Политический режим. Виды политических режимов




 

Политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия населения в управлении государством. Также, под политическим режимомпонимают организационные средства осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений.

 

В основе политического режима лежат два принципа:

 

• принцип демократизма;

 

• принцип авторитарности.

 

Принцип демократизма характеризуется следующими моментами:

 

• равноправие сторон во всех видах общественных отношений;

 

• государственная власть основана на соглашении сторон, не навязана обществу;

 

• взаимная ответственность личности и государства;

 

• наличие свободы выбора варианта поведения;

 

• наличие системы местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

 

• действует общедозволительное регулирование в праве.

 

Принцип авторитарности характеризуется следующими чертами:

 

• диктат государства и его органов;

 

• наличие жесткой дисциплины и безоговорочного подчинения всем решениям органов государства;

 

• односторонняя ответственность личности перед государством;

 

• разрешительный тип регулирования в праве.

 

Сочетание этих двух принципов дает конкретный вид политического режима. С большой долей условности все политические режимы можно разделить на три вида:

 

• тоталитарный;

 

• авторитарный;

 

• демократический.

 

Для тоталитарного политического режимахарактерно:

 

• стирание граней между обществом и государством, огосударствление всех сторон общественной жизни;

 

• моноидеология – политическая доктрина, которая признается единственно верной и возможной;

 

• наличие единственной хорошо организованной политической партии, которая и призвана проводить в жизнь официальную идеологию.

 

• сращивание партийного и государственного аппарата;

 

• монополия в сфере экономики;

 

• отсутствие политического плюрализма;

 

• применение физического террора и устрашения в отношении граждан.

 

Для авторитарного политического режимахарактерно:

 

• наличие ярко выраженного лидера государства, который играет решающую роль и на котором замыкается весь процесс принятия властных решений;

 

• отсутствие моноидеологии;

 

• отсутствие единой политической партии;

 

• законодательная власть подчинена исполнительной;

 

• допускается ограниченный плюрализм – до тех пор, пока он не наносит ущерба существующей системе.

 

• граждане не подвергаются репрессиям и террору – опять-таки до тех пор, пока они активно не противостоят существующему режиму.

 

Демократический политический режим отличается тем, что его достаточно сложно сформировать в обществе, общество должно быть готово к его восприятию. Предпосылки для формирования демократии:

 

• наличие различных форм собственности, и прежде всего частной;

 

• экономическая свобода товаропроизводителя;

 

• высокий уровень демократизма в обществе, наличие демократических институтов.

 

Чертыдемократического политического режима:

 

• парламентаризм и разделение властей;

 

• наличие политического плюрализма в обществе;

 

• многопартийность;

 

• наличие гарантированных прав и свобод;

 

• равенство всех перед законом;

 

• легитимность государственной власти.

 

Следует подробнее остановиться на принципах парламентаризма и разделения властей.

 

В современной интерпретации главная идея принципа разделения властей состоит в том, что ни один из органов государства не может сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти. Вся государственная власть делится на три ветви:

 

• законодательная власть (имеет монопольное право на разработку и издание законов);

 

• исполнительная власть (призвана проводить в жизнь, исполнять предписания законодательной власти, для чего может издавать подзаконные акты и индивидуальные властные распоряжения на основе законов);

 

• судебная власть (является независимой и призвана разрешать всевозможные конфликты, прежде всего - между органами законодательной и исполнительной власти).

 

Противоположностью этого принципа является принцип единства государственной власти.В основе принципа разделения властей лежит т. н. система сдержек и противовесов.Это означает, что каждая власть обладает определенными рычагами воздействия на другие ветви власти, с помощью которых она может контролировать их деятельность.

 

Законодательная власть:

 

• в ее руках находится основное средство воздействия – бюджет государства;

 

• осуществляет контроль за назначением на высшие должности в правительстве;

 

• в руках законодательной власти находится смещение с должности президента и привлечение его к уголовной ответственности;

 

• может поставить вопрос об отставке правительства;

 

• принадлежит право ратифицировать международные договоры, подписанные правительством.

Исполнительная власть:

• обладает правом законодательной инициативы (правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа);

 

• обладает правом вето (т. е. возможностью наложить запрет на вступление в силу законодательного акта, принятого парламентом);

 

• обладает правом роспуска парламента;

 

• получает особые средства воздействия при существовании практики делегированного законодательства, т. е. передача органом своих полномочий на издание акта по определенному вопросу другому органу.

 

Судебная власть.

 

• осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов;

 

• рассматривает конфликты между органами государства (в частности, между органами законодательной и исполнительной власти по поводу их компетенции);

 

• рассматривает внутрифедеральные конфликты – между субъектами федерации.

 

Классическое воплощение принцип разделения властей получает в президентской республике, предполагающей сильную исполнительную власть.

 

Принцип парламентаризма. Он тесно связан с принципом разделения властей (может быть претворен в жизнь лишь на основе принципа разделения властей). Парламентаризм– это система государственного руководства обществом, которая обеспечивает верховенство парламента в системе органов государства. Суть принципа парламентаризма сводится к тому, что парламент должен выступать в качестве противовеса исполнительной власти. Эти функции парламента выражаются в следующих чертах парламентаризма:

 

• осуществление контроль за расходованием бюджета;

 

• осуществление контроля за кадровым составом правительства (от него зависит утверждение кандидатур высших должностных лиц правительства).

 

• установление правовых основ организации и деятельности исполнительной власти (создает законы, определяющие структуру, порядок создания, набор полномочий органов исполнительной власти).

 

• верховенство парламента в системе органов государства;

 

• профессиональной основа работы парламента;

 

• неприкосновенность депутата парламента;

 

• отсутствие императивного мандата, т. е. депутаты не связаны предвыборными обещаниями со своими избирателями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: