Учебный вопрос № 1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.




ЛЕКЦИЯ

для курсантов 3 курса специальности 280705.65 –

«Пожарная безопасность»

 

Тема № 4.1 «Основные категории профессиональной этики»

Учебное время – 2 часа

Обсуждено на заседании ПМК

«___» ________ 20__ г., прот. № ____

 

 

Железногорск


I. Цели занятия

1. Продолжить формирование у курсантов представления о категориях этики, показать их значение для развития личности.

2. Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.

3. Формировать у курсантов навыки работы с терминами, систематизировать учебный материал, делать выводы.

4. Привить курсантам мысль о важности профессиональной этики в формировании нравственных основ профессионального отношения к избранной профессии.

II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  
Учебные вопросы:  
  1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.  
2. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России.  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

III. Литература

а) основная литература:

1.Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учеб. пособие / В.Д. Губин, Е.Н Некрасова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. (Гриф НМС по философии Минобрнауки РФ).

2. Луговой А.А., Суслина И.А. Профессиональная этика сотрудников ГПС МЧС России: уч-метод. пособие. СПб, 2010. (электрон.).

3. Одинцова О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 144 с. – (Серия «Бакалавриат»).

б) дополнительная литература:

1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 2006.

2. Безруких М.М. Я и другие Я, Правила поведения для всех. М., 2004.

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. 2007.

4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 2007.

5. Иванов В.Г.История этики Средних веков. Л., 2006.

6. Карташова Л.В. Поведение в организации. М., 2007.

7. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика. М., 2008.

8. Луговой А.А. Профессиональная этика: словарь основных понятий / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. (электрон.).

9. Луговой А.А. Этика: краткий терминологический словарь / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. (электрон.).

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, портативный компьютер.

2. Слайды.

V. Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучающихся. После проведения проверки объявляет тему, учебные цели и вопросы лекции.

Актуальность темы связана с тем, что категории этикииграют важную роль в духовном освоении окружающего мира. С одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны позволяют закреплять полученное знание. С развитием духовной культуры происходит обогащение содержания понятий.

Практическая значимость изучаемого материала связана с тем, что категории этикиотражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности.

Итак, на сегодняшней лекции мы узнаем, что представляют собой категории этики, в чем их сущность, какую роль они играют в жизни общества и человека.

Для достижения поставленных целей нами будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.

2. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России.

Переходим к рассмотрению учебных вопросов:

Учебный вопрос № 1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.

.

Этика, как философская наука, оперирует и общефилософскими, и своими специфи­ческими категориями.

По аналогии можно сказать, что категории этикинаиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Они представляют собой систематизированное, научно-обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

Они играют важную роль в духовном освоении окружающего мира. С одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны позволяют закреплять полученное знание. С развитием духовной культуры происходит обогащение содержания понятий.

Образуясь в ходе исторического развития человечества как резуль­тат его практической и преобразовательной деятельности, они отражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности. Они являются образованиями духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания.

Вследствие этого категории этики выполняют роль призмы, через которую воспринимается вся объективная (независящая от сознания чело­века) действительность, и служат теоретической основой жизненных уста­новок человека, обусловливая его нравственное восприятие, миропонима­ние и отношение к миру — мировоззрение.

К числу основных категорий этики относятся такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни, счастье, нравственный идеал. Кроме этих основных существует множество других этических понятий: зависть, корысть, слава, милосердие, грубость, вежли­вость и т.д.

Научные представления о добре, смысле жизни, счастье, идеале, ос­военные человеком, превращенные в личные убеждения, обладают актив­ной действенной силой: побуждают людей следовать той или иной норме (добро, нравственный идеал), избегать отрицательного воздействия объек­тов (зло), активно бороться с ними, вырабатывать в себе внутренние сти­мулы и регуляторы деятельности (совесть).

Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.

Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.

Особенности этических категорий:

· они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости;

· категории этики носят оценочный, ценностный характер. Другими словами, всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого;

· они являются средством регулирования взаимо­отношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;

· авторитет и значимость категорий этики базируется на силе обществен­ного мнения или самосознании личности;

· в категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук выражена эмоциональная сторона общественных отношений.

 

В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют сле­дующий ряд функций:

· познавательная (раскрывают сущность и закономерность нравст­венного способа освоения мира);

· оценочная (позволяют достоверно оценивать действительность, че­ловека и его деятельность с позиций добра);

· ориентирующая (ориентируют человека в мире нравственных цен­ностей);

· регулятивная (являются основой нравственного отношения чело­века к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);

· прогнозирующая (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);

· интегрирующая (объединяют людей на основе единых идей добра);

· воспитательная (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом).

Все эти функции взаимосвязаны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: