3.3.1. Понятие и содержание безопасности.
В соответствии с Ф3 «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно - важные интересы включают жизненно - важные потребности, удовлетворение которых обеспечивает прогрессивное развитие личности, общества, государства.
1. Для личности: жизнь, здоровье, права, удовлетворение материальных и духовных потребностей.
2. Для общества: материальные и духовные ценности (правовое сознание и правовая культура)
3. Для государства: государственный строй, суверенитет, территориальная целостность.
В понятие безопасность, входит 3 основных компонента:
1. Объекты- то, на что направлена охрана безопасности.
2. Субъекты - осуществляющие безопасность органы, лица и т.д.
3. Силы обеспечения безопасности- т.е. правоохранительные органы, посредством которых обеспечивается безопасность личности, общества, государства.
Законом установлены принципы обеспечения безопасности:
· Законность.
· Соблюдение жизненно-важных интересов личности, общества, государства.
· Взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности.
· Интеграция с международными системами безопасности.
Общее руководство деятельностью органов обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ.
Совет Безопасности и его полномочия.
Совет безопасности (СБ) - конституционный, федеральный орган государственной власти, на который возложена подготовка решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.
Этот орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства, обороноспособности страны, экономической, экологической, военной и иных видов безопасности.
Состав СБ:
1. Председателем СБ, которым по должности является Президент РФ.
2. Секретарь СБ.
3. Постоянные члены СБ.
4. Члены СБ.
Членом СБ могут быть руководители федеральных министерств и ведомств. На заседаниях Совета безопасности могут присутствовать Генеральный прокурор, министр здравоохранения и др. Задачи СБ:
· Определение жизненно важных интересов личности, общества, государства; выявление внутренних и внешних угроз.
· Разработка основных направлений стратегий обеспечения безопасности.
· Подготовка предложений Президенту о введении, продлении, отмене чрезвычайного положения.
· Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, экологические и иные последствия.
Свою деятельность СБ организует в соответствии с положением «О Совете безопасности».
Решения СБ принимаются на его заседаниях постоянными членами. Многие из решений оформляются указами Президента и после его подписания вступают в законную силу.
Органы ФСБ, их система и направления деятельности.
Общее руководство органами ФСБ осуществляет Президент РФ и Правительство РФ.
Правовой основой деятельности ФСБ является КРФ 1993, Ф395 «Об органах ФСБ», Положение О ФСБ от 1998 г. Основные принципы деятельности:
· Законность.
· Конспирация.
· Гуманизм,
· Единство системы органов ФСБ и централизация управления ими.
Система органов ФСБ.
III звено: ФСБ РФ (возглавляет директор на правах федерального министра).
II звено: управления (отделы) ФСБ в регионах и субъектах РФ.
I звено: управления (отделы) ФСБ в вооруженных силах РФ.
Основные направления деятельности ФСБ:
1. Контрразведывательная деятельность - деятельность федеральных органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств направленной на нанесение ущерба безопасности РФ.
2. Разведывательная деятельность- деятельность в целях получения информации об угрозах безопасности РФ
3. Борьба с преступностью.
ФСБ расследует все дела о:
3.1. Шпионаже.
3.2. Террористической деятельности
3.3. Организованной преступности
3.4. Коррупции
3.5. Незаконного оборота наркотиков и оружия
3.6. Контрабанды
3.7. Деятельность незаконных вооруженных формирований и др.
4. Информационное обеспечение Президента, Правительства и др. органов федеральной власти о результатах своей деятельности.
5. Пограничная деятельность.