Отучивание от критического, рационального мышления.




От члена культа требуется принятие групповой доктрины как «Истины», включающей в себя следующие элементы: «схема тождественна реальности»; «черное и белое» (нет полутонов); «добро против зла» (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний); «Мы против Них» (группа против внешнего мира). Критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными, запрещены. Если все же новички и задают подобные вопросы, то получают, как правило, уклончивые ответы, типа «Все станет ясно со временем», или угрозы типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещевания вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты… должен выйти за пределы рациональности». Новички при этом испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

Обучение методикам, вызывающим транс, включает в себя:

- Монотонное говорение (скандирование);

- Говорение на «языках» (глоссолалия, т.е. произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний в состоянии индивидуального или группового экстаза);

- Пение или гудение;

- Медитацию, самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация);

- Контролируемые дыхательные упражнения (проводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и влияющие на процесс мозговой деятельности).

Например, медитации и так называемые инициации, взятые из мистического учения и практики Йоги, широко практикуются в организациях «Аум Синрике» и «Сознание Кришны»(8). В результате длительных психофизических упражнений в определенных позах развивается состояние самогипноза со зрительными слуховыми иллюзиями и галлюцинациями, утратой чувства своего тела и личности, тяжестью в голове и другими неприятными (или приятными) ощущениями. Происходит полное отключение человека от реальной действительности и глубокое изменение его сознания.

О широкой практике активных массированных внушений в бодрствующем и гипнотическом состоянии свидетельствуют характер и форма проводимых в «Белом братстве» и «Богородичном центре» литургии и обрядов с ритмичными ритуальными движениями рук и тела, стереотипными заклинаниями и возгласами, однообразной музыкой, хождением в экстазе по кругу, наряду с прямыми и косвенными внушениями проповедника и его помощников, использующих массовую гипнотизацию.

Такие мелодии, особенно если они используются в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют новообращенных чувствовать себя причастными к особенным, или божественным, силам. Стимуляция трансов и ему подобных состояний может быть очень действенна в подавлении сомнений и утрате способности к критическому мышлению, возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, «одитинги» – процедуры, считающиеся у саентологов лечебным средством. Во время таких исповедальных диалогов, которые проводятся, как правило, психоаналитиками, членов культа принуждают вызвать крайне личную информацию о прошлом и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Адепты, которые сообщают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, потом ощущение в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры». Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако эта информация, полученная при подобных исповедях или в состоянии измененного сознания, может быть использована культом, чтобы шантажировать адептов, если кто- то захочет покинуть культ.

Руководители деструктивных культов осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных путем использования определенных тактик.

Важным условием поддержания и закрепления изменений психологического состояния и личности человека является относительная или полная социальная изоляция, чего добиваются и осуществляют руководители этих организаций, помещая новичков в своего рода общежития в арендуемых квартирах, загородных «монастырях», «ашрамах» и т.п., где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов часто оказывается давление посредством обещаний более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах, например: «Гуру любит всех своих детей, но он особенно любит тех, кто присоединится к его монашескому дому и посвятит ему всю свою жизнь».

Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа. Кроме того, энергичные программы добывания средств, вербовки и другой ориентированной на культ деятельности истощает обращенных, не оставляя времени или энергии на то, чтобы подвергать сомнению культовые верования.

Сильной техникой контроля сознания, используемой деструктивными культами на этапе поддержания и закрепления изменений психического состояния адептов, является индокринация различного рода страхов, фобий. Чувство страха постоянно поддерживается. Могут индокринироваться следующие фобии: боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа; боязнь внегруппового социума («внешнего мира»); фобия выхода из культа; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий. Вовлеченные в «Церковь саентологии» Хаббарда знают, что какая- либо критика разрыва с сектой грозит применением моральных или физических мер воздействия. В этом отношении представляет интерес высказывание Хаббарда об эффективности своей технологии: «Наши дисциплинарные меры вполне способны сделать человека ненормальным», которое он подкрепил примером доведения ослушника до «совершенной невменяемости».

Программы поддержки включают также различного рода тактики, как, например, публичное заявление о верности. Например, в качестве поощрения новым обращенным доверяется вербовать других. Некоторые культы предлагают более высокий статус или вознаграждение преуспевающим вербовщикам. Новые обращенные могут также делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.

Публичное заявление усиливает преданность культу новых обращенных и заставляет уходящих казаться предающими доверие. Повторяющиеся угрозы санкций за уход приводят к тому, что обращенные боятся покинуть культ.

Обещание немедленного осуществления мира, спасения. Например, говоря обращенным, что если они «только чуть- чуть сильнее постараются, отдадут немного больше» себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Члены культа постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу секты наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио- и видеотехника и т.п.). В результате культисты остаются фактически без средств к существованию и в финансовом плане зависят от группы. Например, в «Церкви последнего завета» Виссариона от членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что никогда не будут об этом вспоминать.

Изменения личности вовлеченных в тоталитарные секты лишают их способности целостного критического осмысления своего психического состояния, характеризующегося потерей возможности собственного волеизъявления, в том числе и права на свободу вероопределения. Становятся бесполезными попытки их социально- личностного восстановления и вообще какого- либо психологического воздействия на них со стороны лиц, не состоящих в секте.

Исследования состояния психического здоровья у завербованных в неокульты выявляют развитие у них таких психических изменений, которые по своим проявлениям соответствуют «зависимому расстройству личности как виду расстройства зрелой личности» по Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ – 10). Каждый пункт этой рубрики соответствует тем психическим изменениям, которые наблюдаются у завербованных в секту(9).

Свобода покинуть культ гарантируется деструктивными религиозными организациями, как правило, только на словах. Существующие факты свидетельствуют о том, что многие предпринимали попытки выйти из секты, однако внедренные в подсознание страхи и боязнь преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. В тех же случаях, когда адепту все же удается порвать с культом, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в обществе. При этом типичными проблемами такого человека являются:

- Нарушение идентичности;

- Депрессия;

- Зависимость в принятии решений;

- Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;

- Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом;

- Замедленное психологическое развитие;

- Потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;

- Ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление сознания личности;

- Неспособность поддерживать близкие, дружественные отношения вне секты;

- Расстройства сна, кошмары.

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем «плавающем» состоянии (возвращающем обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности «АУМ Синрике», возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались(10). По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует очень высокая вероятность того, что этот человек будет вновь членом этой организации.

Культовый контроль сознания не только стирает прежнюю личностную идентичность, но и создает новую, чтобы подавить старую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения контроля сознания (при интенсивном процессе результат достигается иногда за несколько дней, в большинстве случаев хватает нескольких недель или месяцев) собственная личность завербованного человека доводится до состояния психологической беспомощности, обессиливается и дискредитируется. Вместо нее целенаправленно создается культовая личность, которая предназначена для исполнения идей и воли лидера культа.

Таким образом, из всего вышесказанного явствует, что новые религиозные организации широко применяют в своей деятельности способы и приемы психологической войны, такие как дезинформированные (использование заведомо ложных данных и сведение) и манипулирование сознанием (управление путем навязывания людям идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия), с целью формирования своего рода биороботов, запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов своего руководства, фанатично преданных ему и готовых отдать жизнь во имя достижения целей культа.

Идеология и практика деструктивных культовых организаций направлена на разрушение психического здоровья нации и национальной духовности.

Неконролируемая деятельность деструктивных религиозных организаций является одним из видов информационной экспансии Запада против данного государства и несет угрозу национальной безопасности.

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кондратьев Ф.В. Современные культовые образования (секты) как психолого-психиатрическая проблема. Издание Миссионерского отдела Московского Патриархата, 1999.

2. Вечерние ведомости. 2000, 30 окт.

3. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.

4. Журнал практического психолога. 1996, № 3.

5. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998.

6. Там же.

7. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999.

8. Православная газета. 2000, № 12.

9. Кондратьев Ф.В. Современные культовые образования (секты) как психолого-психиатрическая проблема. Издание Миссионерского отдела Московского Патриархата, 1999.

10. Известия. 2000, 26 фев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: