В своей работе мы рассмотрим лишь основные символы из той совокупности раннехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви.
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви – Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения – Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, – получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба [9, с. 190].
Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения [9, с. 191].
Виноградная лоза – евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Виноградная лоза – евангельский образ Христа. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены – ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения – способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете – символ земли обетованной, в Новом – рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме [2, с. 346].
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке. Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.
С изображением Христа связаны изображения рыбы, Доброго Пастыря, Агнца и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.
Изображение хризмы – постоянный мотив христианского искусства. Таково изображение на могильном камне. К таким образам относится также и якорь – символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям.
В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы – символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви – символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века [5, с. 93].
Другой распространенный символ – корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль – символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани – смерти.
Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, – распространеннейшая метафора. Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой – обретение вечной жизни в единении с Богом [10, с. 228].
Крест (Распятие) – изображение Распятия Христова, как правило, скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в христианских храмах, а также у верующих в качестве нательной символики. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Сын Божий [8, с. 219].
В первые века христиане не делали изображений креста. Собственно распятия впервые появляются в V-VI веках, и на древнейших из них Христос изображен живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл [1, с. 385].
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, – и только в X веке появились изображения мертвого Христа [8, с. 207].
Во многих случаях трудно установить принадлежность символов раннему христианству, однозначно можно отнести к ранне-христианской символике изображения на стенах европейских средневековых храмов, иконы и росписи времен Средневековья и эпохи раннего Возрождения, а также церковные предметы, созданные в это время.
Рассмотрев раннехристианские храмы, можно отметить изображение на них барана, причем часто баран выделен с помощью круга или древнеегипетского креста. Христиане объясняют, что на христианских храмах находится изображение агнца, который, оказывается, является главным христианским символом, связанным с возрождением Христа.
В Древнем Египте баран – это символ возрождения Осириса, поскольку Осирис возродился в зодиакальном созвездии Овна, крест – это символ возрождения души, после прикосновения им к губам умершего душа получала второе рождение на небесах, круг – это символ Солнца или Луны во время полнолуния. Множество изображений этих священных символов находится в Египте.
Изображения льва очень распространены в раннем христианстве, причем во многих случаях изображены два льва вместе, например, в качестве опоры для колонн.
Изучив соответствующую литературу, мы определили основные символы раннего христианства и их значение. Среди таких мы выделили:
- якорь – образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
- голубь – символ Святого Духа;
- феникс – символ воскресения;
- орел – символ юности;
- павлин – символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
- петух – символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мертвых);
- агнец – символ Иисуса Христа;
- лев – символ силы и могущества;
- оливковая ветвь – символ вечного мира;
- лилия – символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
- виноградная лоза и корзина с хлебом – символы евхаристии [4, с. 166].
Рассмотрим образ Иисуса Христа в раннехристианском искусстве более подробно в следующем вопросе.