АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ




Отдельные тенденции искусства Высокого Возрождения предвосхищались в творчестве выдающихся художников 15 века и выражались в стремлении к величавости, монументализации и обобщенности образа. Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи, гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве. Значение его всеобъемлющей деятельности, научной и художественной, стало ясно только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи Леонардо. В его заметках и рисунках – гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники. Он был, по выражению Энгельса, «не только великим живописцем, по и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».

 

Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта. Леонардо родился в селении Анкиано, недалеко от города Винчи. Он был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Учился он во Флоренции, в мастерской скульптора и живописца Андреа Верроккьо. Одна из ранних работ юного художника – фигура ангела в картине Верроккьо «Крещение» (Флоренция, Уффици) – выделяется среди застывших персонажей тонкой одухотворенностью и свидетельствует о зрелости ее создателя.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 века. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы. Тонко моделированные боковым светом фигуры молодой матери и младенца заполняют почти все пространство картины. Естественны и пластичны движения фигур, органически связанных между собой. Они ясно выступают на темном фоне стены. Открывающееся в окне чистое голубое небо связывает фигуры с природой, с необъятным миром, в котором господствует человек. В уравновешенном построении композиции чувствуется внутренняя закономерность. Но она но исключает теплоты, наивной прелести, наблюденной в жизни.

 

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека). В первой художник стремился к преобразованию сложной монументальной композиции алтарного образа в пирамидально построенную, легко обозримую группу, к передаче глубины человеческих чувств. Во второй – к правдивому изображению сложных ракурсов человеческого тела, пространства пейзажа. Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482–1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника.

Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента – конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца. Большая модель монумента, получившая единодушную высокую оценку современников, погибла при взятии Милана французами в 1499 году. Сохранились лишь рисунки – наброски различных вариантов монумента, изображения то вздыбленного, полного динамики скакуна, то торжественно выступающего коня, напоминающего композиционные решения Донателло и Верроккьо. Видимо, этот последний вариант и был претворен в модель статуи. Она значительно превосходила по размерам памятники Гаттамелате и Коллеони, что дало повод современникам и самому Леонардо называть монумент «великим колоссом». Это произведение позволяет считать Леонардо одним из крупнейших скульпторов того времени.

Не дошло до нас и ни одного осуществленного архитектурного проекта Леонардо. И все же его рисунки и проекты зданий, замыслы создания идеального города говорят о его даре выдающегося архитектора. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля – «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483–1494, Париж, Лувр) – первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности. Объединенные настроением задумчивости и действием – младенец Христос благословляет Иоанна – в гармоничную пирамидальную группу, словно овеянные легкой дымкой светотени, персонажи евангельской легенды представляются воплощением идеальных образов мирного счастья.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо – «Тайная вечеря», исполненная в 1495–1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.

Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала. Однако эти картоны, получившие всеобщее признание современников, не дошли до наших дней. Лишь старые копии и гравюры позволяют судить о новаторстве гениев Высокого Возрождения в области батальной живописи.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи. Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением. Новаторство Леонардо проявилось и в развитии портретной живописи Возрождения.

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом. Страстный поклонник опытного познания, Леонардо стремился к его критическому осмыслению, к поиску обобщающих законов. «Опыт – это единственный источник познания», – говорил художник. «Книга о живописи» раскрывает его взгляды теоретика реалистического искусства, для которого живопись одновременно и «наука и законная дочь природы». В трактате содержатся высказывания Леонардо по анатомии, перспективе, он ищет закономерности построения гармонической человеческой фигуры, пишет о взаимодействии цветов, о рефлексах. Среди последователей и учеников Леонардо не было, однако, ни одного приближающегося по силе одаренности к учителю; лишенные самостоятельного взгляда на искусство, они лишь внешне усваивали его художественную манеру.

 

1.Общая характеристика барокко в европейском искусстве:
Занимает 17 столетие. Возрождение заканчивается в конце xvi в начале xvii в.
В 17-ом столетии вернулась чума в Европу. Человек понимает, что эти идеалы эпохи возрождения-они не осуществились. Когда ты чего-то ожидаешь,но не получаешь-это чувство разочарования,оно охватило Западную Европу,поэтому искусство барокко носит мрачный характер.

Победа разума не состоялась.Европейцы начинают доверять больше чувствам, а не разуму и логики.
Человек вновь ощущает свою ущербность перед образом и перед создателем-Богом.Поэтому Барокко-это барочное сознание.Барочный менталитет напоминает средневековый менталитет, то есть эстетика барокко формируется с культурой средневековья.Это болезненная философия,отчаяние,пессимизм.Если раньше Бог был другом человека,наставником(картина Микеланджело «Сотворение Адама»),то сейчас Бог имеет злую силу, и девизом эпохи «Барокко» становится мрачное высказывание: -«Бог создал эту землю и человека на ней,чтобы утолить свою страсть к насилию».Такие мрачные мысли появляются у европейцев и всё это отображается в искусстве.
Эпоха Барокко рисует образ гонимого человека.
«Дева Мария»-это красивая,рыжеволосая женщина с младенцем
«Распятие Христа»-мученичество святых.Некотрые картины не особо приятны на физиологическом уровне.Художников привлекают сцены страдания и мучение людей-это отражение барочного менталитета.
К власти приходит из самых кровавых «пап» в истории Рима-Инокентий 10(Диего Веласкес написал его портрет)
1666г-христинаский мир в ужасе,они убеждены,что это конец света.Люди подавлены.
17 век-это рассвет европейских империй. Это правление Людовига 14,Филиппа 4.Уместно сравнение эпохи Барокко с картиной «Пир во время чумы»
Знаменитая фраза Людовига 14: «После нас хоть потоп». Благодрая людовигу 14 появились женщины в театре. Барокко-это мощный стиль.
Музыка:Бах,Гендель,Вивальди,Верде)
Барочная музыка-это медленная музыка,доминирует орган
Легко узнать картину эпохи Барокко-это мощные и полные люди.
Барокко с итальянского переводится: «причудливый,необычный,странный»
Классицисты не любили Барокко. В первые барокко заявило о себе в Италии.
Художники: Рембрандт, Рубинс, Веласкес, Рибера

Зародилось Барокко в Италии,но достигает рассвета в Италии.
Архитектура: Растрелли; Борромини
В первые появились балконы, колонны(пилястры)
Барочный текст:трудность восприятия, неоднозначность толкования,пафос,сложные риторические конструкции,восторженность,аллегория,необычная метафора
Барокко в России:живопись(парадные портреты),но у нас нет литер-ого барокко
Семён Полоцкий-чувствуется в произведениях барокко
«Моменто мори-помни о смерти»-Шекспир
В барокко уделялось внимание эмоциональному восприятию. Искусство должно завораживать,возбуждать. Барокко-это искусство,которое направлено на драматизм изображаемого.
Интерес к мистике появляется в Европе,возникают тайные об-ва,люди интресуются сообществами мистического направления,проводят спиритические сеансы.Люди устали от превосходства разума.Главное-это интуиция и эмоции,а не разум и логика.
В барочной поэзии для поэта-форма становится важнее содержания. Игра слов,нестандартное рифомвка привлекают больше идея заложенная в стихотворении.
Литература начинает носить игровой характер,скорее всего,из-за этого Барокко не прижилось в России.
Поздняя стадия барокко-Рокко

Барочная живопись:
-Барочная живопись «Внутреннее свечение». Все работы создавались в мастерской, писали в окружении свечей, из-за этого картины тёмные.
-«Тенебросо»(свет и тьма)-переводится как «тёмное письмо».
Художники долгое время работали при искусственном свете.
-Виньетирование-сбоку затемнение, в центре-светлое.
-Динамический и световой контраст
-Монументализм(мало деталей,условный задник) и атлетичность мужчин(Пример: Иисус)
-Античные образы
Женский монументализм:крупные,пышные женщины. «Красота-есть здоровье».
-Тёмный абстрактный задник(женщина на тёмном фоне становится светлее,белее)
-Градация цвета-полутона
-Цветовой акцент
-Приём контраста
-Перспектива
-Светотень-предаёт объём
-Психологизм-характер человека(физиологический характер нельзя уловить)
-Бледность кожи и рыжие волосы

 


Парадный портрет – это портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
Художники:
Рубинс-протретист
Картина: Портрет герцог Лерма,1603 г.
Микеланджело Караваджо(единственный художник,который точно изображал перспективу и светотень)
Картина: Лютнист,1595 г
Иван Никитин
Картина: Портрет Петра(в круге) I,1720г
Граф «Головкин»,1720 г
Портрет Петра I на смертном ложе,1725г
Портрет царевны Натальи Алексеевны,1728 г
Иван Вешняков
Картины: Портрет Сарры Фермор,1749 г
Андрей Матвеев
Портрет княгини Голицыной,1759

Общая характеристика рокко:
Культурное явление(Гонгоро и Кеведо) придворное искусство. Рассматривать в контексте барокко.
Искусство лишённое содержания.
Рокко перегружен деталями(декоративный разврат)
Рокко переводится с французского: «Ракушка».Начало 18 в, знаменует кризис барокко. Придворно аристократическое искусство(является изолированным стилем, потому что потребители исключительно аристократы)
Три главных составляющих эпохи рокко:
-Красота
-Молодость
-Роскошь
Художники:
Франсуа Буше-его картины воспринимаются без «эмоций»
Картина «Купание Дианы»,1742 г

Жан Оноре Фрагонар
Картина: «Поцелуй украдкой»,1780 г
«Качели»,1767 г
«Девушка, играющая с собакой и кошкой»

Антуан Ватто
«Паломничество на остров Киферу»
«Капризница»,1718 г
«Затруднительное предложение»


Архитектура БАРОККО

Франческо Барромини - Итальянский архитектор. Барокко как стиль появился в Италии, достигнет аппогея в Испании.

"Церковь святого Карла" Рим, Италия 30 -60 годы 17-го века.

Итальянцы называют ее - "Церковь Святого Карла у четырех Фантанов" - ибо по бокам расположены фонтаны.

Появляется балкон, Угловатость, Извилистые, ИССКАЖЕННЫЕ ЛИНИИ, перила(баллюстраты), Декоративная Готическая роза(намек), Декорративные коллоны(пилястры) - новые

элементы эпохи Барокко.

 

Балкон был придуман итальянскими архитекторами для курильщиков. - одна из легенд.

На верху Беседка (ратонда), Скульптурные изображения на фассаде.

т Одна из самых любимых церквей Италии.

 

ОСНОВНЫЕ АХРИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

1.АНТАБЛЕМЕНТ - балка между коллоной и крышей. Баллочное перерытие. Обязательная часть эпохи барокко и классицизма.

 

а. АРХИТРАФ - нижняя часть соприкасающая с колоннами.

б. ФРИЗ - средняя часть, самая объемная (очень часто украшены надписями, самый красивый)

в. КАРНИЗ - верхняя часть

 

2.АТТИК - стенка(площадка, чердак) возведенная над карнизом. То, что находится на атаблементе, сверху.

3. БАЛЮСТРАДА - перила, невысокое ограждение террад, состоящее из ряда фигурных столбиков.

4. БАЛЯСИНЫ- невысокие фигурные столбики на балюстрадах. (ступени у веревочной лестницы)

5. БЕЛЬВЕДЕР(прекрасный вид) - надстройка над зданием, обычно круглая. Так же Бельведером называют дворцы в Европе, расположенный в особенно красивых местах.

6. ВОЛЮТА - декоративная деталь в форме спиралевидного завитка.

7. КАПИТЕЛЬ - декоративное завершение коллоны.

8. ПЕЛЯСТРА - декоративная коллона.

9. КОНТРФОРС - каменный или бетонный выступ, усиливающий наружную стену.

10. ПАРТАЛ - архитектурно оформленный вход в здание.

11. ПОРТИК(преимущественно в классицизме) - ряд коллон, помещенный перед фасадом здания. Крытая галлерея, перекрытие которой опирается на калонны.

Треугольник - ФРАНТОН.

12. РАТОНДА(ратундус лат. груглый) - круглое сооружение, на крыше, но оно обычно увешено куполом. Часто завершает центральную часть здания.

13. ЭРКЕР(фр. Защитник) - выступающая за плоскость фасада, часть здания. Позволяет увеличить внутреннее пространство. Помогает улучшить освещенность.

Так же иногда представляют собой внешнюю часть лифта. Первоначально появились в средневековых крепостях, как оборонительный выступ, улучшающий обзор для обстрела

противников.

14. РИЗАЛИТ - большой эркер, выступающая за линию фасада часть здания.

 


Классицизм как ведущая стилевая система в европейском искусстве XVII-XVIII вв.

КЛАССИЦИЗМ конец 17 века - 18 век (лат.) Классикус - образцовый

Образец - Античность

Формирование - Франция (Европа 18-й век.)
Как кризис барокко (рококо). Легкомысленность и гламур вытесняет идейность. Декоративный разврат, форма на содержанием. В 18-м веке европейцы понимают что основа – это Античная культура.

Основа эстетики:

Принципы рационализма, логики.

Любое произведение искусства - разумно построенное выверенное гармоничное творение человека.

Сдержанность

Минимализм.

Утверждает принципы рационализма в искусстве:логика, симметрия, порядок. Искусство приводит хаос(жизнь) в порядок и должно представить идеальную модель мироздания.(Противопоставление Барроко. Хаос, который следовало упорядочить.)

"Разум первичнее чувства"

Классицизм всегда подчеркивал оппозицию разума и чувства. Они разделяли разум и чувства. Конфликт сводился к выбору между чувством и разумом, либо между частным и

общим. Выбирать следовало разум и общее. Для классицистов идеальным образом был - Гектор

Современность проецировалась на мифологию.

Представление: Идеальная, разумная модель мироздания, полная гармонии и рационалистической логики.


Ключевое понятие – образец, канон.

Канон: 17 века -Барокко воспринимается как что-то новое, свежее. И классицизм берет свое.

Становится важным понятие канона или образца. Классицизм известен, как один из самых регламентированных эпох. Они утверждали дуализм, разделял разум и чувства. Категоричность. Всё свести к формуле и схеме. Предмет изображения: исторические события, подвиги, мифологические сцены. Где актив ческие характеристики.

Художники были обязаны следовать канонам. Оригинальничать не позволялось. Следование образцу важнее, чем творчество.

Возобладали: строгая симметрия, гармоничность форм, вернулось содержание. Классицизм породил субстиль - АМПИР (ИМПЕРИЯ)(Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.) - Классицизм пышный, возвышенный, подражающий Античной архитектуре. (Дворцы, театры)


С чувством презрения Классицизм воспринимал Барокко.

В действительности Барокко и Классицизм доминировали одновременно

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: