Дополнение к статье из энциклопедии




КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА

Китайская музыка — одна из древней­ших в мировой музыкальной культуре. Её истоки вос­ходят к племенным песням и пляскам, которые имели ри­туальный характер и достигли высокого развития уже во 2–1-м тыс. до н. э.

Большие песенно-плясовые обря­довые формы ритуального искусства, так называемые ху (посвящены сбо­ру урожая и жертвоприношениям духам), сопровож­дались игрой на ударных инструментах — кожаном ба­рабане, металлических колоколах чжун, до, нао, колокольчиках лин и др.; духовых — юэ (бамбуковая дудка), сюань (глиняная окарина) и др.

Профессиональная китайская музыка с самого начала развития тесно связанная с китайской философией, социальными особенностями китайского общества, выработала строгую оригинальную систему музыкального мышления, которая, хотя и претерпевала серьёзные исторические изменения, сохранилась до но­вейшего времени как целостное эстетическое явление.

Китайская музыка в процессе развития впитала в себя элементы музыкальных культур народностей, в разные исторические периоды включённых в состав китайского государства (монголы, уй­гуры, тибетцы и др.) и сохра­нивших специфику своего музы­кального искусства.

В древних текстах (11–6 ввека до н. э.) слово «юэ» (музыка) означало всю ритмически орга­низованную, праздничную сфе­ру жизни, выражало широкое синтетическое понятие, включавшее в себя поэзию, танец, живопись, архитектуру, общий ритуал и даже сервировку стола. Таким образом, музыка была связана с различ­ными сторонами жизни и деятельности человека.

К 6 веку до н. э. относится сборник «Книга песен» («Шицзин»), составление которого приписывается Конфуцию. Эта книга, состоящая из песен и гимнов,— выдающий­ся памятник народно-песенного искусства 11–6 ввека до н. э. Счи­тается, что «Книга песен» положила начало собственно истории китайской музыке (хотя нотные записи не сохранились). На основе анализа структуры стиха входящих в неё песен, большей частью народных, распространённых на севере Китая, учёными установлено, что наряду с пентатонными мелодиями, написанными в бесполутоновом ладу (см. Пентатоника), некоторые песни включали, помимо VI, и VII ступень, приближающую пентатонную гамму к лидийскому и дорийскому ладам. В «Книге песен» упоминается более 25 различных музыкальных инструментов: цинь, сэ (струн, щипковые), юэ, шэн, ди, гуань (духовые), чжун (ударный) и др. На протяжении около 3000 лет китайская музыка входит в народные, празднества, религиозный и общест­венный ритуал.

В 10–8 веках до н. э. песни и пляски приобрели широ­кое жизненное содержание; песня стала обособляться от пляски, постепенно превращаясь в самостоятельное искусство (с 6 века до н. э.). С 5 века до н. э., то есть, с развитием кон­фуцианства, музыка в Китае приобретает важное об­щественное значение. Основные категории доктрины Конфуция — ли («ритуал») и жэнь («гуманность»), — в целом отвечавшей интересам правившей аристократии, находили проявле­ние в музыке. Согласно конфуцианству, музыка пред­ставляла собой микрокосмос, воплощающий великий космос. В понимании древних китайских философов китайская музыка была призвана играть сугубо практическую роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истин­ному государственному устройству, именно поэтому она обладает строго определённой структурой; многие элементы китайской музыки носили символический характер, который определялся древ­ней натурфилософией, и в то же время она отлича­лась строго определенной музыкальной системой, любые на­рушения которой могли привести, но верованиям древ­них китайце», к различным бедствиям. В более поздних китайских мифах и легендах (6–3 века до н. э.) повествуется о воздействии музыки на природу. С помощью музыки стремились вызвать дождь, воздействовать на рост злаков и цветение растений; с музыкой связывали н различные доблести героев: так, истоком добродетели мифического правителя Шуня считалась совершенная игра на цине (5-струнной цитре). Существовала даже специальная придворная должность — дасыюэ (5–4 ввека до н. э.), который ведал исполнением песенной и танцевальной музыки, а также обуче­нием музыкантов и танцоровека Характерно, что книга «Описание этикета» («Ли цзи», 5 век до н. э.) содержала раздел «Записки о музыке» («Юэ цзи»).

В китайской музыке была при­нята музыкальная система люй-люй (строй, мера), изобретение которой приписывается мифическому правителю Хуан-ди и его придворному музыканту Лин Луню. В основе люй-люй — 12-ступенный звукоряд, который был образован 12 бамбуковыми трубками разной величины (каждая в 11/2 раза больше предыдущей), расположенными в таком соотношении, что возникала цепь восходящих квинтовых ходов; каж­дый из 12 звуков последовательного ряда трубок в системе люй-люй имел глубокий натурфилософский и магический смысл: так, нечётные звуки воплощали свет­лые, активные силы неба — ян, чётные — тёмные, пас­сивные силы земли — инь; все вместе они выражали смену 12 месяцев в году и часов в сутках. Система люй-люй с 12 хроматическими полутонами уже в древности содержала в себе квартово-квинтовый круг и возмож­ности строгой темперации. Теоретики китайской музыки около 2000 лет комментировали и переосмысляли эту систему. В 12-полутоиовом хроматическом звукоряде (сам по себе не был ладовой основой для развития интонацион­ного мышления) не выявляются ладовые функции, так как образующие его звуки не обнаруживают интен­сивных ладовых сопряжений и тяготений друг к дру­гу или к тонике.

Около 7 века до н. э., в соответствии с развитием интонационной природы китайского языка, в китайской музыке из системы люй-люй было выделено 5 важнейших тонов, образовавших пента­тонный звукоряд. Происхождение ступеней пентато­ники во многом объяснялось подражанием природе: 1-й звук — гром; 2-й — шум ветра в ветвях; 3-й — потрескивание дров в огне; 4-й и 5-й — журчание ручья. С какого бы звука ни строилась пентатон­ная гамма, I ступень (имеющая символическое значе­ние) называлась гун (дворец), II — шан (беседа, совет), III — цзюэ (рог), IV — чжи (манифестация), V — юй (крылья). Эти 5 звуков отождествлялись также с 5 пер­воэлементами древней натурфилософии, со шкалой 5 основных цветовека Они имели и социальную интерпретацию: гун символизировал правителя, шан — чиновников, цзюэ — народ, чжи — деяния, юй — объекты.

В трактате «Гуань-цзы» (1 век до н. э.) содержатся све­дения о числовом выражении 5 основных тонов: 1-й соответ­ствовал сакральному (священному) числу 81 (9 X 9; «самое большое число неба»); другие обозначались в со­ответствии с последовательным увеличением или уменьшением числа на 1/3 по сравнению с предыдущим числовым вы­ражением тона. Вместе с тем это являлось выражением акустической закономерности пентатонного звукоряда.

Ла­до-тональная структура китайской музыки проявлялась прежде всего в том, что указывалось, какой из звуков 12-тонового звукоряда играет роль гун или шан. Пентатонный звуко­ряд в 5–3 ввека до и. э. обогащается 2 дополнит, звуками и образует 7-ступенную гамму с 2 полутоновыми интер­валами — ниже гун (бяньгун) и ниже чжи (бяньчжи). Но до новейшего времени эти звуки не имели самостоятельного значения (что сказалось и на их названии: буквально «ста­новящийся гун» или «становящийся чжи»). 5-ступенная гамма с этими интервалами (бянями) соответствует ли­дийскому ладу. Общее количество ладо-тональностей было разработано в древности — 84 (7 X 12), на прак­тике применялось меньше.

Особенностью интонационного строя китайской музыки является преимущественно семантический (смысловой) характер интонирования (в отличие от европейского, в котором доминирует эмоциональная интонация), что связано с природой китайского языка, обладающего 4 типами семантического интонирования (в древности был и 5-й тип).

Традиционный китайский оркестр включает около 100 видов инстру­ментовека Самая большая группа (около 30 видов) — струнная (щипковые и смычковые). Щипковые — сэ, цинь и пипа (4-струнная лютня).

Сэ (настольные гусли; с 10–8 ввека до и. э.) имеет корпус коробчатой формы с несколько выпуклой декой, изготовляется из древесины твёрдолиственных пород; два порожка (во всю ширину деки) ограничивают длину натянутых струн, под каждой струной — подвижные подставки, передвижени­ем которых настраиваются струны (количество струн у сэ менялось за время его существования от 50 до 5). Современные сэ имеют только 25 и 16 струн.

Цинь (род лютни или цитры) известен с 10–8 веков до н. э.; наиболее характерен для классической китайской музыки 7-струнный цинь, называемый цисяньцинь.

Среди смычковых (общее название группы — ху) — зрху, сыху, банъху, цзиньху и др. Наиболее популярен эрху — 2-струнный инструмент, употребляется как сольный и оркестровый профес­сионалами и любителями.

К группе духовых отно­сятся сяо (продольная флейта) и пайсяо (многост­вольная флейта пана), состоящие из нескольких бамбуко­вых трубочек различной длины, которые образуют весьма раз­нообразный диатонический звукоряд; чи и ди — попереч­ные флейты; сона — инструмент с двойной тростью (род упрощённого гобоя).

Среди язычковых духовых — шэн, очень древнего происхождения. С шэном связано мно­го легенд и магических верований, его звучание считается похожим на голос фантастической птицы-феникса.

Среди ударных — яогу (род там­бурина), баньгу (односто­ронний малый барабан), бочжун (род колокола, подвешенного на перекла­дине), бяньчжун (набор чжунов — колоколов, об­разующих определённый ладовый звукоряд).

Традиционная китайская нотация изображает ноты верти­кальными колонками иероглифических знаков, распо­ложенными справа налево. Точка справа обозначает конец музыкальной фразы, допол­нительные указания даются бо­лее мелкими иероглифа­ми (так же, как и коммен­тарий к древним классическим текстам).

Вокальные партии обычно фиксируются в рамках и средствами пентатонной системы с указанием, какое место в данном музыкальном тексте занимает ступень гун.

Партии ударных инструментов записываются в 12-ступенной системе люй-люй.

Для партии струнных (начиная с 13 века) используется монгольская нотация (см. Монгольская музыка), приспособленная к диапазону каждого ин­струмента.

Традиционная система нотации имеет существенные недостатки: в ней не выражены ни относительная длительность звука, ни паузы (иногда указывается описательно, что тот или иной звук короткий или долгий, но без точного определения длительности).

Ритм иногда обозначается особыми знаками, однако, согласно традиционной китайской теории музыки, он понимается как нечто существующее неза­висимо от мелодии и варьируется произвольно.

Одно из первых записанных нотами произвека— «Девять песен» («Девять напевов» — «Цзю гэ», 4–3 века до н. э.), соз­данное на основе южно-китайских песен, которыми сопровож­дались жертвоприношения.

 

 

В период Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) общий культур­ный подъём сказался и на развитии музыки, которая при­обретает, особенно в форме народных песен и плясок, значение государственной важности. Во 2 веке до н. э. при императорском дворе соз­даётся специальная Музыкальная палата Юэфу; при ней существовал коллектив (до 800 человек) певцов и танцоров из различных об­ластей Китая. Когда южно-китайские песни и пляски распро­странились на севере, появились новые народные песни, так называемые Юэфу шигэ.

Особенность китайской музыки — её теснейшая связь с поэзией. Юэфу шигэ становятся со временем литературным жанром.

Органичная связь музыки со словом предоп­ределила и большую по сравнению с инструментальными значимость вокальных жанровека Деятели Юэфу (Сыма Сян-жу, 2 века до н. э.; Цай Юн, 2 века н. э.) занимались собирани­ем и обработкой народных песен. Народные песни изучались и классифицировались по нескольким признакам: характеру исполнения — наогэ (в сопровождении гонга) или сян-хэгэ (хоровые); географии — песни области У и др.; назначению — обрядовые, храмовые, дворцовые; ис­полнению в сопровождении различных инструментов или хоров a capella (без сопровождения).

Китайским народным песням свойственны одного­лосие и гетерофоиня, с древности в них преобладают повторяющиеся ритмы, часто пунктирные и синкопиро­ванные.

Манера исполнения отличается фальцетной, горловой окраской звука. В инструментальной музыке обнаружи­ваются элементы многоголосия, особенно проявляемые в ансамблевом исполнении.

Развивается музыкальная наука. Крупнейший китайский историк и музыкант 2–1 ввека до и. э. Сыма Цянь стремился темпе­рировать строй, но предложенная им темперация была ещё неравномерной. Музыкальный теоретик периода Южной и Северной династий Хэ Чэн-тянь (370–447) ввёл 12-ступенный, равномерно-темперированный звукоряд, что определи­ло дальнейшее развитие китайской музыкальной системы.

В царстве Северное Ци (551–577) появились песни и пляски с оп­ределёнными персонажами и сюжетом («Та яо нян» — «Поющая и притопывающая в такт женщина», «Лань-лин ван жу чжэнь цюй» — «Песня о битвах князя Ланьлинского»).

В 3–6 ввека на характер китайской музыки и её теории оказало влия­ние распространившееся тогда в Китае даоско-буддийское мировоззрение. В сочинении Цзи Кана (3 века), посвященном цитре, конфуцианской доктрине проти­вопоставлено понимание музыки как сугубо индивиду­альной, мистической сферы, а не только общественной категории. По его концепции, музыка — это наивысшее выражение дао (сути бытия); она приобщает человека к вечному и великому, благодаря ей он освобождается от чувства своего ничтожества.

В 5–10 веках вместе с буд­дизмом в Китай проникли музыкальные культуры других народов, что оказало влияние на расширение состава оркестра (новый инструментарий), на ладовую структуру музыки и появление новых песен и танцевека

К 6 веку относится пьеса для циня «Юланьпу» («Одинокая орхидея») — первое дошедшее до нас профессиональное произведение в нотной записи, приписываемое композитору Цю Мину.

В буддийском храме «Тысяча будд» (близ Дуньхуана) обнаружена рукопись 7 века, содержащая 5 мелодий для 4-струнного пипа.

В середине 6 века появились произведения в форме диалогов с опре­делённым сюжетным стержнем, насыщенные песнями и плясками.

В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7–10 века) начался расцвет китайской музыки, выражением которого стал особый так называемый танский стиль (был распространён в это время также в Корее и в Японии).

Получило вы­сокое развитие и музыкальное образование. В 714 открылось 5 специальных учебных заведений, в которых обучали музыке и тан­цам.

Были созданы первые актёрские придворные профессиональные группы, придворные исполнительские школы, в том числе «Груше­вый сад» (Лиюань), объединившие музыкантовека

В 10 веке появляется крупнейший китайский музыкально-теоретический трактат «Записки о музыке» Дуань Ан-цзе.

Совершенст­вуется простейшее нотное письмо.

Господствуют вырази­тельные поэтические формы — четверостишие ши; появилась новая песенно-танцевальная форма — так называемая дацюй.

В дальнейшем поэты Ду Фу, Бо Цзюй-и, Ли Бо написали, пользуясь четверостишием, ряд песен. Эта сложная по своему музыкальному построению форма, созданная на народной основе, постепен­но отделилась от народного творчества и получила распрост­ранение в придворном музыкальном искусстве. Песенное творчество оказалось ограниченным строгими нормами стихосложения (строка должна была состоять из 5 или 7 иероглифов, т. е. из 5 или 7 слогов).

В конце тайского периода (9 века) получили распространение так называемые бяньвэнь, соеди­нявшие прозаический и стихотворный изложения народных сказов, а также эпизодов, заимствованных из буддийских канонических книг.

Танскую философию и эстетику музыки и её восприятие выразил поэт Ван Юй-чэн (10 век) в «Оде музыке Величайшего Единого», выражающей даоско-буддийское мировоззрение.

В период Сун (10–13 века) возрождается в несколько изменённом виде конфуцианская теория музыки, по которой главное — непосредственная действенность музыки, второстепенное — её эстетические принципы (музыкальная филосо­фия, теория). Певец и поэт Кун Сань-чжуань (середина сунского периода) был одним из создателей новой формы сказа-песни — чжугундяо (многочастная песня-баллада), исполнявшейся в различных тональностях соответст­венно чередованию частей песни; каждая часть имела не только свою тональность, но и свою рифму, меняв­шуюся вместе с переменой тональности. Эти песни сопровождались игрой на струнных инструментах. Изве­стна чжугундяо «Западный флигель» Дун Цзэ-юаня (кон. 12 — нач. 13 ввека).

В 10–12 веках в Северном Китае происходит становление, а в 13–14 ввека развитие театральной формы цзацзюй, музыкальную основу которой составляет так называемые бэйцюй (северные мелодии).

В 13 веке великий драматург Гуань Хань-цин написал свыше 60 пьес в форме цзацзюй, используя северо-китайских музыкальный фольклор.

Многочастная драма чуаньци строилась на народной музыке Южного Китая. В Южном Китае развитие театра наньси (южная музыальная драма) связывают также с мелодической группой наньцюй (южные мелодии).

Теория музыки периода Сун уделяла особое вни­мание системе темперации. Этой проблеме посвящен трактат «Люйлюй синьшу» («Новая книга о соотноше­нии полутонов») музыканта и теоретика Цай Юань-дина; природе слова и звука, их интонационной близости — трактат теоретика этой эпохи Чжан Яня (1248–1320) «Происхождение цы» («Цы юань»).

Цы — стихотворение свободного размера, написанное на определённый музыкальный мотив, форма которого, в свою очередь, в 10 веке повлияла на песенную форму. Цы давало возможность значительно менее скованно, чем в дацюй, выражать различные чувства. Развитие в эту эпоху песенно-поэтического жанра цы представляет собой выражение единства музыки и слова в китайской музыкальной культуре. В одной из глав трактата, посвященной теории песенного творчества, разбираются вопросы вокального мастерства. Чжан Янь опре­делил недостатки в исполнении песен и указал путь к их исправлению. Сохранились цы поэта и композитора Цзян Куя (ок. 1155–1230) с нотной записью.

В музыкальных трактатах периода Сун содержатся материалы, свидетельствующие о разнообразной интенсивной музыкальной жизни китайских городов, монастырей и дворцовека Законы строго регламентировали иерархию музыкальных привилегий в придворном быту и частной жизни.

В 13–14 веках складываются два стиля в музыке — так называемые северная и южная школы, которые существовали параллельно с северной и южной школами в буддийской фило­софии, в поэзии и живописи.

Для северной школы харак­терны героическая тематика, свободное применение композиторских средств, простота музыкального языка, использование 7-ступенных ладов; для южной — культивирование лирики, утончённых средств музыкальный выражения, строгие правила композиции, пентатоника, участие деревянных духовых инструментовека

Высокий расцвет китайской музыки относится к 13–17 ввека, (перио­ды Юань — Мин), когда получают значитительное развитие те­ория музыки и особенно музыка, связанная с театром, с музыкальный драмой, так называемой юаньской драмой — вершиной китайской драматургии и театра.

В 15–16 веках в Южном Китае достиг большого развития жанр куньцюй, так называемая куньшаньская пьеса. Значит, вклад в него внёс актёр, певец и композитор Вэй Лян-фу (15–16 века); с начала 16 века этот жанр получил распространение и в Северном Китае.

В трактате периода Юань «Рассуждение о пении» («Чан лунь») неизвестного автора раскрыта первостепенная роль музыки в юаньской дра­ме, которую приходили «слушать». Главной в ней счита­лась вокальная партия-ария (цюй), звучавшая в определён­ном ладу (таошу). В «Рассуждении о пении» указывают­ся темповые различия (гунь — быстро; мань — мед­ленно), выявляется 3-частная форма арии, особенно тщательно разрабатываются различные формы коды; например, «неожиданная» (буквально — «обманчивая»); приводится де­ление на 17 основных ладов: 6 гун, 11 ляо, то есть построенные не от основных звуков.

Юаньские теоретики раскрывали осо­бенности и храмовой музыки в зависимости от вида ре­лигии и связанного с ней характера религиозного пения; эти черты присущи и музыкальный драме («даосы поют о чувст­вах, буддисты — о сущности, конфуцианцы — о прин­ципах»).

Важнейшие эстетические критерии в музыке этого времени — изысканность (я), простонародность (су).

В период Юань получает распространение 7-ступенная гамма, аналогичная европейской мажорной, но получившая в Китае самостоятельное развитие (в это время в европейской музы­ке господствовало григорианское пение, в котором мажор­ный лад ещё не был основным).

Заключительный этап в развитии классической китайской музыки относится к периоду Мин (14–17 века), когда музыкант и теоретик Чжу Цзай-юй в «Энциклопедии музыкальных звуков» («Люнлюй цзинъи», 1584) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного звукоряда, установ­ленного Хэ Чэн-тянем, который применил его для пост­роения духовых инструментов и завершил тем самым много­вековое осмысление системы люй-люй, подведя итоги развития китайской музыки своего времени. Работа Чжу Цзай-юя не получила практического применения, но, сохранив му­зыку многих песен и плясок периода Мин, представляет историческую ценность.

В песенном искусстве появляется форма таньцы (сохранилась до 20 века) — рифмованный многочастный сказ, в котором декламация перемежается с пением, сопровождающимся игрой на струнных (исполнитель — одновременно певец, декламатор и аккомпаниатор). Дальнейшее развитие таньцы — современные так называемый баоцзюань, бытующие в Южном Китае, и различные формы дагу (сказ в сопровождении барабана под аккомпанемент самого певца и струнного инструмента, на котором играет другой музыкант, распространены в Северном Китае).

С 17 века до 20 века китайская музыка остаётся традиционной; однако наблюдается тенденция к демократизации — продолжается развитие песенной культуры, многих местных видов театрально-музыкальный представлений, в том числе получившей позднее широкую известность пекинской музыкальный драмы цзинцзюй.

В Восточном Китае получила рас­пространение оркестровая музыка (так называемая ши фань гу или цу си ши фань), исполнявшаяся на духовых, струнных и ударных инструментах.

В 18–19 веках в Китай проникают европейские влияния, осо­бенно усилившиеся на рубеже 19–20 веков, когда зна­комство с европейской музыкальный культурой происходит главным образом через посредство Японии. Появляются первые китайские музыканты, играющие на европейских инструментах, оркест­ры европейского типа и первые китайские издания произведений классической европейской музыки.

В начале 20 века, когда возникло широкое просветит, движение во всех областях культуры, музыку начали изучать в китайских учебных заведениях.

Возникли песни, рас­пространявшие новые политические идеи среди городской интел­лигенции и выражавшие протест против национального угнетения. Борьба китайского народа против иностранного империализма вы­звала к жизни много новых, революционных песен, близких по характеру к песням русского пролетариата. В Китай проникают русские революционные песни. Доступные по музыкальному языку, близкие традициям народной китайской музыки, они становятся популярными. Началось изуче­ние современной европейской музыки.

После движения «4 мая» (1919) многие представители китайской революционно настроенной молодёжи получают музыкальный образование в Европе, стремятся внести в китайскую музыку новую культуру, связанную с достижениями музыкальный искусства других стран.

В 1919 композитор Сяо Ю-мэй создал в Пекинском университете музыкальное отделение, занятия в котором проводились по программам европейских музыкальных учебных заведений. Музыкальные отделения были открыты и при других университетах и просуществовали до 1924.

Студентами исполнялись месса Генделя, «Немец­кий реквием» Брамса.

В 1927 Цай Юань-пэем и Сяо Ю-мэем основана консерватория, организован симфонический оркестр европейского типа под управлением Сяо Ю-мэя, введена новая система нотации (вместо употреблявшейся ещё с перио­да Тан).

С ростом коммунистического движения в 1930–40-е годы связано распространение массовой песенной культуры.

В 1932 композитор Не Эр и Люй Цэн сформировали революционную группу музыкантов, которые в период национально-освободительного дви­жения против японских захватчиков создали ряд мас­совых патриотических песен («Марш добровольцев» Не Эра стал позднее государственным гимном КНР).

Один из первых среди революционно настроенных композиторов, обратив­шихся к европейским приёмам письма, — Си Син-хай (Сянь Син-хай).

Появляются профессиональные композиторы, использующие музыку различных народов, населяющих Китай.

Важнейшая особенность современной профессиональной китайской музыки — её народность. Развер­нулась работа по собиранию музыкальный фольклора, которой руководят Хэ Лу-тин и Ма Кэ.

Выдвигается ряд значительных профессиональных музыкантов: композитор и скрипач Ма Сы-цун, композитор и тео­ретик музыки Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Шн-дэ, пианисты Лю Ши-кунь (совершенствовался в Московской консерватории), Фу Цун.

В первые годы после образования КНР (1949) разви­тию китайской музыки способствовали организационные мероприятия правительства.

23 июля 1949 в Пекине была создана Всекитайская ассоциация литературы и искусства; 25 сентября 1953 года из неё выделился Союз китайских музыкантов, председа-елем которого стал композитор Люй Цзи.

Имеются 3 консерватории — в Пекине, Шанхае и Тяньцзине; 4 музыкальных института — в Ухане (Хубэй), Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань); Институт по изучению народной музыки в Пекине, музыкальные училища в Дунбэе (Северо-Восток) и Гуанчжоу.

С конца 1950-х годов наметилась тенденция к вульгаризаторству — созданию упрощённых произведений.

В 1-й пол. 1960-х годов и особенно в ходе «культурной революции» (2-я половина 1960-х годов) музыка была призвана главным образом иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.

В период «культурной революции» было запрещено исполнение зарубежной музыки, а также китайской музыки, написанной до 1966.

Были разрешены к постановке лишь пять пьес пекинской музыкальный драмы цзинцзюй («Шацзябан», «Красный фонарь», «Взятие горы Вейхушань», «Морской порт», «Нападение на полк белого тигра») и 2 балета («Седая девушка» и «Красный женский батальон»), объявленные «образцо­выми» (то есть «отвечающими идеям Мао Цзэ-дуна», служа­щими «образцом» для творчества и для подражания). Эти произведения, являющиеся продуктом коллективного труда всей труппы, написаны по одной определённой схеме. На основе «образцовой» пьесы «Шацзябан» создана одноименная «оркестровая музыка» (термин «симфония», приня­тый в европейском музыковедении, не употребляется) для симфонического оркестра с участием китайских национальных инструментов.

В концертные программы включаются арии из пекинской дра­мы «Красный фонарь» в сопровождении фортепиано.

Если во 2-й половине 1960-х годов фортепианная музыка была запрещена и рояли и пианино уничтожались, то в 1970-х годах фортепиано вновь было до­пущено на концертную эстраду. Использование фортепианной музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао- Цзе-дуна: «Поставить иностранное на службу китайскому».

В 1970 создан концерт для фортепиано «Хуанхэ» — коллективная переработка кантаты того же названия Си Син-хая. Это произведение исполняется без хора, так как текст был запрещён как не отвечающий «идеям Мао Цзэ-дуна», в нём сде­ланы купюры с целью уничтожения влияния русской и советской музыки, ощутимого в некоторых частях кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом.

Исполняются десять революционных песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна.

В 1972 году репертуар пополнился возобновлённой постановкой оперы «Слава Лунцзяну» и оперой «Красный женский батальон» на сюжет «образцового балета».

В период «культурной революции» исполнение народной музыки самодеятельными и профессиональными коллективами было запрещено, пев­цы и инструменталисты стали привлекаться к физическим работам.

В 1970-е годы музыкантам разрешили включать в репертуар официально допущенные к исполнению произведения народного искусства.

В 1972 издан сборник «Песни с поля боя», состоящий из произведений пери­ода «культурной революции»; эти песни исполняются повсеместно.

К началу 1970-х годов в Китае работали 7 высших музыкальный учебных заведений.

 

Дополнение к статье из энциклопедии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: