Иконография образа Иисуса Христа




Иконография Иисуса Христа – совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа. Самые ранние христианские писатели не описывали внешность Иисуса Христа. В Новом Завете многие воспринимают Христа как обычного человека, странника, сына простого плотника [2, с. 351].

Стоит также заметить, что римский философ II века Цельс в своем сочинении «Правдивое слово» (2-я половина II века) среди критических высказываний в адрес христианства бегло упоминал и о внешности Иисуса: «Раз в теле [Иисуса] был дух Божий, то оно должно было бы резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать; ведь невозможно, чтобы нечто, в чем заключено больше божественного, ничем не отличалось от другого; а между тем [тело Иисуса] ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью» [9, с. 198]. Это свидетельствует, что и ранние христиане считали образ Христа человеческим.

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV-IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Однако в VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество). Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди). В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, мозаик, фресок и статуй святых во многих храмах, также подверглись преследованиям почитатели икон [3, с. 199-200].

Стоит отметить, что в Ветхом Завете изображать запрещалось чужих богов. Допускались, к примеру, изображения херувимов в Храме. В Ветхом Завете также запрещалось изображать Бога так как люди не видели Его Образа.

На VII вселенском соборе в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви – иконопочитание. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз» [1, с. 386].

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря; Агнца – Его ветхозаветного прообраза, а также Его имени, выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля.

Обратимся к образу Христа – Доброго Пастыря. Основной источник этого образа – евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так. Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян – паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл – власть; флейта – сладость [7, с. 236].

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног – образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце – кающемся грешнике. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству [2, с. 234].

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца – ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца. Агнец – Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха. Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии [5, с. 215].

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы – апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором – хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная [5, с. 59].

Ихтис – древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» то есть выражает в краткой форме исповедание христианской веры [7, с. 201].

Новый Завет связывает символику рыбы с проповедью учеников Христа, некоторые из которых были рыбаками. Часто изображалась аллегорическим образом – в виде рыбы. При этом само изображение рыбы имеет также евхаристическое значение, связанное со следующими трапезами, описанными в Евангелии:

- насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами;

- трапеза Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении [2, с. 373].

Эти сюжеты нередко изображались в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей.

Таким образом, крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии – вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми образами.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе мы определили особенности символики раннего христианства, изучили основные символы раннехристианского искусства, рассмотрели иконографию образа Иисуса Христа и пришли к следующим выводам.

Символом можно назвать знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, который имеет какой-либо смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни. Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений, как для отдельного человека, так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.

Основными символами раннехристианского искусства мы определили такие как якорь, голубь, феникс, орел, павлин, петух, лев, оливковая ветвь, лилия, виноградная лоза и корзина с хлебом. Особое место в иконографии раннего христианства занимало изображение Иисуса Христа в образе Доброго Пастыря и Агнца. Важное место также занимало изображение креста.

И хотя тематика росписей в раннем христианстве, в большинстве случаев, является символической и аллегорической, по содержанию она соответствует основным христианским истинам, о которых написано в Священном Писании и о которых учили Святые Отцы ранней Церкви Христовой.

Символичность и аллегоричность раннего христианского искусства можно объяснить тем, что в начале своего существования Церковь еще не выработала четкости и ясности в визуальном искусстве, а возможно из-за преследования христианства со стороны властей.

Использование символов и аллегорий в ранней церкви было очень удобным, ведь отдельный символ входил в общий символический язык и становился доступным и понятным каждому христианину, независимо от культуры или национальности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аверинцев С.С. Символ // Большая сов. энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1996. – 3 изд. – Т. 23. – С. 385-386.

2. Анализ и интерпретация художественного произведения искусства. Учебное пособие для вузов / под. ред. Н.А. Яковлева. М.: Высшая школа, 2008. – 551 с.

3. Богословие в культуре Средневековья / под. ред. доктора богословия отца Л. Лутковского. – К.: Христианское братство «Путь к истине», 2012. – 384 с.

4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. – М.: АСТ-Пресс книга, 2004. – 366 с.

5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века) / А.Я. Гуревич. – М.: «Искусство», 1989. – 366 с.

6. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / Ж. Дюби; пер. с фр. М.Ю. Рожновой, О.Е. Ивановой. – М.: Ладомир, 2009. – 379 с.

7. Купер Дж. Энциклопедия символов / Дж. Купер. – М.: Золотой век, 2005. – 400 с.

8. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции / Э. Маль; пер. с фр. А.В. Пожидаевой, Д. Харман. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2008. – 552 с.

9. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / М. Пастуро; пер. с фр. Е. Решетниковой. – СПб.: «Александрия», 2012. – 448 с.

10. Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков / Р. Рехт; пер. с фр. и научн. ред. О.С. Воскобойников. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 352 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: