ГЛАВА VI. ПОРТЫ КАРАБЕЛНЫЯ И ПРОЧИМ СУДАМ




Великаго Монарха великия его намерении исполняя Вышний, то есть, когда еще при самом начатии сего Преиме-нитаго Царствующаго Санктпетербурга, дабы при нем был бы и Карабелный Порт Купеческой. Чего ради и на Котлине Острову вскоре Крепость и Гавань построить потщался, {262} и все карабли, которые прежде с товарами приходили к Риге и Нарве, ныне б при Новом сем Царствующем Граде Порт свой имели б, также бы как из внутрь все российския товары к сему Новому Порту приходили, так и из вне персицкие и китайские товары туда ж привозили, дабы тем в Новом сем Граде и во всей России учинить иностранную коммерцию, и оною распространить и умножить при здешнем Балтийском Море свой российский купеческий флот. В чем Всевышняя Благодать, по Его Величеству желанию, во всем воспоследо­вать соизволила, что тотчас, в 1703-м году, в ноябре месяце, в Новый сей Град Петрополъ, и в Новый его Порт, первый пришел с товаром голанской карабль, о котором его приходе настоящая ведомость пишет тако.

Приход перваго корабля купеческаго в Санктпетербург.

«В ноябре месяце пришел к Санктпетербургу корабль голанский с товары, с питьями, и с солью, на котором был шипер и несколко матрозов, и тот карабль, по повелению Господина Губернатора, принят по обыкновению, {263} и за приход подарено вышепомянутому шиперу, за столом в Дому его Губернаторском, пять сот золотых, а матрозам, кои с ним были, по три ста ефимков комуждо, и притом сказано ему во обнадеживание другим, есть ли потом другой карабль туда придет, и тому, кто на том карабле, дано будет три ста золотых. И с тем тот вышепомянутый карабль из Санктпетер­бурга отпущен в надлежащий свой путь со удоволствованием,

а товары все, которые на том карабле были, куплены повол-Н0ю ценою». Ведомость 1703-го году декабря 15 дня.

И тако сей благоприятный гость и первый посетитель Цоваго в свете поселившагося Царствующаго Града от него же и восприял себе достойную почесть.

1. Первой Порт купецким караблям был на Троицкой Пристани, где и Портовая Таможня стояла.

2. Порт на Малой Неве, где Пенковые Анбары стояли.

3. Порт Кара бедной был в Милионной Линии, по разо-брании Почтоваго Двора.

4. Порт Карабелной на Васильевском Острову, у Камен-наго Кладоваго Гостинаго Двора; переведен в 1733-м году с Санктпетербургскаго Острова.

{264} 5. Порт караблям купецким в Кронштате.

6. Порт или Пристань купецким российским судам у Пенковых Анбаров, где пристают галиоты и барки с пенкою, с юфтью, и с прочими товарами.

7. За Невским Монастырем Порт, где пристают барки с хлебом.

ГЛАВА УП. ПРИСТАНИ

Что же касается обще до Пристаней в Санктпетербурге, по всем рекам везде б были всяким судам пристани, о том выше упомянуто в четвертой части, в главе VI, под числом 6, о строении домов, что Его Величество указал имянным своим указом, чтоб по Болшой Неве, и по Малой, и прочим прото­кам, повелено всем жителям, кои живут на берегах, тем бить пред своим домом сваи пажоныя и засыпать землею. Указ 1715-го году ноября 8 и 1716-го июня 19.

Потом, начиная от Санктпетербурга до Шлютельбурга, Для взводу судов в верх по Неве, и для пристани оным к берегу, повелел указом в 1717-м году построить от Санктпетербурга До Шлютельбурга фашинной бечевник, которой, состроен будучи, от великих ддов и вод весь разорился.

{265} К сему присовокупляются во изчисление Перевоз-Пристани, и сколко их.

2 1. Пристань Троицкая, имеет перевоз на Адмиралтей скую Сторону, к Старому Почтовому Двору; называется по­тому, что тут стоит Церковь Святых Троицы.

2. Пристань, прежде именовалась Гагарина, а после Синодалная; имеет перевоз с Петербургской Стороны на Мо­сковскую Сторону, к Литейному Двору.

Названа Гагарина потому, что те полаты строил Князь Гагарин, а потом в них был Святейший Синод.

3. Пристань Перевозная Синявина, имеет переезд с Санктпетербургской Стороны на Выборгскую Сторону, к Гоф-шпиталям; названа Синявина для того, что тут стоит Двор, которой прежде был Директора от Строений Городовых Дел Ульяна Синявина.

4. Пристань против Церкви Сампсона, имеет переезд с Санктпетербургской же Стороны в Синя вин Баталион.

5. Пристань у Мытнаго Двора, перевоз с Санктпетер­бургской Стороны на Васильевской Остров.

6. Пристань Перевозная Николская, переезд с Санктпе­тербургской Стороны на Васильевской Остров, к Пенковым {266} Анбарам; названа Николская, по Слободе Николской, по близости Церкви Николая Чудотворца.

7. На Васильевском Острову.

а. Пристань Перевозная на Стрелке, перевозит людей с Острова на Санктпетербургскую Сторону, к Мытному Двору.

б. Пристань на том же Острову, у Пенковых Анбаров; от нея переезд на Петербургскую Сторону, в Николскую.

в. Пристань на Васильевском Острову, в Осьмой Линии; перевоз имеет с Острова на Адмиралтейскую Сторону, к Крюкову Каналу.

г. Пристань у Кадетскаго Дому, где перевозят людей толко весною и в осень, когда не бывает мосту, которой в те времена за лдами не бывает.

д. Перевоз у Академии Наук, переезд к Зимнему Импе­раторскому Дому.

8. На Адмиралтейской Стороне.

а. Пристань на Адмиралтейской Стороне, у Церкви Святаго Исаакия; переезд на Васильевской Остров, к Кадет­скому Корпусу, в небытность мосту бывает.

{267} б. Пристань на той же Стороне, у Крюкова Каналу; перевозит на Остров, в Осьмую Линею.

в. Пристань у Зимняго Ея Императорскаго Величества дому; переезд к Академии Наук, на Остров.

г. Пристань у Стараго Почтоваго Двора; переезд на Санктпетербургскую Сторону, на Троицкую Пристань.

9. На Литейной Стороне.

а. Пристань у Литейнаго Двора, на Пустом Рынке; с нея переезжают на Петербургскую Сторону, на Гагаринову или Синодалную Пристань.

б. Пристань у Церкви Воскресения Христова, что за Литейным Двором; от нея переезд на Выборгскую Сторону, к Компанейским Дворам.

в. Пристань у Конной Гвардии; имеет переезд на Охту.

10. На Выбаргской Стороне.

а. Пристань на Охте; переезд к Конной Гвардии.

б. Пристань у Конпанейских Дворов; переезд на Литей­ную Сторону, к Церкви Воскресения Христова.

в. Пристань у Гофшпиталей; перевозит на Петербург­скую {268} Сторону, к Синявину Двору.

г. Пристань у Церкви Сампсона Странноприимца, в Синявине Баталионе; переезд на Петербургскую Сторону.

11. Перевоз на Речке Мойке.

12. Перевоз на Речке Фонтанке.

13. Пристань и Перевоз последний, у Церкви Исаакия, которая имеет отвозить людей на даншхоутах в Кронштат.

ГЛАВА УШ. СУДА МОРСКИЯ

По доволном числе устроений при сем Царствующем Санктпетербурге всяких военных морских судов, яко караблей, фрегатов, галер и прочих судов, которых удоволствовано на защищение новых сих пределов, также и на укрепление Врат всероссийских Твердей, тщанием Великаго Монарха Петра Перваго устроенным, о том всем есть известно.

Но понеже новое сие место, всюду множество преслав-обширных вод имущее, которые величеством своим, в

 

первых, есть Балтийское Море, по нем Ладожское Озеро Ильмень, и Онега, которые по пространству своему великое себе собрание вод имущия, и во время ветреннаго востания толихия на себе волны воздымают, {269} что подобно великим горам восходящим, от которых волн иногда и самыя на то устроенные великия и прекрепкия корабли немалую нужду претерпевают, что баркам ли древним нашим, мнимым вели­чеством своим, против морских востающих волн оные крепо-стию своею устоять могут, романавкам ли, скобками сколо­ченным; но и самим мнимым наикрепчайшим олонецким карбусам, которые кореньями шиты, морских страхи снести могут? От которых всех сих в прежних летах немалой госу-дарьственной вред и народной убыток от таких судов во время штурмов и погод Царствующему сему Новому Месту в при­возе, как съестных припасах, так и в материалах, приносило. Что от одного Ладожскаго Озера на всякой год, по множеству судов со всякими припасами едущих, аки в дань погодную себе имущее брать разбивало, и на несколко сот тысящ убытку приносило всегда.

Всему тому наносимому убытку государьственному, видя Петр Великий, как бы от таких вредителных убытков охранится, следующим образом начал располагать.

{270} 1. Первые морския суда для привозу всяких при­пасов деланы были тялки, которые подобны были нынешним зверсам; повелел оныя отменить.

2. Суда карбосы, которые шиты были кореньями, ука­зом впредь делать запретил, 1714-го году августа 18 дня.

3. Купецким людем, которые всякой хлеб и другая товары возят на всяких разноманерных судах, оные делать и возить на них наикрепчае запретил декабря 31 дня 1717-го году, а возить на эверсах и шкутах повелел.

4. Суда все стараго манира, на которых опасно было возить, перерубить без остатку повелено; октября 25 дня 1720-го году указ.

5. Чтоб судов, называемых «романовок» с скобками не делать для того, что Его Величеством усмотрено, что оные романовки конопать имеют не против морских судов, чтоб конопать была промеж досок в спаэиях, но просто приложа

юнопать и закрыв драночками прибивают скобками; 1719-го году июня 19 дня указом запретил.

6. На барках и прочих староманерных судах для необ­ходимой нужды уволено всякия припасы возить толко до Ладоги, а от Ладоги б возить в Санктпетербург на эверсах и прочих новоманерных судах, 1720-го году декабря 16 дня указом повелено.

7. Новоманерныя показанный суда для зозски всяких припасов, которые могут всюду ход свой им ль без всякой опасности, следующий: галиоты, эверсы, новоианерные рома­новки, даншхоуты, шхерботы и прочия суда, 1722-го году сентября 21 дня указом Его Величества установленный. Кото­рый от тогдашняго времени всякия к мореплаванию безопас-ныя суда делаются в наилучшем состоянии.

8. Из купечества при сем Новом Городе российской первой карабелщик, ладожанин Барсуков, у котораго были зделаны морския суда о трех мачтах, наподобие торговым караблям. И сей Господин Барсуков, в показанной своей ревности в содержании морских судов, Государю Петру Вели­кому немалую услугу и утеху тем показал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: