Великаго Монарха великия его намерении исполняя Вышний, то есть, когда еще при самом начатии сего Преиме-нитаго Царствующаго Санктпетербурга, дабы при нем был бы и Карабелный Порт Купеческой. Чего ради и на Котлине Острову вскоре Крепость и Гавань построить потщался, {262} и все карабли, которые прежде с товарами приходили к Риге и Нарве, ныне б при Новом сем Царствующем Граде Порт свой имели б, также бы как из внутрь все российския товары к сему Новому Порту приходили, так и из вне персицкие и китайские товары туда ж привозили, дабы тем в Новом сем Граде и во всей России учинить иностранную коммерцию, и оною распространить и умножить при здешнем Балтийском Море свой российский купеческий флот. В чем Всевышняя Благодать, по Его Величеству желанию, во всем воспоследовать соизволила, что тотчас, в 1703-м году, в ноябре месяце, в Новый сей Град Петрополъ, и в Новый его Порт, первый пришел с товаром голанской карабль, о котором его приходе настоящая ведомость пишет тако.
Приход перваго корабля купеческаго в Санктпетербург.
«В ноябре месяце пришел к Санктпетербургу корабль голанский с товары, с питьями, и с солью, на котором был шипер и несколко матрозов, и тот карабль, по повелению Господина Губернатора, принят по обыкновению, {263} и за приход подарено вышепомянутому шиперу, за столом в Дому его Губернаторском, пять сот золотых, а матрозам, кои с ним были, по три ста ефимков комуждо, и притом сказано ему во обнадеживание другим, есть ли потом другой карабль туда придет, и тому, кто на том карабле, дано будет три ста золотых. И с тем тот вышепомянутый карабль из Санктпетербурга отпущен в надлежащий свой путь со удоволствованием,
а товары все, которые на том карабле были, куплены повол-Н0ю ценою». Ведомость 1703-го году декабря 15 дня.
И тако сей благоприятный гость и первый посетитель Цоваго в свете поселившагося Царствующаго Града от него же и восприял себе достойную почесть.
1. Первой Порт купецким караблям был на Троицкой Пристани, где и Портовая Таможня стояла.
2. Порт на Малой Неве, где Пенковые Анбары стояли.
3. Порт Кара бедной был в Милионной Линии, по разо-брании Почтоваго Двора.
4. Порт Карабелной на Васильевском Острову, у Камен-наго Кладоваго Гостинаго Двора; переведен в 1733-м году с Санктпетербургскаго Острова.
{264} 5. Порт караблям купецким в Кронштате.
6. Порт или Пристань купецким российским судам у Пенковых Анбаров, где пристают галиоты и барки с пенкою, с юфтью, и с прочими товарами.
7. За Невским Монастырем Порт, где пристают барки с хлебом.
ГЛАВА УП. ПРИСТАНИ
Что же касается обще до Пристаней в Санктпетербурге, по всем рекам везде б были всяким судам пристани, о том выше упомянуто в четвертой части, в главе VI, под числом 6, о строении домов, что Его Величество указал имянным своим указом, чтоб по Болшой Неве, и по Малой, и прочим протокам, повелено всем жителям, кои живут на берегах, тем бить пред своим домом сваи пажоныя и засыпать землею. Указ 1715-го году ноября 8 и 1716-го июня 19.
Потом, начиная от Санктпетербурга до Шлютельбурга, Для взводу судов в верх по Неве, и для пристани оным к берегу, повелел указом в 1717-м году построить от Санктпетербурга До Шлютельбурга фашинной бечевник, которой, состроен будучи, от великих ддов и вод весь разорился.
{265} К сему присовокупляются во изчисление Перевоз-Пристани, и сколко их.
2 1. Пристань Троицкая, имеет перевоз на Адмиралтей скую Сторону, к Старому Почтовому Двору; называется потому, что тут стоит Церковь Святых Троицы.
2. Пристань, прежде именовалась Гагарина, а после Синодалная; имеет перевоз с Петербургской Стороны на Московскую Сторону, к Литейному Двору.
Названа Гагарина потому, что те полаты строил Князь Гагарин, а потом в них был Святейший Синод.
3. Пристань Перевозная Синявина, имеет переезд с Санктпетербургской Стороны на Выборгскую Сторону, к Гоф-шпиталям; названа Синявина для того, что тут стоит Двор, которой прежде был Директора от Строений Городовых Дел Ульяна Синявина.
4. Пристань против Церкви Сампсона, имеет переезд с Санктпетербургской же Стороны в Синя вин Баталион.
5. Пристань у Мытнаго Двора, перевоз с Санктпетербургской Стороны на Васильевской Остров.
6. Пристань Перевозная Николская, переезд с Санктпетербургской Стороны на Васильевской Остров, к Пенковым {266} Анбарам; названа Николская, по Слободе Николской, по близости Церкви Николая Чудотворца.
7. На Васильевском Острову.
а. Пристань Перевозная на Стрелке, перевозит людей с Острова на Санктпетербургскую Сторону, к Мытному Двору.
б. Пристань на том же Острову, у Пенковых Анбаров; от нея переезд на Петербургскую Сторону, в Николскую.
в. Пристань на Васильевском Острову, в Осьмой Линии; перевоз имеет с Острова на Адмиралтейскую Сторону, к Крюкову Каналу.
г. Пристань у Кадетскаго Дому, где перевозят людей толко весною и в осень, когда не бывает мосту, которой в те времена за лдами не бывает.
д. Перевоз у Академии Наук, переезд к Зимнему Императорскому Дому.
8. На Адмиралтейской Стороне.
а. Пристань на Адмиралтейской Стороне, у Церкви Святаго Исаакия; переезд на Васильевской Остров, к Кадетскому Корпусу, в небытность мосту бывает.
{267} б. Пристань на той же Стороне, у Крюкова Каналу; перевозит на Остров, в Осьмую Линею.
в. Пристань у Зимняго Ея Императорскаго Величества дому; переезд к Академии Наук, на Остров.
г. Пристань у Стараго Почтоваго Двора; переезд на Санктпетербургскую Сторону, на Троицкую Пристань.
9. На Литейной Стороне.
а. Пристань у Литейнаго Двора, на Пустом Рынке; с нея переезжают на Петербургскую Сторону, на Гагаринову или Синодалную Пристань.
б. Пристань у Церкви Воскресения Христова, что за Литейным Двором; от нея переезд на Выборгскую Сторону, к Компанейским Дворам.
в. Пристань у Конной Гвардии; имеет переезд на Охту.
10. На Выбаргской Стороне.
а. Пристань на Охте; переезд к Конной Гвардии.
б. Пристань у Конпанейских Дворов; переезд на Литейную Сторону, к Церкви Воскресения Христова.
в. Пристань у Гофшпиталей; перевозит на Петербургскую {268} Сторону, к Синявину Двору.
г. Пристань у Церкви Сампсона Странноприимца, в Синявине Баталионе; переезд на Петербургскую Сторону.
11. Перевоз на Речке Мойке.
12. Перевоз на Речке Фонтанке.
13. Пристань и Перевоз последний, у Церкви Исаакия, которая имеет отвозить людей на даншхоутах в Кронштат.
ГЛАВА УШ. СУДА МОРСКИЯ
По доволном числе устроений при сем Царствующем Санктпетербурге всяких военных морских судов, яко караблей, фрегатов, галер и прочих судов, которых удоволствовано на защищение новых сих пределов, также и на укрепление Врат всероссийских Твердей, тщанием Великаго Монарха Петра Перваго устроенным, о том всем есть известно.
Но понеже новое сие место, всюду множество преслав-обширных вод имущее, которые величеством своим, в
первых, есть Балтийское Море, по нем Ладожское Озеро Ильмень, и Онега, которые по пространству своему великое себе собрание вод имущия, и во время ветреннаго востания толихия на себе волны воздымают, {269} что подобно великим горам восходящим, от которых волн иногда и самыя на то устроенные великия и прекрепкия корабли немалую нужду претерпевают, что баркам ли древним нашим, мнимым величеством своим, против морских востающих волн оные крепо-стию своею устоять могут, романавкам ли, скобками сколоченным; но и самим мнимым наикрепчайшим олонецким карбусам, которые кореньями шиты, морских страхи снести могут? От которых всех сих в прежних летах немалой госу-дарьственной вред и народной убыток от таких судов во время штурмов и погод Царствующему сему Новому Месту в привозе, как съестных припасах, так и в материалах, приносило. Что от одного Ладожскаго Озера на всякой год, по множеству судов со всякими припасами едущих, аки в дань погодную себе имущее брать разбивало, и на несколко сот тысящ убытку приносило всегда.
Всему тому наносимому убытку государьственному, видя Петр Великий, как бы от таких вредителных убытков охранится, следующим образом начал располагать.
{270} 1. Первые морския суда для привозу всяких припасов деланы были тялки, которые подобны были нынешним зверсам; повелел оныя отменить.
2. Суда карбосы, которые шиты были кореньями, указом впредь делать запретил, 1714-го году августа 18 дня.
3. Купецким людем, которые всякой хлеб и другая товары возят на всяких разноманерных судах, оные делать и возить на них наикрепчае запретил декабря 31 дня 1717-го году, а возить на эверсах и шкутах повелел.
4. Суда все стараго манира, на которых опасно было возить, перерубить без остатку повелено; октября 25 дня 1720-го году указ.
5. Чтоб судов, называемых «романовок» с скобками не делать для того, что Его Величеством усмотрено, что оные романовки конопать имеют не против морских судов, чтоб конопать была промеж досок в спаэиях, но просто приложа
юнопать и закрыв драночками прибивают скобками; 1719-го году июня 19 дня указом запретил.
6. На барках и прочих староманерных судах для необходимой нужды уволено всякия припасы возить толко до Ладоги, а от Ладоги б возить в Санктпетербург на эверсах и прочих новоманерных судах, 1720-го году декабря 16 дня указом повелено.
7. Новоманерныя показанный суда для зозски всяких припасов, которые могут всюду ход свой им ль без всякой опасности, следующий: галиоты, эверсы, новоианерные романовки, даншхоуты, шхерботы и прочия суда, 1722-го году сентября 21 дня указом Его Величества установленный. Который от тогдашняго времени всякия к мореплаванию безопас-ныя суда делаются в наилучшем состоянии.
8. Из купечества при сем Новом Городе российской первой карабелщик, ладожанин Барсуков, у котораго были зделаны морския суда о трех мачтах, наподобие торговым караблям. И сей Господин Барсуков, в показанной своей ревности в содержании морских судов, Государю Петру Великому немалую услугу и утеху тем показал.