ЛЕКЦИЯ
для курсантов 3 курса специальности 280705.65 –
«Пожарная безопасность»
Тема № 4.1 «Основные категории профессиональной этики»
Учебное время – 2 часа
Обсуждено на заседании ПМК
«___» ________ 20__ г., прот. № ____
Железногорск
I. Цели занятия
1. Продолжить формирование у курсантов представления о категориях этики, показать их значение для развития личности.
2. Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.
3. Формировать у курсантов навыки работы с терминами, систематизировать учебный материал, делать выводы.
4. Привить курсантам мысль о важности профессиональной этики в формировании нравственных основ профессионального отношения к избранной профессии.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин | |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Учебные вопросы: | ||
1. Категории этики: определение, особенности, основные функции. | ||
2. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России. | ||
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
а) основная литература:
1.Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учеб. пособие / В.Д. Губин, Е.Н Некрасова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. (Гриф НМС по философии Минобрнауки РФ).
2. Луговой А.А., Суслина И.А. Профессиональная этика сотрудников ГПС МЧС России: уч-метод. пособие. СПб, 2010. (электрон.).
3. Одинцова О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 144 с. – (Серия «Бакалавриат»).
б) дополнительная литература:
1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 2006.
2. Безруких М.М. Я и другие Я, Правила поведения для всех. М., 2004.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. 2007.
4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 2007.
5. Иванов В.Г.История этики Средних веков. Л., 2006.
6. Карташова Л.В. Поведение в организации. М., 2007.
7. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика. М., 2008.
8. Луговой А.А. Профессиональная этика: словарь основных понятий / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. (электрон.).
9. Луговой А.А. Этика: краткий терминологический словарь / под общ. ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. (электрон.).
IV. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, портативный компьютер.
2. Слайды.
V. Вводная часть
Преподаватель проверяет наличие обучающихся. После проведения проверки объявляет тему, учебные цели и вопросы лекции.
Актуальность темы связана с тем, что категории этикииграют важную роль в духовном освоении окружающего мира. С одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны позволяют закреплять полученное знание. С развитием духовной культуры происходит обогащение содержания понятий.
Практическая значимость изучаемого материала связана с тем, что категории этикиотражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности.
Итак, на сегодняшней лекции мы узнаем, что представляют собой категории этики, в чем их сущность, какую роль они играют в жизни общества и человека.
Для достижения поставленных целей нами будут рассмотрены следующие учебные вопросы:
1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.
2. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов:
Учебный вопрос № 1. Категории этики: определение, особенности, основные функции.
.
Этика, как философская наука, оперирует и общефилософскими, и своими специфическими категориями.
По аналогии можно сказать, что категории этики — наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Они представляют собой систематизированное, научно-обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.
Они играют важную роль в духовном освоении окружающего мира. С одной стороны, являются инструментом познания, а с другой стороны позволяют закреплять полученное знание. С развитием духовной культуры происходит обогащение содержания понятий.
Образуясь в ходе исторического развития человечества как результат его практической и преобразовательной деятельности, они отражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности. Они являются образованиями духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания.
Вследствие этого категории этики выполняют роль призмы, через которую воспринимается вся объективная (независящая от сознания человека) действительность, и служат теоретической основой жизненных установок человека, обусловливая его нравственное восприятие, миропонимание и отношение к миру — мировоззрение.
К числу основных категорий этики относятся такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, долг и совесть, смысл жизни, счастье, нравственный идеал. Кроме этих основных существует множество других этических понятий: зависть, корысть, слава, милосердие, грубость, вежливость и т.д.
Научные представления о добре, смысле жизни, счастье, идеале, освоенные человеком, превращенные в личные убеждения, обладают активной действенной силой: побуждают людей следовать той или иной норме (добро, нравственный идеал), избегать отрицательного воздействия объектов (зло), активно бороться с ними, вырабатывать в себе внутренние стимулы и регуляторы деятельности (совесть).
Вместе с тем следует сказать, что отражение моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
Особенности этических категорий:
· они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости;
· категории этики носят оценочный, ценностный характер. Другими словами, всех можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого;
· они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей, как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного;
· авторитет и значимость категорий этики базируется на силе общественного мнения или самосознании личности;
· в категориях этики в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют следующий ряд функций:
· познавательная (раскрывают сущность и закономерность нравственного способа освоения мира);
· оценочная (позволяют достоверно оценивать действительность, человека и его деятельность с позиций добра);
· ориентирующая (ориентируют человека в мире нравственных ценностей);
· регулятивная (являются основой нравственного отношения человека к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);
· прогнозирующая (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);
· интегрирующая (объединяют людей на основе единых идей добра);
· воспитательная (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом).
Все эти функции взаимосвязаны.