Политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Также, под политическим режимомпонимают организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.
В основе политического режима лежат два принципа:
• принцип демократизма;
• принцип авторитарности.
Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:
• равноправие сторон во всех видах общественных отношений;
• государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;
• взаимная ответственность личности и государства;
• наличие свободы выбора варианта поведения;
• наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;
• действует общедозволительное регулирование в праве.
Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:
• диктат государства и его органов;
• наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;
• односторонняя ответственность личности перед государством;
• разрешительный тип регулирования в праве.
Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:
• тоталитарный;
• авторитарный;
• демократический.
Для тоталитарного политического режимахарактерно:
• стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни;
• моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной;
• наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.
• сращивание партийного и государственного аппарата;
• монополия в сфере экономики;
• отсутствие политического плюрализма;
• применение физического террора и устрашения в отношении граждан.
Для авторитарного политического режимахарактерно:
• наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;
• отсутствие моноидеологии;
• отсутствие единой политической партии;
• законодательная власть подчинена исполнительной;
• допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.
• граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.
Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Предпосылки для формирования демократии:
• наличие различных форм собственности, и прежде всего частной;
• экономическая свобода товаропроизводителя;
• высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов.
Чертыдемократического политического режима:
• парламентаризм и разделение властей;
• наличие политического плюрализма в обществе;
• многопартийность;
• наличие гарантированных прав и свобод;
• равенство всех перед законом;
• легитимность государственной власти.
Следует подробнее остановиться на принципах парламентаризма и разделения властей.
В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:
• законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);
• исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);
• судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего - между органами законодательной и исполнительной власти).
Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти.В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов.Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.
Законодательная власть:
• в ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства;
• осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве;
• в руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности;
• может поставить вопрос об отставке правительства;
• принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.
Исполнительная власть:
• обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа);
• обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом);
• обладает правом роспуска парламента;
• получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства, т. е. передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу.
Судебная власть.
• осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов;
• рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции);
• рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.
Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.
Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей). Парламентаризм– это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства. Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:
• осуществление контроль за расходованием бюджета;
• осуществление контроля за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).
• установление правовых основ организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).
• верховенство парламента в системе органов государства;
• профессиональной основа работы парламента;
• неприкосновенность депутата парламента;
• отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.