Просветительская проблематика и поэтика сентиментализма в романе Ж. – Ж. Руссо «Новая Элоиза».




В эпоху Просвещения во Франции возникает и философский роман утопического характера, воплощающий апологию определенной философской концепции. Наиболее ярко такой тип романа проявился в творчестве Ж.-Ж. Руссо.

В 1761 выходит в свет роман Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».Кант, читая этот роман, единственный раз в жизни пропустил послеобеденную прогулку!!!:DDD

Вторая часть названия отсылает читателя к СВ истории любви Элоизы и её домашнего учителя Абеляра, на кот. похожи главные герои романа – Юлия и Сен-Пре. Руссо как бы по-новому рассказывает историю запретной любви учителя и ученицы. Ради Элоизы Абеляр нарушил обет безбрачия и тайно вступил с ней в брак. Родственники Элоизы, узнав о свершившемся, жестоко отомстили Абеляру, насильственно оскопив его. Элоиза ушла в монастырь, Абеляр тоже, и с тех пор они обменивались только письмами. Абеляр горько жаловался на судьбу, а стойкая Элоиза всячески его ободряла, став наставницей и утешительницей своего бывшего наставника. Но различие не только в том, что из-за любви С.-П., в отличие от Абеляра, не лишился того, что так часто заставляет изображать Елена Малышева в программе «Жить здорово». (прошу прощения). «Новая Элоиза» положила начало новому литературному направлению – сентиментализму; герой романа – человек, обладающий чувствительной душой, любовь изображается как самое естественное и чистое чувство, заложенное в человеке природой.

«Новая Элоиза» содержит своего рода экспериментальное испытание руссоизма как философской системы. Поэтому все попытки исследователей рассматривать «НовуюЭлоизу» как социально-психологический роман приводят к неразрешимому противоречию: приходится признать, что Руссо отстаивает две взаимоисключающие истины - принцип свободы чувства и диктат нравственного долга, разумного самоограничения. Вот Юлия и гибнет в конце романа – это противоречие не м.б. преодолено. Согласимся, что развязка искусственная.

Ваще, роман революционный. В нем содержится проповедь новой нравственности. В целом христианская культура – стоическая. Однако все забыли, что в основе Х. лежит эмоция – любовь. Почему это в 18 веке происходит полное переосмысление роли природы?

Предпосылочки – философия Дж. Локка (1690е гг.). Он утверждал, что разум свободен от каких-либо врожденных идей («Опыт о человеческом разуме»). Следовательно, разум не может быть критерием добра и зла. Источник добродетели, следовательно, природа. До 18 века природа рассматривалась как Книга Откровения Божьего и не привлекала к себе много внимания. В 18 веке природа понимается как носитель абсолютного начала. Главное назначение природы – поддерживать гармонию в этом мире. А человек вносит хаос в этот мир, осуществляя насилие над природой (какой нехороший!) Отсюда и насилие в обществе. Но это уже совсем другая история J

Новизна истории Элоизы-Ю. в том, что она приходит к добродетельной жизни не насильственным, а естественным путем, согласно любимому постулату Руссо: нравственность - в природе вещей. Роман написан в эпистолярном жанре, что делает читателей соучастниками душевной жизни героев, позволяет следить за малейшими оттенками их чувств, вместе с ними переживая все бури и штили. В первой части романа юная дворянка Ю. влюбляется в своего домашнего учителя бедняка-разночинца. Любовь естественна, она зов природы и столь же естествен бунт юной влюбленной против сословных предрассудков и условностей общепринятой морали.Вопреки ожиданиям Ю. отец отдает ее руку страстно влюбленному в нее Вольмару, немолодому человеку, который из-за политической неблагонадежности утратил состояние и владеет лишь небольшим поместьем Кларан в Швейцарии. Теперь, когда Ю. замужем, выясняется, что лишь стеснение свободы толкало Ю. на дурные поступки. «Естественные условия», в которых живут теперь супруги, укрепляют в ней чувство долга, которое заложено в человеческой натуре. Чары сердца, «обольщенного желанием», уступают место «чарам добродетели», вне которой нет счастья для честного человека. Ю. находит в себе силы превозмочь страсть к Сен-Пре.

Вторая часть романа посвящена жизни Юлии после замужества. Описывая жизнь супругов Вольмаров в Кларане, герой Руссо Сен-Пре по существу воспроизводит все основные положения «Общественного договора» и «Эмиля».

Кларан – имение Вольмаров – типичная утопия. Здесь пересекаются патриархальные воззрения Руссо (типа добрый помещик, все дела) и в то же время новые идеи справедливости, равноправия, разделения труда. Вольмары не сдают землю в аренду. Поденщики – все местные, 2 цены – обычная и поощрительная. Поощрение дается и надсмотрщикам))) Ю. обо всех заботится – «уделяйте людям больше забот, и они будут к вам привязаны». Более подробно я, кажется, расписала в пересказе.

Естественно, как любой сентименталист, Руссо катит бочку на город. Париж – исчадие ада, фальшивый, насквозь неискренний город… В общем, поезжайте в дерёвню, ближе к природе! Ваще, цивилизация пагубна, её надо разрушить, её уже ничто не спасет. Что-то мне это напоминает… Ах да, «Мы наш, мы новый мир построим…»

Помимо всего прочего, в романе изложена и педагогическая утопия Руссо (часть 5). Идея позаиствована из «Эмиля»: от природы только хорошие задатки, все дурные наклонности – от плохого воспитания. Вот как воспитывает своих детей Юлия:основа воспитания – сделать ребенка восприимчивым к тому, что ему внушают. Разум начинает развиваться через несколько лет после рождения ребенка, а сначала должно окрепнуть тело. До кучи, нужно ещё убедить мелкого, что он ребенок, никак не может без помощи взрослых… поэтому принимает помощь слуг с чувством смирения, как доказательство собственной слабости. И не баловать, конечноJ Короче, нужно, чтобы мелкий почувствовал свою слабость, зависимость, и не задирал нос.

Ещё Иванов называл черты сходства с рокальным романом:

· интерес к человесческой психологии

· частная жизнь, интерес к изнанке общей истории

· установка на мемуарность, документальность.В предисловии к «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо по существу вступает в игру с читателем, не называя свое произведение «романом» и в то же время не довольствуясь скромной ролью издателя: «Я выступаю в роли издателя, однако ж, не скрою, в книге есть доля и моего труда. А может быть, я сам все сочинил, и эта переписка - лишь плод воображения?»

Сентиментализм Руссо - это не только культ чувства, но и гражданский пафос, взволнованное и эмоциональное провозглашение принципов демократической, гражданской этики. Не случайно круг общественных проблем поставленных, например, в романе «Новая Элоиза», очень широк, автора волнует не только личная сторона жизни героев, но и принципы их гражданской морали.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: