Итак, мы выяснили, что категории этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали. Они играют важную роль в духовном освоении окружающего мира.
Рассмотрели специфические черты этических категорий, а также те функции, которые они выполняют как мировоззренческие категории.
Учебный вопрос № 2. Основные категории этики и их значение в формировании мировоззрения сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России.
Добро и зло — это центральные понятия морального сознания и важнейшие категории этики. Они являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, в деятельности отдельных групп, классов, а также крупных исторических событий.
Этика рассматривает понятия «добра» и «зла» в соответствии с такой категорией, как «благо», которая обозначает положительную ценность предметов и явлений. Этика выделяет понятия общественного и личного блага. Общественное благо — это совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо — это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от общих социальных условий. Стремясь к благу, человек активно преобразует мир во взаимодействии с другими людьми и в этой практической деятельности становится творцом добра или зла.
Благу и добру всегда противостояло зло. Соответственно, добро — это все, что способствует благу, а зло — все, что подрывает и разрушает благо. Делать добро — это значит активно противостоять злу, бороться с его проявлениями.
Зло — это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу. Оно включает в себя представления о том, что противоречит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения. Зло — это убийство, воровство, насилие, хулиганство и т.д. Проявление зла связано с отрицательными моральными качествами: жадностью, эгоизмом, черствостью, грубостью, лицемерием.
В философии известны следующие концепции добра и зла.
1. Этический интеллектуализм, или просветительская концепция, утверждающая, что зло связано с незнанием. Достаточно усовершенствовать систему образования, как исчезнет и зло, так считал Сократ, так думали Просветители. Необходимо развивать интеллект, просвещение, совершенствовать науку.
2. Этический оптимизм, утверждающий, что зло - это маленький фрагмент мира, в котором все стремится к добру (стоики). Зло необходимо для утверждения добра. Все, что нам кажется как зло, в действительности служит порядку и красоте мира как целого. Мир как целое добр. В рамках этого подхода принято рассматривать зло как временное испытание, служащее, в конечном счете, целям торжества справедливости и правды (Плотин, Г. Лейбниц).
3. Социальный детерминизм видит источник зла в социальных несовершенствах и несправедливости (марксизм). Причина зла - не в слабости интеллекта, а в плохих социальных условиях: нищета, плохое воспитание, тяжелые условия жизни - все это создает почву для совершения порочных поступков.
4. Теории психоанализа видят источник зла в природе человека, а именно, в сфере бессознательного (А. Шопенгауэр, З. Фрейд, Ф. Ницше, Э. Фромм).
5. Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер, Э. Фромм) продолжают линию психоанализа, рассматривая зло как более фундаментальную и первичную характеристику человека, определяющую его наиболее глубокую, но тщательно скрываемую сущность.
Добро и зло в их антропологической действительности являются не двумя однородными структурами, как их обычно считают, а совершенно разнородными.Они не воспринимаются человеком одновременно. Понятие о добре является вторичным, тогда как зло изначально и первично.
6. Русская нравственная философия отождествляет добро и личное нравственное совершенствование человека, повышение духовности и гуманизацию всего общества.
Проблема борьбы добра и зла
Взаимная непобедимость добра и зла не означает, что их борьба бессмысленна и не нужна. Смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а главный вопрос - какими способами и путями добиться этого. Основной спор ведется между сторонниками борьбы со злом с позиции силы и сторонниками этики ненасилия, базирующейся на идее непротивления злу насилием. Здесь ненасилие рассматривается как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие пути оказались неэффективными.
Насилие и ненасилие являются диалектической парой наподобие левого и правого или представляют собой различные стадии в развитии одного и того же процесса. Речь идет о том, выражают ли эти понятия альтернативные или последовательно меняющие друг друга способы действия.
1. В понимании насилия существуют два подхода, один из которых можно назвать абсолютистским, другой - прагматическим. Согласно первому, понятие насилия несет четко выраженную негативную оценочную нагрузку и употребляется в очень широком значении, включающем все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующих им душевных качеств, как ложь, ненависть, лицемерие и т.д. Оно прямо отождествляется (во всех его многообразных проявлениях) со злом вообще. Прагматический подход ориентируется на ценностно-нейтральное и объективное определение насилия и отождествляет его с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу. Такая интерпретация позволяет ставить вопрос об оправданности насилия, возможности его использования в определенных ситуациях, но при этом отсутствует критерий для его решения.
2. Ненасилие в отличие от насилия является не особым случаем иерархической связанности человеческих воль, а перспективой их солидарного слияния. Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Обратите внимание на то, что одно из часто повторяемых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного и потому реалистического представления о человеке. В действительности это не так. Считать человека радикально злым - значит незаслуженно клеветать на него. Считать человека бесконечно добрым - значит откровенно льстить ему. Должное же ему воздается тогда, когда признается моральная амбивалентность человека. Таким образом, понятия насилия и ненасилия нельзя понять вне соотнесения друг с другом. Чтобы раскрыть конкретный характер этой соотнесенности, их надо рассматривать не сами по себе, а в более широком контексте борьбы добра против зла, борьбы за социальную справедливость и человеческую солидарность.
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Нависшая над человечеством глобальная опасность - ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие - поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды» или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл.
Основные принципы этики ненасилия. Во-первых, отвечая на зло насилием, мы не побеждаем зло, так как не утверждаем добро, а, напротив, увеличиваем количество зла в мире. Во-вторых, ненасилие разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. В-третьих, требование ненасилия ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека. В-четвертых, не отвечая на зло насилием, мы противопоставляем злу не бессилие, а силу, ибо «подставить щеку» трудней, чем просто «дать сдачи». Таким образом, ненасилие - не поощрение зла и не трусость, но способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла.
Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не считая насилие позитивным явлением, приводят тем не менее свои аргументы. Во-первых, насилие они расценивают скорее как вынужденную необходимость, чем как желаемое состояние. Главный их аргумент в защиту насилия - безнаказанность зла в условиях ненасилия. Во-вторых, недостаток этики ненасилия ее противники видят в ее слишком идеализированном, на их взгляд, представлении о человеке. На самом деле в основе концепции ненасильственной борьбы лежит признание моральной двойственности природы человека -единства в нем и доброго, и злого начал. Это предполагает определенную стратегию и тактику борьбы со злом, цель которой - усиление и приумножение добра. Если насилие направлено на подавление или уничтожение противника и лишь временно заглушает конфликт, то стратегия и тактика ненасильственной борьбы направлены на устранение самой основы конфликта. Таким образом, сторонники ненасилия берут на себя ответственность за зло, против которого борются и приобщают «врагов» к тому добру, во имя которого ведется борьба.
Совесть является одной из наиболее сложных этических категорий, затрагивающих широкую сферу человеческих отношений.
Совесть — это понятие морального сознания, выражающее способность личности к самоконтролю, нравственной оценке собственных действий на основе понимания своей ответственности перед другими людьми, обществом за совершаемые поступки. Это внутренний регулятор поведения, свойственный только человеку.
Совесть определяется, с одной стороны, отношением человека к другим людям, и, с другой, — отношением людей к нему самому. Человек начинает верно относиться к самому себе после того, как он научится правильно относиться к другим людям и прислушиваться к тому, как они оценивают его самого.
Совесть — это осознание моральной ответственности человека за свое поведение перед другими людьми, включающее нравственную самооценку, волевой самоконтроль личностью своих поступков, мыслей и чувств с точки зрения нравственных норм и принципов определенного класса или общества.
Чувство совести играет важнейшую роль в исполнении сотрудниками ГПС своего служебного долга.
Долг — одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности и личностью к обществу.
Человек является представителем определенного общества, класса, профессионального коллектива, семьи, связан с ними целой системой общественных связей и зависимостей.
Долг выражает определенные отношения личности к обществу и общества к личности. Он представляет собой совокупность требований, которую предъявляет к человеку общество, коллектив и которая предстает в виде определенных моральных обязанностей личности.
Долг — это сложное и многогранное явление. Он проявляется во всех сферах жизни человека. В зависимости от сфер и характера деятельности людей, их обязанностей существуют различные виды долга: общественный, государственный, национальный, профессиональный, семейный.
Объективное содержание общественного долга обусловлено потребностями общества. Особое место занимает категория профессионального долга. Для сотрудников ГПС выполнение служебного долга связано с тушением пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Честь и достоинство, как понятия, часто употребляются вместе, во взаимосвязи.
Честь — это положительная общественная оценка личности, авторитет, репутация.
Достоинство — это самооценка личности, представление самого человека о своей ценности как личности.
Подобно достоинству, понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к человеку со стороны общества, но представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении. Все люди уже в силу одной принадлежности к роду человеческому имеют равное право претендовать на уважение их достоинства.
Честь, напротив, по-разному оценивает людей, она связана с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Честь заслуживается добрыми делами. Понятие чести предполагает в отношении общества к человеку ту меру уважения, которую он заслужил. Достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение как человека и гражданина.
Профессиональные кодексы чести существовали и существуют во всем мире со времени знаменитой клятвы Гиппократа. По мере исторического развития представители тех профессий, труд которых важен для всех, все чаще оказывались перед лицом определенных обязанностей по отношению к людям, пользующимся их услугами, результатами труда. Это и потребовало необходимость вырабатывать определенные нормы профессиональной этики, клятвы, приемы, кодексы чести, способные поддерживать моральный престиж профессиональных групп в обществе.
Достоинство личности требует также и от других людей уважение к ней, признание за человеком определенных прав и возможностей.
Счастье — состояние длительного удовлетворения от пережитого наслаждения и полноты жизни. Оно сопровождает каждый момент человеческой жизни человека как проявления высшей ценности. Поэтому оно тесно связано с судьбой человека. Именно в смысле цели всех устремлений человека счастье понималось в эпоху античности.
Эвдемонизм (греч. eudemonia — блаженство) — этическое направление, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений человека. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым того человека, чьи физические и духовные способности могли беспрепятственно развиваться. Благодаря всестороннему развитию способностей человек достигал высшего удовольствия, заслуживал уважения современников и славную память потомков. Представителями эвдемонизма в разное время были Сократ, Эпикур, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Л. Фейербах, Г. Спенсер и др.
Основы учения о счастье были заложены и развиты античными школами эпохи эллинизма: стоиками, эпикурейцами и скептиками.
Счастье — бесстрастие и аскетический образ жизни, сопровождающийся отречением от земных чувств. В этом состоит суть понимания природы счастья стоиками. Основным принципом счастливой жизни, по их мнению, должна стать апатия. Апатия (греч. apatheia — бесстрастие) — независимость от чувств и страстей. Поэтому счастливый образ жизни — удел мудреца. Он всегда предан разуму, а его высказывания правильны и беспристрастны.
Счастье — свобода от страстей и бесстрашие перед смертью и смертельными муками. Таков был идеал счастливой жизни скептиков. Он основывался на принципе атараксии. Атараксия (греч. ataraxia — невозмутимость) — нравственный принцип, согласно которому счастье заключается в душевном спокойствии и безмятежности. Путь к счастью лежит через следование другому принципу — принципу эпохе. Эпохе (греч. epoche — остановка или начало развития) — воздержанность от суждений, за которой следовала бестревожность.
Счастье — стремление к наслаждениям и удовольствиям. Таково понимание счастья эпикурейцами, которые выделяли два вида счастья:
• высочайшее счастье, принадлежащее богам, его невозможно приумножить;
• счастье, достижимое для человека и допускающее
умножение.
Эпикурейцы видели не в каждом наслаждении залог будущего счастья человека, но только в тех из них, которые соответствуют его разумной природе. Счастье невозможно для человека, который живет неразумно, так как разум — высшее благо для человека.
Нравственный смысл счастья состоит в стремлении человека к радости, наслаждениям и удовольствиям, но только к тем, которые не наносят ущерба его духовному и физическому здоровью. Счастье ведомо человеческими желаниями, но не все они нравственно оправданы и часто достигаются в ущерб самому человеку и окружающим его людям. В ином случае стремление к счастью оборачивается несчастьем.
Несчастье — черта характера человека, которая ведет к ошибкам, проступкам, невзгодам, болезням или потерям близких людей. Погоня за наслаждениями не гарантирует счастья и, наоборот, самоотречение является более близким путем к нему. В конечном итоге счастье является результатом добродетельной и согласующейся с нравственными ценностями жизни.