Рука об руку с НАТО: развитие европейского межгосударственного капиталистического союза.




Первая фаза развития так называемого Европейского проекта началась с Римского Договора в 1956 между первыми шестью членами Общего Рынка с первоначального расширения зон влияния и перешла к принятию Европейского Акта в 1987 году. Следующая фаза развития ЕС – превращение тогдашнего ЕЭС из “Общего Рынка” в объединённый политический и военный блок - прошла несколько стадий за прошедшие три десятилетия. Основными вехами в развитии ЕС стали Маастрихтское Соглашение, Хорошее Соглашение, введение Евро, крупномасштабное расширение Группы Десяти, а также конституция Европейского Союза / Лиссабонский Договор.

В 1980-х и 1990-х США и НАТО увеличили использование международных экономических хитростей, включающих торговые эмбарго, кредитные и технологические блокады, несправедливые торговые соглашения и санкции, чтобы усилить эксплуатацию, а также укрепить свои монополии и другие интересы. Милитаризация экономики, идеологии и политической жизни в крупнейших капиталистических государствах сопровождалась соответствующим снижением уровня жизни рабочих.

Общий Европейский закон, SEA (подписанный в 1986 и формально принятый в 1987) постановил, что общеевропейские условия внешней политики становятся частью европейского законодательства. Амстердамское Соглашение в 1992 добавило условие оборонной политики, и в 1999 ЕС принял Политику Безопасности и учредил Комитет Безопасности, а также согласился учредить военные силы, включая создание Евросоюзом “Сил быстрого реагирования”. В декабре 2001 ЕС объявил, что “в военном отношении он готов к эксплуатации”. В 2003 на Франко-британском военном саммите было предложено, чтобы были созданы небольшие Боевые Группы ЕС, и это было согласовано с ЕС на Лондонском Саммите позже в том же году. Лиссабонский договор укрепил статус ЕС как юридического лица вышестоящего над отдельными государствами членами, которые были обязаны поддерживать внешнюю и оборонную политику ЕС, а также политику внутренней безопасности. С нарастающей силой ЕС, как межгосударственный капиталистический союз, продолжил играть значительную роль в оси ЕС-США-НАТО. В 1988 у НАТО, по сообщениям, было 5.4 миллиона человек на действительной военной службе и более 7 миллионов резервистов.

В 1991 французский президент, Франсуа Миттеран, и канцлер Германии, Гельмут Коль, предложили Западноевропейский Союз (WEU) как составной компонент Европейской Безопасности и Защиты Идентичности, (ESDI). В 1992 Западноевропейский Союз объявил о трех уровнях боевой интенсивности – так называемые “задачи Петерсберга”. Предусматривалось, что ESDI будет создан как “отделимый, но не отдельный” от НАТО. Западноевропейский союз как одна из военных составляющих ЕС был одобрен на конференции Маастрихта в декабре 1991. До подписания Маастрихтского договора были силы, которые заняли так называемую позицию “Атлантистов”, которые одобряли НАТО как основную систему безопасности, и так называемые “Проевропейцы”, которые предпочитали, чтобы Европа развивала обороноспособность, по крайней мере, номинально независимую от США. Предусматривалось, что ESDI будет сосредоточен на предложенной общей внешней политике и политике безопасности ЕС (CFSP) и возрождении Западноевропейского Союза. Развитие единой европейской валюты как инструмента объединения европейского рынка было воспринято как вызов американскому господству и дало начало межимпериалистическим трениям.

Это было подтверждено последующим появлением документа - проекта Руководства Оборонного Планирования Пентагона, предположительно просочившегося в прессу, который, казалось, подтвердил глубокое подозрение США в отношении Японии и Германии и страх, что превосходство последних может привести к глобальной конкуренции с США, к кризису их национальных интересов и военной конкуренции. Документ претендовал на первенство американских интересов, утверждая, что “мы должны сохранять механизмы сдерживания даже простого желания потенциальных конкурентов играть большую региональную или глобальную роль”. Этот документ также предположил, что “наиболее многообещающим способом привязки восточных и центральных европейцев к Западу … является их участие в западных политических и экономических организациях”, ссылаясь на их незамедлительное членство в ЕС, и “расширенное сотрудничество с НАТО”. После этого европейская буржуазия вновь вспомнила про свои обязательства перед НАТО и подчеркнула, что Западноевропейский Союз предназначен дополнить, а не конкурировать с НАТО.

Соглашение о Европейском Cоюзе (TEU), которое обсуждалось в Маастрихте в 1991 и было подписано 7 февраля 1992, основало Европейский Союз, который включил в себя Европейское Сообщество, дополненное “правилами и формами сотрудничества, установленными Соглашением”. Одна из заявленных целей Евросоюза состояла в том, чтобы утверждать идентичность Европейского Союза “на международной арене, в особенности посредством ведения совместной внешней политики и политики внутренней безопасности, что должно в конечном счёте привести к созданию Совместной Оборонной Политики”. В соответствии с пунктом 1.2 государства члены договорились информировать и консультировать друг друга по вопросам внешней политики и безопасности, чтобы их объединённые усилия были наиболее результативными, благодаря совместным и согласованным действиям. Пункт 1.3 позволил прибегать к «Совместным Действиям» в делах внешней политики и безопасности и пункт 1.4 гласил, что Совместная Внешняя Политика и Политика Безопасности должны включать все вопросы безопасности ЕС, включая конечную цель создания Совместной Оборонной Политики. Однако, было понятно, что реальным намерением было не допустить проведения политики, отличной от политики НАТО или создающей помехи в сотрудничестве с НАТО и ЗЕС.

В июне 1992 Лиссабонский Европейский Совет объявил цели совместных действий. Конкретными регионами для совместных действий были определены Центральная и Восточная Европа, включая Советский Союз, Средиземноморье, Магриб и Ближний Восток. В 1993 Постоянный Совет и Генеральный Секретариат ЗЕС были переведены из Лондона в Брюссель с целью сближения их с НАТО и ЕС.

В 1994 НАТО привела в действие так называемое «Партнерство за Мир» (PfP). Эта инициатива была предложена на встрече министров обороны НАТО в Германии в октябре 1993, и стартовала в январе 1994 на саммите НАТО в Брюсселе с целью расширения НАТО. В настоящее время Кипр является единственным членом ЕС, который при этом не состоит ни в НАТО, ни в «Партнерстве за Мир». В январе 2014 кипрский президент Никос Анастасиадис заявил о решимости правительства начать процедуру присоединения к натовскому «Партнерству за Мир». Коммунистическая партия Кипра осудила НАТО и её усиливающуюся милитаризацию международных отношений, а также агрессию НАТО-США-ЕС в Восточной Европе и где бы то ни было в мире.

В 1998 декларация Сен-Мало стала следующим шагом усиления военной мощи Европы. Она гласила, что ЕС: «должен располагать возможностью автономных действий, которые будут подкреплены надёжными военными силами, инструментом принятия решений по использованию этих сил и готовностью их задействовать. Этот механизм был определён, как Европейская Политика Безопасности и Обороны (ЕПБО).

После Маастрихта НАТО разрешила ЗЕС использовать ресурсы НАТО посредсвом Объединённых Совместных Операционных Cил (CJTFs). Вслед за этим Амстердамское Соглашение в мае 1999 внесло существенные изменения в Маастрихтский договор и закрепило приоритет НАТО в этих вопросах.

В 2001 Европейский совет, который определяет стратегию и повестку дня ЕС, постановил создать действующие боевые подразделения к 2003. К 2006 ЕС участвовал в многочисленных операциях, часто за пределами Европы.

В 2002 ЕС и НАТО подписали формальную декларацию по ЕПБО. В то время как США формально приветствовали такое развитие ЕС, они были обеспокоены тем, что это могло повредить их интересам и бросить вызов первенству НАТО в так называемой “архитектуре безопасности”. В своей речи в Брюсселе в июне 2001 Джордж В. Буш заявил: “США приветствуют европейские силы, если они интегрированы с НАТО, т.к. это даёт новые возможности для разрешения кризисов, в тех случаях когда НАТО предпочитает не играть лидирующую роль”. С 2001 между ЕС и НАТО происходили регулярные встречи.

На Пражском Саммите в 2002 НАТО приняла в свой состав 7 новых государств и привела в действие Силы Реагирования НАТО (НРФ), способные к быстрому развёртыванию для операций высокой интенсивности в любой точке мира. Пражский Саммит укрепил американские позиции и вызвал отрицательную реакцию России.

Апологеты империализма заявили, что Соединённые Штаты должны сохранять свою гегемонию на так называемом Евро-Атлантическом пространстве и расширение должно быть главной целью как НАТО так и Евросоюза, и что эти процессы должны протекать параллельно везде где это возможно, простирая влияние обоих межгосударственных империалистических союзов как можно дальше на восток.

Хотя некоторые государства ЕС беспокоил чрезмерно “Атлантический” подход, возникающий в результате напряжённости вокруг НАТО и ЕПБО, ЕС оставался и остаётся неразрывно связанным с НАТО.

В 2003 Хавьер Солана, Высокий Представитель ОВПБ, (бывший Генеральный секретарь НАТО, включая время нападения НАТО на Югославию) перед своим назначением Генеральным Секретарём Совета Европейского Союза, представил документ о стратегии на рассмотрение Европейскому Совету. В этом документе занижалась роль Организации Объединённых Наций и подчёркивалась важность НАТО, Всемирной Торговой Организации, Международных Финансовых Институтов, а также европейских и неевропейских региональных организаций в “укреплении международного порядка”. Этот документ также заявлял, что “многие страны позиционируют себя за границами международного сообщества” и призывал “развивать стратегическую культуру, которая способствует раннему, быстрому … и твёрдому вмешательству”. Хавьер Солана добавил: “Как Союзу 25 участников, который тратит более 160 миллиардов евро на защиту, нам необходимо умение проводить несколько операций одновременно. Мы могли бы усилить свою значимость, разработав операции, включающие как военные так и гражданские возможности”.

В 2004 было создано Европейское Оборонное Агентство, чтобы ускорить дальнейшее развитие ЕПБО, определить военные возможности, предложить многосторонние проекты, поддержать “оборонные технологии” и сделать “военные расходы” более эффективными. К 2011 бюджет Европейского Оборонного Агентства был 30.5 миллионов евро.

В мае 2006 американский вице-президент Дик Чейни объявил целью НАТО максимальное расширение на восток, включая Украину и Грузию, и не исключая территории на границе с Россией. Вашингтон все время ясно давал понять, что никакие договоры в ущерб первенству НАТО не должны иметь места.

Задачи и институты ЗЕС постепенно становились частью Общей политики безопасности и обороны Евросоюза (ОПБО). Этот переходный процесс завершился в 2009, когда условие между государствами ЕС, сходное с условием ЗЕС о совместной обороне, вступило в силу в соответствии с Лиссабонским договором. Государства-члены видоизмененного Брюссельского Соглашения впоследствии решили расторгнуть его 31 Мая 2010, с прекращением работы ЗЕС в оговоренные сроки. 30 июня 2011 ЗЕС официально прекратил свое существование.

Заключительная ратификация Лиссабонского договора ЕС в конце 2009, после прохождения второго Лиссабонского Референдума в Ирландии в октябре, отметила главную веху в развитии ЕС. Ратификацией было отмечено крайне важное изменение в отношениях между отдельными государствами ЕС и ЕС как самостоятельной властью. Принятие Лиссабонского договора, вместе с немного ослабленной европейской конституцией, являются кульминацией второй важной фазы процесса интеграции стран ЕС в империалистический союз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: