изменения ситуативных контекстов, причем, не только усиливая или ослабляя данную эмоцию, но и придавая ей определенный качественный оттенок. Несмотря на то, что детальные исследования влияния про­цессов физиологического возбуждения на эмоциональные переживания показывают ограниченность возможностей манипуля­ции, один и тот же паттерн возбуждения допускает довольно широкую его субъек­тивную трактовку.

Так как интерпретация эмоцио­нального состояния зависит от восприя­тия внутренней, физиологической ситуа­ции, можно изменить сам характер переживания с помощью предъ­явления человеку ложной обратной связи о его физиологическом состоянии, что неоднократно делалось в экспериментах Валинса. Например, испытуемым-мужчи­нам предъявляли изображения полуобна­женных женщин. Испытуемые при этом получали ложную акустическую информа­цию о собственном сердцебиении. Конт­рольная группа слышала те же звуковые сигналы, но им говорилось, что они не имеют отношения к эксперименту. После предъявления фотографий испытуемые оценивали степень привлекательности каждой из изображенных на них женщин. Выяснилось, что испытуемые эксперимен­тальной группы предпочитали изображе­ния, которые сопровождались измене­ниями – учащением и замедлением (за­миранием) – сердцебиения. Результаты этого эксперимента позволяют сделать вывод, что оценка собственного эмоцио­нального состояния (в данном случае удо­вольствия от разглядывания изображений) зависит от восприятия своего физиоло­гического состояния, на которое можно влиять с помощью обратной связи. Сле­довательно, само эмоциональное состоя­ние в принципе подлежит коррекции по­средством ложной обратной связи.

Наиболее последовательный подход к эмоции как к оценке ситуации реализо­ван в информационной теории эмоций П.В. Симонова, которая также может быть отнесена к когнитивиствким. По его мнению, эмоция – это функция двух факторов: значения моти­вации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлет­ворения данной потребности, и инфор­мацией, доступной субъекту. Речь идет об информации прагматической, по сути дела о средствах удовлетворения потребности. Когда этой информации недостаточно, возникает отрицательная эмоция. Поло­жительные же эмоции наблюдаются в том случае, когда информация увеличивает ве­роятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом. Симонов предложил для этого следующую формулу:

Э= f (П, (Ин – Ис,...)),

где Э – эмоция, ее сила и качество; П – величина и специфика ак­туальной потребности; Ин информация о средст­вах, прогностически необходимых для удовлетворения существую­щей потребности; Ис информация о средствах, которыми распола­гает человек в данный момент времени; (Ин – Ис) оценка вероятности (возмож­ности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта.

Согласно этой формуле, сила и качество возник­шей у человека эмоции в конечном счете определяются силой пот­ребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

Говоря об оценке ситуации, нужно иметь в виду не просто анализ внешних условий, а, скорее, оценивание индивидом возможностей удовлетворения своих по­требностей, которые зависят как от внеш­них, так и от внутренних условий. По существу, различные эмоциональные со­стояния являются оценкой перспективы в плане удовлетворения потребности. Если удовлетворение маловероятно, возникает отрицательная эмоция; в противополож­ном случае, когда перспективы удовлетво­рения потребности благоприятны, преоб­ладает позитивный эмоциональный тон. Такое определение эмоций доминирует в когнитивно ориентированных теориях. Однако даже в психоаналитическом лагере все отчетливее раздаются голоса в пользу понимания эмоции как результата когни­тивной оценки условий удовлетворения потребности, или исходов действия, что причудливым образом перекликается с понятиями ожидания, вероятности дости­жения цели, валентности, развитыми в рамках подхода К. Левина. Динамическая теория мотивации Левина (см. главу «Мотивация», ч. 1), часто критику­емая за формализм и несодержательность, как оказалось, помогает пониманию самых что ни на есть содержательных, субъектив­ных процессов, каковыми являются эмо­ции и чувства.

Примером психоаналитической кон­цепции, интерпретирующей эмоциональные переживания как результат когнитив­ной оценки, может служить теория Р. Холта. Он основывает свою теорию на понятии желания, данном еще Фрейдом. Желание связано с когнитивно-аффективным состоянием неудовлет­воренности. Речь, по сути дела, идет об оценке – сознательной, предсознательной или бессознательной – рассогласования между тем, что воспринимается, и тем, что центрально генерируется, между сущест­вующим состоянием и потенциальным. Малое или умеренное рассогласование вызывает удовольствие и интерес, а силь­ное и неожиданное рассогласование – испуг и неудовольствие. Таким образом, различные степени рассогласования между существующим и желаемым связаны с различными эмоциями.

Влияние эмоций на познавательные про­цессы. Не только когнитивные процессы (когнитивная оценка ситуации) влияют на эмоциональные переживания, но и эмо­ции оказывают влияние на познаватель­ные процессы. Исследования показывают, что лучше запоминается та информация, которая соответствует настроению. В од­ном из экспериментов было установлено, что испытуемые лучше воспроизводили позитивные события, когда находились в положительном настроении; и наоборот, негативные события воспроизводились лучше при плохом настроении.

Настроение влияет также на оценку людей и событий: оценка более благопри­ятна при хорошем настроении и наоборот. Риск кажется относительно меньшим, когда настроение хорошее, и относительно боль­шим, когда настроение плохое.

В качестве некоторой обобщающей кон­цепции рассмотрим теорию дифферен­циальных эмоций Томкинса. В отличие от большинства теоретических концепций эмоций, эта теория пытается понять не только механизмы и особен­ности функционирования эмоций вообще, но и разобраться в специфике отдельных эмоциональных переживаний. Отсюда ее название. Рассмотрим кратко основные ее положения.

Теория допускает существование десяти основных (фундаментальных) эмоций. Они имеют: 1) специфический нервный субстрат, 2) характерные мнемические или нервно-мышечные комплексы и 3) отлич­ное от других субъективное или феноме­нологическое качество. Для различения эмоций необходим учет этих трех факто­ров. Ниже приводится краткая характерис­тика основных эмоций.

1. Интерес-волнение – положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увле­ченность и любознательность по отноше­нию к объекту интереса.

2. Радость – максимально желаемая эмоция, однако, скорее, является побоч­ным продуктом действий и условий, чем результатом стремления испытать ее; со­стояние радости связано с чувством уве­ренности и собственной значимости.

3. Удивление возникает под влиянием внезапного события, способствует осво­бождению от предыдущей эмоции и на­правляет на объект, вызвавший удивление, все когнитивные процессы.

4. Горе-страдание – эмоция, пережи­вая которую, человек падает духом, чувст­вует одиночество, недостаток контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, чувством храбрости и уверенности в себе.

6. Отвращение вызывает стремление избавиться от чего-либо или кого-либо, вызывается физической или психологичес­кой изнашиваемостью объекта.

7. Презрение может служить средством подготовки к встрече с опасным против­ником; связано с чувством собственного превосходства; «холодная» эмоция, веду­щая к деперсонализации индивида или группы, к которым эта эмоция относится. Гнев, презрение и отвращение часто идут рука об руку и поэтому называются враж­дебной триадой.

8. Страх вызывается информацией о реальной или воображаемой опасности, связан с неуверенностью и дурными пред­чувствиями.

9. Стыд вызывает желание спрятаться, исчезнуть; может быть связан с чувством бездарности.

10. Вина связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за любых оши­бок, а чувство вины возникает при на­рушениях морального, этического или религиозного характера в ситуациях, в которых субъект чувствует свою личную ответственность за происходящее.

Фундаментальные эмоции, образуя ус­тойчивые сочетания, приводят к обра­зованию всевозможных аффективных комплексов типа тревожности, депрессии, любви и враждебности.

Теория дифференциальных эмоций вводит понятие эмоциональной системы как совокупности элементов с определен­ными отношениями. Некоторые эмоции связаны между собой иерархически: на­пример, внимание может переходить в удивление, а удивление – в изумление. Другой принцип организации эмоцио­нальной системы – полярность между рядом эмоций: например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение можно рассматривать как про­тивоположности.

Рассматриваемая теория отвечает на вопрос о причинах возникновения эмоций и подходит к этому вопросу комплексно, называя в качестве основных детерминант эмоциональных переживаний следующие основные факторы: 1) взаимоотношения субъекта с окружающей средой (восприя­тие); 2) индивидуальные процессы (па­мять, воображение, образное мышление, пантомимическая активность, деятель­ность эндокринной системы).


15. Психология индивидных различий

15.1. Общее представление о человеке

15.2. Понятие индивида и его свойства

15.3. Конституциональные свойства индивида

15.4. Темперамент и его типологии

15.1. Общее представление о человеке. Логичным продолжением принципов единства сознания и деятельности и адаптивного характера психики (см. главы 1 и 2) стала идея Б.Г. Ананьева о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать прин­цип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития. Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в боль­шей мере либо к биологическому либо к социальному началу.

По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в челове­ка обеспечивается посредством единства таких его аспектов, как инди­вид, личность, субъект и индивидуальность. Схематически и упрощённо эти составляющие психики изображены на рисунке (субъект не изображён). На нём рассматриваемые подструктуры выделены по происхождению и представлены в виде уровней. На уровне индивида человек предстаёт как система врождённых особенностей, определённым образом развивающаяся во взаимодействии со средой. Следующий уровень – личность – формируется во взаимодействии уже не просто со средой, а со средой социальной. На этом уровне человек предстаёт как субъект межличностных отношений и формируется социумом через воспитание, намеренное или ненамеренное. Его можно описать набором социальных ролей. Осознав себя, он уже может формировать себя сам – это индивидуальность. Конечно, и это происходит во взаимодействии со средой, но среда выбирается уже самим человеком.

На каждом из этих уровней выделяются определённые характеристики, по которым люди сопоставимы друг с другом. Причём на уровне индивида эти параметры довольно чёткие, и люди по ним сравнимы. Можно выделить подуровни, на которых люди одинаковы. Например, у всех нас в норме две руки и две ноги. Уравновешенный тип нервной системы встречается уже не у всех. Определённое сочетание свойств нервной системы попадается ещё реже. Именно это отражает суживающаяся кверху пирамида: чем выше уровень свойства, тем меньше вероятность совпадения с кем-либо по этому свойству. На уровне индивидуальности каждый человек совершенно уникален. Кстати, в повседневном языке термин «личность» употребляется к людям с развитой, яркой индивидуальностью. Когда она не развита, непсихологи говорят что он, дескать, «не личность». В данных же определениях, как Вы понимаете, любой член общества является личностью.

Более близкую к ананьевской трактовку предлагает В.А. Аверин, она схематически изображена на следующем рисунке. Рассмотрим её.

 


 

Итак, носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Как индивид он представляет собой совокупность природных, генетически обуслов­ленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта дея­тельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социаль­ного, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе индивидных структур, без тела и головного мозга это весьма затруднительно.

Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамкахкоторого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носи­тель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образу­ется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познава­тельной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социаль­ного. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объе­динив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С такой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, прояв­ляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Таким образом, мы для рассмотрения выделяем такие структуры, как индивид, собствен­но личность, субъект деятельности и индивидуальность.

15.2. Понятие индивида и его свойства. Предварительное определение индивида уже дано, и в предыдущем разделе показано его место в общей структуре психики человека. Более подробно индивид характеризуется через описание и типологии его свойств, чему и посвящён остаток этой главы.

Следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в струк­туру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики.

Психофизиологические свойства индивида составляют основу ощущений и вос­приятия, представлений и воображения, памяти и внимания, мышления, эмоциональ­ных переживаний, т. е. всего того, что составляет чувственную ткань психической деятельности человека, содержание его сознания (нами они не рассматриваются, по­скольку составляют предмет общей психологии).

Задатки и темперамент определяют диапазон темпа освоения и выполнения опе­раций и способов действий. В свою очередь эмоциональные свойства темперамента, обусловливают диапазон энергетики мотивов, а вместе с этим и яркость, и изменчи­вость связанных с ними эмоциональных переживаний. Иными словами задатки и темперамент определяют форму проявления личностных характеристик.

Индивидные свойства по отношению к личности и субъекту деятельности мо­гут быть:

• одним из условий их развития (например, задатки по отношению к способ­ностям);

• их частным содержанием (например, ощущения, восприятие, представления, воображение, память, эмоции составляют чувственную сторону сознания);

• механизмом функционирования (например, психофизиологические функции по отношению к действиям и операциям субъекта деятельности);

Одну из главных функций индивидных свойств можно опре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: