Системная политология Аристотеля




Аристотель (384-322 гг. до н. э.) родился в г. Стагире, в Македонии, из- за чего его иногда называют Стагиритом. Его отец был врачом при дворе македонского царя Алиниса и другом его преемника Филиппа, а сам Арис­тотель позже стал учителем Александра Македонского. В 367 г. он переез­жает в Афины и поступает в Академию Платона в то время, когда тот был на Сицилии. Можно отметить, что это позволило новому ученику избе­жать чрезмерного влияния учителя и стало основой формирования само­стоятельной исследовательской позиции Аристотеля.

В 347 г. после смерти Платона он совершает поездку в Атарнею, в гре­ческую колонию в Малой Азии, к своему другу тирану Гермию. Во время пребывания там Аристотеля Гермий был убит по приказу персидского царя Артаксеркса по обвинению в заговоре против него. После этого Аристо­тель возненавидел восточную деспотию и, вернувшись в Стагир, он пере­дал свои взгляды Александру Македонскому.

Любопытно, что именно этот ученик Аристотеля смог разгромить Пер­сию и тем самым наглядно доказать преимущества греческого полиса над деспотией. В сравнении со своими предшественниками - Сократом и Пла­тоном — Аристотелю впервые удалось в качестве философа-теоретика ока­зать реальное влияние на государственную политику. В 339 г. он возвра­щается в Афины, где основывает собственную школу — Ликей.

Общефилософская и политико-правовая концепция Аристотеля изло­жена в его трактатах «Метафизика«Никомахова этика», «Политика» и «Афинская полития».

Принципиальное отличие концепции Аристотеля от концепции Пла­тона заключается в том, что он видел сущность вещей не в идеях, а в самих вещах. Идея является формой вещи, а материя — ее содержанием. Они на­ходятся в диалектическом взаимодействии, в котором не происходит их взаимного искажения.

Из этого Аристотель делал вывод о непродуктивности чисто интуитив­ного познания и необходимости рационально-логического познания, опи­рающегося на эмпирическое исследование материальных объектов и яв- иений. Поэтому Аристотель входит в историю мировой философии как основатель логики.

Аристотель понимал природу как живую мировую силу, которая посто- мппо изменяется в соответствии с единым мировым законом. Таким обра- юм философ выстраивал единую картину мира, восходящую к первоис-

нику-перводвигателю. В метафизической форме Аристотель выдвинул

и к к» творения мира и единого мирового закона, абсолютного первоначала, управляющего этим миром. Именно это позволило использовать его христианскими теологами и создало канал преемственного развития между рациональной античной философией и средневековой европейс­кий схоластикой.

Аристотель исходил из того, что мир дуален и насыщен борьбой идеального и материального, божественного и дьявольского начал. Они взаимодействуют, т. к. одно без другого существовать не может.Аристотель понимал человека как существо общественное, неспособ­ но в изоляции от себе подобных. Поэтому важнейшим качеством поиска является филия — это весь комплекс доброжелательных эмоций одних людей к другим. Филия человека проявляется в его добродетели, то есть приобретенных свойствах души». Аристотель различает этические' добродетели, относящиеся к характеру человека, и дианоэтические, относящиеся к его интеллекту. Интеллект (разум) человека есть форма по отношению к его душе (материи), которая подчиняет и оформляет ее страсти как проявления низших, плотских стремлений.

Способность или неспособность человека подчинять свои страсти ра­зуму становится у Аристотеля главным критерием социальной дифферен­циации. Люди, которые в своем поведении руководствуются разумом, т. е. Проявляют способность к умственной деятельности, становятся полно­правными гражданами полиса. Те же, кто способен подчиняться лишь сво­им страстям, не могут стать гражданами, обречены только на физическую работу и на положение рабов — «говорящих орудий».

Основным предметом изучения этики является справедливость, кото­рая, по мнению Аристотеля, выражается в разумном сочетании уравнитель­ного арифметического равенства, проявляющегося в гражданско-право­вых сделках, и распределительного геометрического равенства, проявля­ ющегося в политических актах и где учитывается различие достоинств лю дей

Этику Аристотель считал введением в политику, т. к. ее бескорыстные цели выше и ближе к мировому закону, нежели корыстные цели политики-науки об одной из человеческих потребностей - о рациональной организации об­щественных отношений.

В добродетелях для Аристотеля важны не их крайние формы проявле­ния, а средние, как более стабильные и отвечающие принципу «золотой середины». Нравственный поступок всегда основывается на знании меры. Если «золотой серединой» является храбрость, то ее крайностями — тру­сость и безрассудство, умеренность в потреблении является «золотой се­рединой» как для скупости, так и для расточительности. Основными ви­дами добродетелей для Аристотеля являются'знание, искусство, предусмот­рительность, основанная на опыте, и мудрость, сочетающая в себе рассу­док и науку.

Стагирит придерживается античного идеала гармоничной личности, причем у него нет аскетизма Платона. Все желания человека гармонично реализуются в его деятельности, удовлетворяющей высшее стремление к счастью, к источнику блаженства, приближающего человека к первоис­точнику мировой гармонии. Эти высшие стремления сочетаются с их низ­шими, материальными проявлениями — со стремлением любого человека к богатству, физическому здоровью, к счастью детей и т. д.

В отличие от Платона у Аристотеля отсутствуют мифологические эле­менты в его концепции происхождения государства. Государство у Арис­тотеля происходит естественным путем для достижения блага людей через организацию их совместной жизни.

Аристотель полагает, что низшая форма объединения людей — это се мья, т. к. в ней объединяются родители и дети и не может быть гражданс- когоравноправия. Более высокий уровень — это территориальная община

(деревня), которая при объединении с соседними обеспечивает возникно­вение высшей формы объединения людей -лгосударства. В отличие от се­мьи и общины, основанных на власти родителей и на стремлении к обес­печению средств существования и продолжения рода, гос удар ство осно­вывается на нравственных качествах граждан и на их способности к со­вместной жизни.

Только полис, по мнению Аристотеля, в его афинском (а не в спартанс­ком, как у Платона) варианте дает государство в чистом виде, как объеди­нение равных, свободных и ответственных граждан, которое позволяет обеспечить выполнение трех основных функций государства:

— принятие законодательных актов;

— выбор должностных лиц;

— исполнение судебных функций.

Граждане между собой равны, что делает их способными к свободе и к политическим отношениям между собой.

В создании типологии форм государств Аристотель использует метод анализа. Он расчленяет реальные государства, выделяя элементы и виды их взаимосвязей, что и определяет форму государства.

Энциклопедические знания Аристотеля позволили ему создать комп- 'н ксное учение о государстве. Форму государства философ считает завис нмой от экономики, географического положения; уровня образованное- |н граждан и их способности к данному способу государственной жизни.

Аристотель выделял формы государства по способу осуществления го­сударственной власти. Она могла выполняться либо одним человеком~ушбо | руиной, либо всеми. С другой стороны, она могла выражаться в совер­ шенном, либо в несовершенном виде. В совершенном виде управление Государством подчиняется закону и стремится к достижению обществен­ ной» блага, а в несовершенном оно подчиняется произволу правителя и • hi ii ре млению к личному благу.

Власть одного:

в совершенном виде — монархия, в несовершенном — тирания.

Впасть группы:

в совершенном виде — аристократия, и несовершенном — олигархия.

Класть всех:

и совершенном виде — полития, и inn I«вершенном — демократия.

Аристотель. впервые вводит различие политики и политии как конкрет- МЫН пиит ических действий и как формы государственного устройства.

Полития Аристотеля выступает в двух ипостасях - как государство вообще и как идеальное государство Полития в отличие от демократии является не крайней ", а "умеренной» формой правления. Это обеспечи­вается цензами для участия в выборах'— имущественным, образователь­ным и цензом оседлости. Их смысл заключается в том, чтобы обеспечить участие в выборах ответственных граждан, а не охлоса (черни), думающего лишь о краткосрочных выгодах, подчиняющихся своим страстям, а не ра­зуму.

Аристотель полагал, что человек, имеющий собственность, будет ответ­ственным образом участвовать в выборах, т. к. заботится о сохранении своей собственности, а это возможно только при разумном и ответственном уп­равлении государством. Приобретение собственности возможно толь­ко при наличии добродетелей, поэтому она становится самым надежным критерием для наделения человека гражданскими правами.

Человек, избирающий должностных лиц, должен быть образованным, чтобы понимать суть их предвыборных программ и отличать истинных лидеров от демагогов. Также он должен определенное время жить на тер­ритории данного государства, чтобы понимать его истинные нужды и из­бегать психологии «временщиков».

«Крайность» демократии заключается в отсутствии таких цензов-«пре- дохранителей». Это обрекает ее на постоянную внутреннюю напряжен­ность и нестабильность, гражданские войны, путчи и революции.

Аристотель определяет право как комплекс рационально обоснованных норм политического общения свободных граждан и как критерий справедли­вости таких норм.

Аристотель углубляет понимание различий естественного и позитивно­го права:

естественное право — это комплекс норм общественных отношений, которые соответствуют политической природе человека и не зависят от обстоятельств места и времени, признания или непризнания их людьми;

позитивное право — это волеустановленное право, комплекс норм об­щественных отношений, существующих помимо естественного права и одновременно с ним, приспособленных к обстоятельствам времени и ме­сту, и таким образом обеспечивающих жизнеспособность государства.

В своей концепции естественного права Стагирит признает наличие у всех граждан естественных прав на продолжение рода, т. е. на семью и на необходимые материальные средства существования, т. е. на собственность.

В своей концепции позитивного права Аристотель приходит к договор­ной идее права, т. е. считает сущностью права договор между законода­тельным органом и гражданами данного государства. Право в своем осу­ществлении обеспечивает распорядок существования,данного государства.

Закон в понимании Аристотеля является «уравновешенным разумом», формой выражения и соблюдения права, которая подчиняет разумной воле законодателей страсти, личные эгоистические устремления людей.Помимо письменных законов Аристотель выделял неписьменные — пра­вовые традиции и обычаи. Кроме того, он предусматривает вариант вы ражения права в насилии, когда все решает сила, а не разум правителя. Этот тип антиправа присущ восточным деспотиям, поэтому, по мнению Аристотеля, они не являются государствами.

Таким образом, мы видим, что Аристотель впервые сумел создать сис­темную политологию как логически взаимосвязанную концепцию, объе­диняющую этические, экономические, политические и юридические ос­новы организации общества и государства в форме прямой полисной де­мократии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: