Средневековая архитектура. Романский и готический стили - от функциональности к декоративности.




ИКОНОПИСЬ как ведущий жанр изобразительного искусства средних веков. Канон, мастера, анонимность и другие признаки эпохи.

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами. Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

Иконопись:

- плоскостное изображение

- без объема

- наличие золотистого фона

- цвет как символ божественности (солнечный свет светит по воле Бога)

- голубой фон (божественное небо)

В христианской культуре канон обеспечивал кроме этого и достаточный средний уровень исполнения иконы, образцы изображения были выверены, отобраны и доступны, ничего не надо было «изобретать» или «авторски» разрабатывать, поскольку уже имелись устойчивые модели иконографических изображений. Кроме всего прочего, в средневековье мастер даже не подписывал работу, все иконы создавались «анонимами».

Икона Владимирской Богоматери

12 век, автор неизвестен. Была создана в Константинополе, Византии. Перевезена в город Владимир. Сейчас в Третьяковской галерее.

АНОНИМНОСТЬ так как живописец выступал в роли обычного ремесленника.

Соблюдается принцип золотой середины. Все святые в центре, их тела пропорционалны и у них есть нимб. Надписи на иконе обозначают изображаемого (считайте, как И.О. или как подпись того, кто изображен). Эмоции отсутствуют, НО единственная, кто может изображать эмоции – это Дева Мария.

Эмоции – это терпение, потому что их проявление считалось низостью. (я так понимаю что святые все стерпят во имя Бога). Диспропорциональность самих изображаемых (пропорции только сугубо по теории иконы, что написано выше), создание лика Бога, утонченность образа.

АСКЕТИЗМ – это пренебрежение земными удовольствиями. То есть на картинах это выделяется как утомленность, изнеможенность (в легкой форме), ибо это придает благородство.

Цветовая символика. Иисус изображен в золоте, Дева Мария в бордовом (красный – кровь Христа), большие глаза, тонкий нос и тонкие губы.

 

Григорий Чудотворец

12 век. Византия.

Сергий и Вакх

Канон еще не утвердился. Римская портретная традиция. Кудрявые волосы. Мученическая смерть – присутствие деталей насильственной смерти во имя веры.

Благословение. 12 век.

Излюбленный сюжет. Момент встречи Архангела и Девы Марии. Весть о непорочном зачатии. Передача невербального контакта, отсутствует понимание перспективы. Языческие традиции в сочетании с хрестьянскими. Обратная перспектива (далекие от зрителя предметы больше, хотя должно быть иначе). Чем дальше мы сами, тем больше люди с картины смотрят на нас.

ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ Сакральный смысл и делает ее окном в иной мир. Не мы смотрим на икону, а она на нас! Интерактивность! (я не поняла к чему это все но этот Павел писал книги про иконопись. Короче, можете проебать это, но на всякий пусть будет. Икона описанная ниже не найдена потому что никто ничего не помнит что это. Возможно очередная икона с Богоматерью где Иисус сосет палец).

Искусство геометрично и симметрично: (представьте отрезок, поделенный напополам. Точка начала, середины и конца – АВ\ВС=АС\АВ – ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА).

Изображение Иисуса ребенка – тело младенца, голова взрослого, что доказывает нам его происхождение полубога-получеловека, он один из нас, боги не имеют пола. ПЕЧАТЬ ЗНАНИЯ СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЫ.

Святой Христофор.

Покровитель холостяков и путешествий (КАВО). Киноцефал – зооморфное существо. Пес. Помощник. Попросил Господа обезобразить его внешность чтобы не поддаваться грехам. В прошлом Римский воин. Символ верности.

 

Андрей Рублев. Святая живоначальная троица. 1411 год.

ОТЕЦ СЫН И СВЯТОЙ ДУХ (аминь). Священный грааль, кровь Христа, если ее выпить, то обретешь бессмертие. Трое связаны одним предметом. Нога за ногу – символ доверия. Семейный ужин. Это снижает божественный образ.

 

Культурные эпохи. Периодизация и закономерность смены эпох.
Общая характеристика культуры Средневековья. Теоцентризм, каноничность, анонимность и другие признаки эпохи.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

- Древний мир (… - 13 в. д. н. э.)

- Античность (13 (9) – 5 век н.э.)

- Средневековье (5-14 в)

- Ренессанс (Возрождение) (14-16в)

- Барокко (17 в)

- Классицизм (18 в)

- Романтизм (1 половина 19 века)

- Реализм (2 половина)

- Модернизм (1 половина 20 в). Постмодернизм, постпостмодернизм, метамодернизм.

ПРИНЦИП ШАХМАТНОЙ ДОСКИ – каждая эпоха противоречит предыдущей и последующей.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Западно-европейская культура 1476-й год начало новой эпохи христианства будет определять развитие искусства. Христианство будет определять развитие искусства. Европейцы забивают на олимпийских богов и верят в троицу и бога. Христиане солдаты становится почитателями. Христианство два – три столетия. Церковь выполняет функции государства. Быт, Мода, обычаи, мышления, язычество, ересь, люди заблуждались во многом.
Крестьяне считают, что смех от лукавого. Запрещают театры, карнавал, маскарад. Земная жизнь транзит в вечность. Нет избытка в вине и в чувственных наслаждениях.
В 17-м веке церковь признаёт что у женщин есть душа. Мир полностью отдан Адаму и только Адаму. Все теперешние чувственное запрещается. Обнаженные люди сатиры, бог Дионис только нравственность. Охота на ведьм. Рыжеволосые, светловолосые, красивые женщины виноваты и обязаны скрывать свою сексуальность. Дьявол создал женщин для искушения, женщинам нельзя было входить в храм, не покрыв волосы.
Пять – 14-й век. Ранее средневековье с пять – 10-й век. Все плохо, уровень культуры низкий, переход в другой эпохи, феодальная раздробленность. У границы Европы менялись каждый год. Повышенный уровень смертности из-за болезни или войны. Продолжительность жизни 40 лет. Никакой гигиены, не было нижнего белья, не было стоматологи, проблемы с зубами, мылись раз год.
Это время Робин Гуда.
Романика.
Люди стали меньше воевать. 10-й – 12-й век. Третий периуд – готика. Готическая средневековье 12-й – 14-й век. Главный признак: удалить Люди стали меньше воевать. 10-й – 12-й век. Третий период – готика. Готическая средневековье 12-й – 14-й век. Главный признак – Религиозность, экономичность, регламентировано сть. Свод прав – норма. За импровизацию зажигали. Художник больше напоминал ремесленника чем творца. История искусств полна нарушение правил. Анонимность- мы не знаем кто построил Нотр-Дам де Пари. Художник инструмент в руках бога. Медиум, через которого бог обращается к людям. Бог воплотил талант к искусству. Главный тормоз в развитии искусства – война. Европа переживала глубокий кризис.
14-й век – чума. 50 % населения Европы не успевали хоронить. Банды, разбойники, антисанитария. Максимальное обострение чуткости и мышления. Чем человеку хуже, тем больше он творит. Зону комфорта не создает жизненная и несчастье. А художник должен страдать.

 

Средневековая архитектура. Романский и готический стили - от функциональности к декоративности.

Романский стиль в искусстве Западной Европы

Термин возник в XIX веке, как обозначение европейского стиля IХ-ХII веков. Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. «Классичнее» всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства, и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Монастыри были сильнейшими феодалами. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Замок-крепость или храм-крепость. «Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость бога; Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов - вот характерное создание романского искусства.

 

Базилика - основной тип западноевропейского христианского храма. С исчезновением рационалистических основ античного мировоззрения, теряет свое значение ордерная система, хотя название нового стиля происходит от слова «ромус» - римский, так как в основе архитектурной конструкции здесь лежит римская полуциркульная арочная ячейка.

Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены - наиболее важного конструктивного и художественно - выразительного средства.

В. Власов пишет о том, что для романского искусства «характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считают, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было связано с искусством книжной миниатюры, расцвет которой приходится на романскую эпоху.

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где бережно в течение столетий сохранялись традиции античной культуры.

Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. С XI в. начинается производство тканых ковров - шпалер. Орнаментика тканей связана с восточными влияниями эпохи Крестовых походов.

Культурными центрами этой эпохи оставались монастыри и церкви. В культовой архитектуре воплощалась христианская религиозная идея

В романский период впервые появилась монументальная скульптура - рельефы - их располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор.

Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент - характерные черты романской церкви.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства». Статуи Шартрского собора - зрелые, прекрасные образы, граничащие уже с готикой.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра. Излюбленными изображениями в манускриптах Х-ХI вв., были изображения властителя на троне в окружении символов власти («Евангелие Оттона III», около 1000, Мюнхенская библиотека).

ХII век - «золотой» век романского искусства, распространившегося по всей Европе. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: