Название. Разработка проекта урока физической культуры
Тема. Урок - основная форма работы по физической культуре в школе
Цель: освоение профессионально-педагогических умений, необходимых для проектирования урока
Задачи:
1) формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности;
2) развитие творческих способностей, познавательного интереса;
3) формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, работая с учебной литературой,
Порядок организации практической работы
1. Подготовительный этап
1.1. Инструкция для изучения.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.М. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2013, с. 213-242
1.2. Вопросы и задания для самопроверки.
1. В чем заключаются требования и особенности урока физической культуры урока в начальной школе?
2. Какие виды задач формулируют при проектировании урока физической культуры и как они реализуются в процессе урока?
3. Как осуществляется целесообразный отбор средств и методов обучения, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, разнообразие содержания, травмобезопасность урока, контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся?
4. Какова общая характеристика структуры, содержания и типов урока физической культуре в начальной школе?
5. В чем заключается предварительная подготовка учителя к уроку?
6. Как происходит определение и регулирование физической нагрузки у учащихся на уроке физической культуры?
2.Основной этап - проведение дифференцированного зачета
Продолжительность выполнения задания в модельной ситуации – 4 часа.
Место проведения: аудитория в колледже (компьютерный класс)
Технические средства и оборудование – учебно- методическая литература по предмету.
Условия доступа к дополнительным справочным материалам: пользование интернет- ресурсами.
Необходимость наблюдения за процессом выполнения задания: обязательна; осуществляется преподавателем.
2.1. Алгоритм выполнения задания
1. Конспект (проект) составляется в аудитории, оборудованной компьютерами; каждый студент работает за персональным компьютером.
В порядке исключения, конспект (проект) урока выполняется на бумагоносителе. Максимальный объем конспекта – 5-7 листов (формат А 4), не считая титульного листа (шрифт 14, через 1 интервал); в рукописном варианте – до 10-12 листов (формат А 4).
2. Проект выполняется по теме, предложенной преподавателем.
3. Каждый студент получает индивидуальную тему для разработки конспекта (проекта).
4. Студенты могут использовать литературу, предложенную преподавателем, а также интернет - ресурсы
5. Для разработки плана-конспекта (проекта) урока студенту будут предложены уроки, связанные с изучением темы на разных этапах её изучения.
6. В проекте урока на каждом из его этапов должно быть отражено: цели и задачи деятельности учителя и ученика, организация работы на каждом из этапов с учётом реальных особенностей класса, основное предметное содержание, с которым работает учитель на уроке; распределение нагрузки н обучающихся при выполнении конкретных двигательных действий; предполагаемый образовательный результат; формы, методы, приёмы, используемые студентом для достижения запланированного результата.
7. Студент может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения, например, вместо предложенных этапов урока выделить следующую структуру: постановка проблемы, принятие учебной задачи, моделирование, обобщение.
8. Проект урока оформляется по следующей форме:
Проект (конспект) урока физической культуры, проведенного в … классе
Тема урока:
Тип урока:
Цель урока:
Задачи урока:
1. Образовательная…
2. Образовательная…
3. Воспитательная…
4. Оздоровительная…
Дата проведения:
Место проведения:
Инвентарь и оборудование:
Список литературы:
Части и этапы урока | Содержание урока | Доз-ка | Методы и приемы обучения и организации учащихся | Формируемые УУД |
1-й этап «организационно- мотивационный» | ||||
2-й этап «осмысление» | ||||
3-й этап «рефлексия» | ||||
4-й этап «домашнее задание» | ||||
9. Оформите конспект в соответствии с вышеуказанными требованиями
(Модель проекта конспекта урока физической культуры представлена в приложении)
Модель построения комплексного задания
Структура | Содержание |
Ожидаемый результат | Подготовка конспекта урока физической культуры, самоанализ как форма проверки с целью подтверждения соответствия виду профессиональной деятельности «Преподавание по программам начального общего образования» |
Цель | Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии обучающегося виду профессиональной деятельности |
Задача для студента | в ходе написания конспекта (проекта), его самоанализа – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы начального общего образования |
Стимульная формулировка | В рамках проведения аттестации молодых педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности (учителя начальных классов) Вам предлагается разработать и провести урок физической культуры. Внимательно прочитайте задание и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. |
Задачная формулировка | 1. 1.Разработайте проект урока физической культуры учебно- тренировочного типа по обучению броску мяча двумя руками от груди с места (в кольцо) учащихся 3 класса. 1. 2. Разработайте проект урока физической культуры тренировочного типа по повторению упражнений с короткой скакалкой, ведение мяча на месте и в движении с учащимися 2 класса. 3.Разработайте проект внеклассного урока физической культуры «Веселые старты» для учащихся 4 класса. 4. Разработайте проект урока физической культуры учебно- тренировочного типа по обучению элементам акробатики учащихся 2 класса. 5. Разработайте проект урока физической культуры учебно- тренировочного типа по обучению элементам акробатики учащихся 3 класса. 6. Разработайте проект урока физической культуры контрольного типа из Раздела программы «Легкая атлетика» для учащихся 4 класса. 7. Разработайте проект урока физической культуры сюжетного типа для учащихся 1 класса (раздел программы «Гимнастика»). 8. Разработайте проект урока физической культуры игрового типа для учащихся 3 класса. 9. Разработайте проект урока физической культуры нетрадиционного типа для учащихся 4 класса. и т.п. |
Инструкция | 1. Оформите конспект в соответствии с требованиями 2. Используйте предложенные критерии оценки проекта урока и оцените Ваш конспект на соответствие требованиям. За предложенный Вами вариант по каждому из критериев Вы можете получить от «0» до «2» баллов |
Условия выполнения задания | Продолжительность выполнения задания в модельной ситуации – 4 часа. Место проведения: аудитория в колледже (компьютерный класс) Технические средства и оборудование – учебники по физической культуре Условия доступа к дополнительным справочным материалам: пользование методической литературой, интернет- ресурсами Необходимость наблюдения за процессом выполнения задания: обязательна; осуществляется преподавателем |
Источник информации | специально разработанный алгоритм выполнения работы |
Инструмент проверки | Критерии оценки проекта урока |
2.2. Самостоятельное выполнение практической работы.
2.3. Оформление отчета (результатов).
3. Рефлексия достигнутых результатов.
Анализ допущенных ошибок и прогнозирование дальнейших действий.
Используя предложенные критерии оценки проекта урока выполните самоанализ и оцените Ваш конспект на соответствие требованиям. За предложенный Вами вариант по каждому из критериев Вы можете получить от «0» до «2» баллов.
4.Критерии оценивания проекта урока
№ | Параметры оценки | Критерии оценки | Баллы |
1. | Обозначение целей урока для учителя (планируемые результаты) | Цели урока не обозначены или в них не отражены ни предметные знания, ни универсальные учебные действия | |
Отражены предметные знания | |||
Отражены предметные знания, умения и универсальные учебные действия (УУД) | |||
2. | Зафиксирован момент целеполагания | Момент целеполагания в конспекте занятия не зафиксирован | |
Целеполагание осуществляется только самим учителем | |||
В конспекте отражено, как происходит постановка (принятие) учебной цели школьниками | |||
3. | Структура урока Структурированность урока | Этапы урока не обозначены | |
Этапы урока обозначены, но не отражают реализацию деятельностного подхода | |||
Этапы урока чётко обозначены и отражают реализацию деятельностного подхода | |||
4. | Деятельностный подход | Учебное содержание и формы работы на уроке НЕ отражают специфику деятельностного подхода | |
Специфика деятельностного подхода отражена либо только в содержании (работа с теоретическими знаниями), либо только в формах работы (использованы групповые формы и др.) | |||
Учебное содержание и формы работы на уроке отражают специфику деятельностного подхода | |||
5. | Постановка учебной задачи (проблемы) | Учебная задача (проблема) НЕ обозначена, НЕ показано, как она будет решаться | |
Учебная задача (проблема) обозначена, но не показаны адекватные формы ее решения | |||
Учебная задача (проблема) обозначена, показано, как она будет решаться | |||
6. | Дифференцированный подход | В конспекте занятия не отражён дифференцированный подход. Подход обозначен, но отсутствуют приёмы, формы работы, позволяющие его реализовать. | |
Обозначено, по каким критериям и на какие группы учитель разделяет класс. Представлены задания (приёмы, формы работы) для разных групп учащихся. | |||
Развитие информационных умений | Отсутствуют формы, методы и приёмы, направленные на формирование информационных умений. | ||
Показано, какие информационные умения и каким способом будут формироваться на уроке. (Представлены различные способы поиска обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей) | |||
Развитие коммуникативных умений | Отсутствуют формы, методы и приёмы, направленные на формирование коммуникативных умений. | ||
Показано: какие коммуникативные умения и каким способом будут формироваться | |||
Знаково-символическое моделирование | Знаково-символическое моделирование отсутствует. Даётся указание на использование моделей без характеристики содержания и описания используемых модельных средств | ||
Знаковое моделирование осуществляет только сам учитель. Дана характеристика содержания и используемых модельных средств | |||
Знаковое моделирование осуществляют учащиеся. Обозначено содержание, которое должно быть зафиксировано знаково-символическими средствами. Показано, какие знаково-символические средства будут использованы на уроке. | |||
Формирование УУД «классификация» | Не приведены задания на формирование (проверку) умений классификации | ||
Приведены задания на формирование (проверку) умений классификации | |||
Формирование УУД «анализа, обобщение» | Не приведены задания на формирование (проверку) умений анализировать | ||
Приведены задания на формирование умений анализировать | |||
Формирование УУД «сравнение, обобщение» | Не приведены задания на формирование (проверку) умений сравнивать, обобщать | ||
Приведены задания на формирование умений анализировать | |||
Оценка достигнутых результатов | Оценка результатов не осуществляется Оценка результатов осуществляется учителем | ||
Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими школьниками (самооценка), показаны формы оценки | |||
Критерии оценки результатов | Критерии оценки результатов учителем не представлены | ||
Представлены развёрнутые критерии оценки результатов |
Итого максимально возможный балл – 20, минимальный – 10
Значение показателя | отлично | хорошо | удовлетворительно | неудовлетворительно |
Max: | ||||
Min: |
5. Список литературы
1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры.- М.: Физкультура и спорт.- 224с.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-160с.
3. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Кузнецов B. C. Методика обучения основным видам движения на уроках физкультуры в школе.-М.: Издательство: ВЛАДОС ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2004 г., -176с.
4. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников.-М.: ВЛАДОС, 2013.-320с.
5. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников.-М.: ВЛАДОС, 2013.-121с
Приложение 1
Образец