Суверенитет государственной власти




Cущность и признаки государства

Понятие и основные признаки государства

 

Государство– это суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

 

Основные признаки государства:

 

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

 

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

 

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

 

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

 

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

 

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

 

2.2 Сущность государства и ее проявления

 

Сущность–это главное в предмете (явлении, процессе), что определяет его качественное своеобразие, все стороны, характеристики, взаимосвязи и отличает его от всех иных явлений окружающей действительности. Существует два основных подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

 

С точки зрения классового подходасущность государства в том, что оно есть аппарат подавления эксплуатируемых классов господствующим классом. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), но не может объяснить сущность современных государств. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга.

 

С точки зрения общесоциального подходагосударство – средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства – найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

 

В сущности любого государства присутствуют и классовый, и общесоциальный аспекты. На определенном этапе исторического развития доминирующим становится либо классовое, либо общесоциальное проявление сущности государства.

 

Сущность государства проявляется в трех сущностными характеристиками государства:

 

1. Государственная власть;

 

2. Суверенитет;

 

3. Политический режим государства.

 

Государственная власть

 

Смысл любого государства сводится к тому, чтобы осуществлять власть в обществе. Власть– это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Однако охарактеризовать сущность государства только через категорию власти будет недостаточным. Эта власть дополняется другими важнейшими характеристиками: суверенностью, которая определяет качественную специфику государственной власти, и политическим режимом, который отражает средства и методы осуществления этой власти. Только совокупность этих характеристик позволяет полностью раскрыть сущность государства.

 

Признаки власти:

 

– всякая власть социальна. Она складывается, проявляется в отношениях между людьми, т. е. в обществе (социуме);

 

– власть имеет волевой характер, т. е. это проявление человеческой воли. Воля – это сторона сознания человека, активная, деятельная, выражающаяся в стремлении изменить окружающую среду, изменить отношения человека;

 

– всякая власть обладает определенными средствами для осуществления.

 

В зависимости от областей, в которых власть проявляется выделяют: экономическую, идейную, семейную, политическую и иную власть. Применительно к специфике изучаемого предмета наибольший интерес представляет политическая власть. Политика – это особая сфера жизни общества, в которой выражаются интересы значительных групп людей, связанная с выражением социальных, национальных интересов. Также, политика – это область жизни общества, связанная с осуществлением власти. Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях. Государственная власть является разновидностью политической власти. Помимо государственной, к политической власти относят партийную власть, власть профсоюзных организаций, иных общественных образований политического характера.

 

Государственная властьотличается от иных видов политической власти наличием двух отличительных черт:

 

– монополия на издание общеобязательных велений;

 

– монополия на применения государственного принуждения.

 

Признаки государственной власти:

 

– всеобъемлющий характер (универсальность), т. е. государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;

 

– возможность законно применять принуждение;

 

– прерогатива государственной власти, т. е. возможность разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории;

 

– структурированность государственной власти, т. е. Ее проявление вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью;

 

– наличие особых каналов для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.);

 

– государственная власть – всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (легитимность);

 

– монополия на правотворческую деятельность;

 

– разделение властей.

 

Структуру государственной власти составляют:

 

1. Субъект (государство в лице его органов);

 

2. Объект (подвластные, население государства);

 

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

 

Государственная власть имеет множество самых различных характеристик, в частности, государственную власть можно рассматривать с точки зрения ее легитимности. Легитимность означает поддержку власти народом, готовность народа исполнять законы, требования власти. Следует различать легитимность и легальность. Легальность(формальная легальность) означает законность власти, то, что власть установлена законным путем, осуществляется в соответствии с существующими законами.

 

Легитимностьхарактеризуется тремя моментами:

 

– формальная легальность;

 

– истинная легитимность, т. е. поддержка власти населением;

 

– преемственность власти (смена власти должна происходить законным путем, без насильственных переворотов).

 

Выделяют три вида (теории) легитимности(которые объясняют причины, по которым данная власть может пользоваться поддержкой народа):

 

– традиционная легитимность;

 

– харизматическая легитимность;

 

– рационально-правовая легитимность.

 

Суверенитет государственной власти

 

Суверенитет– это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны. Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

 

Внутренний суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.). Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти:

 

– универсальность;

 

– прерогатива;

 

– наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);

 

– наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

 

Внешний суверенитет – это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках:

 

– государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;

 

– никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;

 

– государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;

 

– государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;

 

– государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: