Музыкальная культура Китая




Многие ценности культуры, науки и техники ведут начало в странах Востока (письменность, архитектура, скульптура, математика)

Легли в основу древнегреческой культуры и средневековой культуры (типологическое сходство)

Китайский народ оставил много древних памятников (Великая китайская стена, система орошения) — построены ко 2000 до н.э.

Китайская музыка — одна из древнейших в мировой музыкальной культуре. Истоки: ритуальные племенные песни и пляски (расцвет II — I тысячелетия до н.э.), которые сопровождались ударными инструментами. Традиция — обряд ряженья.

Профессиональная музыка развивалась в тесной связи с философией, строгая система музыкального мышления — целостное эстетическое явление.

Народная музыка:

Песни трудовые, лирические, обрядовые, инструментальные и танцевальный наигрыши (трудовые связаны с земледелием, городская беднота, рабочие, кули, лодочники и ремесленники — дух протеста, изображение исторических событий, крестьянских восстаний, междоусобных войн)

Шуточные песни и образы природы (Чжэн — род гуслей)

Образец искусства

“Книга песен”

305 лирических стихов и песен, VII—V века до н.э. (по другим сведениям XI—VII века до н.э.). “Ши—цзин” приписывают Конфуцию — положило начало истории китайской музыки — все стороны жизни, тема труда

“Книга песен” состоит из 4 разделов:

“Нравы царств”

“Малые оды”

“Великие оды”

“Гимны”

Другая важная сторона, повлиявшая на музыку,— разви­тие философско-этических учений. Древний китайский философ Конфуций, идеология которого являлась господ­ствующей в Китае в течение двух тысяч лет, придавал огромное этическое, эстетическое и воспитательное значение музыке.

Вот несколько цитат из трактатов, достаточно ярко иллюстрирующих воззрения конфуцианцев на музыку.

«В музыке вникают в единое, чтобы установить гармонию. Таким образом устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданными, воцаряется братская любовь между всеми народами».

«Когда первая нота расстроена, то звук грубый, значит, князь высокомерен, когда расстроена вторая нота, то звук неровный, значит, чиновники недобросовестны, когда рас­строена третья нота, звук печальный — народ недоволен. Когда расстроена четвертая нота, звук жалобный — трудовая повинность тяжела. Когда расстроена пятая нота, звук оборванный — вещей не хватает. Когда же расстроены все пять звуков, наступает всеобщее равнодушие. Когда дошло до этого, государство может погибнуть со дня на день».

«Для изменения нравов и обычаев нет ничего прекраснее музыки».

«Древние цари, устанавливая правила ритуала и музыки, не думали об удовлетворении желаний рта, желудка, глаз и ушей, а думали лишь о том, чтобы научить народ умерять любовь и ненависть и исправить тех, кто не идет правильным путем»

Музыка в Древнем Китае стала могучим идеологическим оружием в руках правителей. Поэтому ею занималось спе­циальное государственное учреждение, равное по своему значению учреждениям юстиции, военных дел, церемоний и так далее. При императорском дворе имелась должность чиновника специально ведающего «люй», а также целый штат мастеров, изготовляющих музыкальные инструменты для, дворцового оркестра по всем правилам «люй».

Наука о люй так и осталась предметом занятий придвор­ных ученых и практическое применение находила только в придворной музыке. На народное музицирование она не оказала существенного влияния. Строи у музыкальных инструментов, бытовавших в народе, были самые разные. По мнению Ян Иньлю, в народном музицировании неосоз­нанно применялись три строя:

строй по методу «саньфэнь суньи»,

чистый строй,

темперированный строй.

Часто вид строя зависел от инструмента. Так, например, у циня был строй чистый, а у пипы с обозначенными ладами (хроматической) был темперированный строй. Таким обра­зом, в ансамблевом музицировании часто существовали одновременно разные строи, но некоторая «фальшь» придава­ла музыке особую остроту и своеобразие звучания.

Такое положение сохранялось до середины XX в., когда в КНР стали формироваться оркестры народных инструментов большого состава. Тогда и потребовалось унифицировать строй всех музыкальных инструментов и перейти на хрома­тический звукоряд с темперированным строем.

Еще один вопрос, имеющий непосредственное отношение к «люй»,— это вопрос о ладах. Так как тема эта весьма обширна, мы коснемся всего лишь одного ее аспекта.

Китай является многонациональным государством, и китайская музыка отличается большим ладовым разно­образием. Даже народная музыка основного населения Китая — национальности хань (составляющей 94 % населе­ния) — по своей ладовой структуре чрезвычайно разнообраз­на. Кроме пентатоники, в народной музыке встречаются и другие лады, в том числе и семиступенные.

 

Китайская музыка в своей основе пентатонична. Пять ступеней гаммы представляют собой первые пять тонов, построенных от хуанчжуна по методу «саньфэнь суньи». Тон хуанчжун — букв. «желтый колокол» — первый звук, который служил эталоном, от него путем математических вычислений определялись высоты всех остальных звуков. «Чистота» хуанчжуна, точная его высота, имела первостепенное значение, и это значение выходило далеко за рамки чисто музыкального.

Известно, что в Древнем Китае каждый император, вступая на престол, заботился в первую очередь о точном календаре и чистоте музыкального строя, рассматривая это как залог гармонии и мира в период его правления.

В основном труде Древнего Китая по музыкальной гармо­нии и эстетике «Юэцзи» («Записки о музыке») – одной из шести конфуцианских канонических книг – говорится: «Когда фальшивые звуки действуют на человека, в нем возбуждаются злые чувства. Когда на человека действуют правильные звуки, в нем возбуждаются добрые чувства».

«Правила поведения, музыка, наказания и управления в конечном счете едины. Они направлены к тому, чтобы при­вить общее чувство народу и создать упорядоченный строй».

Высота основного тона хроматического звукоряда во все эпохи была предметом ожесточенных споров между древнекитайскими теоретиками музы­ки. Чуть ни при каждой династии разрабатывался новый, по сравнению с предыдущей, звуковысотный эталон, и каждый новый считался настоящим, истинным.

Каждый раз за образец принимался люй, созданный при мифическом императоре Хуанди, положившим начало китай­ской цивилизации, родоначальнике китайской нации, якобы правившем в 2697–2597 г. до н. э. Легенда гласит: «Хуанди приказал Лин Луню в бамбуковой роще западнее великого Ся, севернее гор Куньлунь вырезать трубку флейту. Эта трубка дает основной тон — хуанчжун. Исходя из него Лин Лунь сделал 12 флейт со звуками разной высоты. Шесть из них соответствовали по тону голосам фениксов самцов, а другие шесть — голосам фениксов самок. Итак, хуанчжунстал основным тоном люй».

Однако в легенде не говорится о размерах флейты «хуанч­жун», от которых зависит высота тона. Только в более позд­них трактатах, во время династии Хань (206 г. до н. э.– 220 г. н. э.) встречаются ее описания. «Трубка «хуанчжун» имеет длину 9 цуней, диаметр 3 фэня, окружность 9 фэней» (1 цунь =10 фэней = 3,3 см.).

 

Однако во многих древних трактатах часто идет речь о семи ступенях. Эти семь ступеней имеют следующие названия: гун — шан — цзюэ — бянь чжи — чжи — юй — бянь гун.

 

Следовательно, в древности китайская музыка была пентатонической, позже прибавились еще две ступени, кото­рые рассматривались как измененные тоны пентатоники.

 

О ладах довольно много говорится в древних музыкаль­ных трактатах. Например, рассказывается, что в танской дворцовой музыке использовалось семь ладов с транспози­цией и четыре тональности. Так образовалось двадцать восемь дяо (гамм). В начале династии Суй один из теорети­ков музыки выдвинул теорию о 84-х дяо, т. е. на основе семиступенной гаммы образовалось 7 ладов. Если все их транспонировать в 12 тональностей, образуется 84 дяо (7х12).

 

Китайская музыкальная культура имеет древнюю историю и богатые традиции. Она вобрала в себя достижения музы­кальных культур многих народов, в частности народов Среднего Востока, Средней Азии, Индии. Это относится к области музыкального инструментария и ряду других обла­стей. В свою очередь китайская музыкальная культура оказала существенное влияние на музыкальную культуру стран Дальневосточного региона — Кореи, Японии, Вьетнама, в том числе и на музыкально-теоретическую мысль.

 

Система «люй» от ее формирования до открытия равно­мерной темперации прошла длительный путь развития. Двенадцать трубок, дающие звуки хроматического звукоряда, изобретены, как гласит легенда, Лин Линем. Их принято называть двенадцать люй, то есть двенадцать звуковысотных эталонов. Поэтому слово «люй» употребляется еще в значении ступень двенадцатитонного хроматического звукоря­да. Каждый из двенадцати «люй», как и основной тон «хуанч­жун», имеет свое название. Шесть нечетных ступеней звукоря­да относятся к группе ян, а шесть четных относятся к группе инь.[1] Группа ян имеет название «люй», группа инь также называется «люй», но с другим иероглифом — разные иероглифы читаются одинаково. Поэтому двенадцать «люй» – система «люй» – часто называется «люй-люй».

 

Каждый из двенадцати люй имеет свое название. Каждое название имеет свое символическое значение. Так, например, «хуанчжун» – желтый колокол, «линьчжун» – лесной коло­кол и т. д. Названия 12 «люй» впервые упоминается в книге «Гоюй» (VI в. до н. э.).

 

Названия всех двенадцати «люй» в восходящем порядке:

6 «люй» (ян) хуанчжун — тайцу — гуси — жуйбинь — ицзе —уше

6 «люй» (инь) далюй — цзечжун — чжунлюй — наньлюй — иньчжун.

 

Система «люй», по мнению большинства китайских историков, окончательно сформировалась в эпоху Чжоу (1066–221 гг. до н. э.). Некоторые китайские музыко­веды, основываясь на письменных источниках, указывают более точную дату – VII в. до н. э. Однако датировка са­мих этих письменных источников до сих пор вызывает споры. Только крупнейшие археологические открытия последнего времени убедительно подтвердили вышеука­занные предположения.

В 1978 г. в провинции Хубэй китайские археологи сделали открытие, которое по праву считают открытием века. Вот что пишет об этом китайский музыковед Хуан Сянпэн в статье под названием «Концертный зал под землей, созданный 2400 лет назад»:

«В могиле правителя царства Цзэн, относящейся к V веку до н. э., было обнаружено множество предметов, в том числе 124 музыкальных инструмента. Это барабаны, сэ (25-струнные цитры), цини (7-струнные цитры), флейты Пана, чи (разновидность флейты), 65 колоколов и 32 циня (литофоны). Среди этих инструментов наиболее важной находкой безусловно оказались бронзовые колокола. Во-первых, музыкальные инструменты из бронзы хорошо сохранились, лучше, чем инструменты, изготовленные из дерева и бамбука. Однако еще никому не удавалось найти столь многочисленный и прекрасно сохранившийся набор колоколов, как колокола правителя.

Полный набор колоколов издает звуки, которые охватывают диапазон, превышающий пять октав. Структура гаммы соответствует современной семиступенной гамме до мажор. Поскольку средний регистр, охватывающий три октавы, включает все двенадцать полутонов, мелодии семиступенной гаммы можно играть во всех тональностях. Эксперименты с проигрыванием современных и древних китайских музы­кальных произведений, содержащих гармонический кон­трапункт и изменения тональностей, показали, что на ко­локолах можно производить правильные модуляции.

 

Это открытие позволяет утверждать, что ко времени создания этих инструментов (V в. до н. э.) теоретическая система «люй» уже окончательно сформи­ровалась.

Все эти вопросы постоянно были предметом споров между музыковедами. Сделанное открытие позволило во многом изменить наши представления о древней китай­ской музыке. Ее развитие шло параллельно с развитием астрономии, матема­тики, музыкальной культуры. Она стала важной частью культурного наследия Китая и заняла достойное место в мировом музыкознании.

 

Северные области — район Хуанхэ. Дух первобытной жизни эпохи Чжоу (XII век до н.э.) — “Цитры с гуслями нам поют о ней”

“Вторит колоколу барабан вдали”

Барабан — символ первобытного звука, замещающее слово, традицию и магию. Сделан из древесины “Мирового Древа”

В Африке — сердце

Посредник между небом и землей. Стихия земли — чаща в виде песочных часов, земного шара, бочонок — гром и молнии

Колокол (братья Гу-Яноь) — символ созидающей силы, форма — свод, мистические свойства объектов подвешенных между небом и землей

Не все песни (не более десяти) сохранились до нашего времени

Люй-Люй — 12-ступенная система — каждая ступень путем сложной символики была связана с определенными представлениями о жизни природы, общества и т.д.

Пентатоника (IV век до н.э. лежит в основе китайской музыки. В VII веке выделены 5 основных ступеней — пентатоника — 1 гром, 2 — шум ветра в ветвях, 3 — потрескивание дров в огне, 4 и 5 — журчание ручья (подражание природе)

Ступени гаммы назывались: 1 — дворец, 2 — беседа, совет, 3 — рог, 4 — манифестация, 5 — крылья

5 звуков отождествлялись с элементами натурфилософии, со шкалой цветов, социальная интерпретация (правитель, чиновники, народ, деяния, объекты.

В Европе доминирует эмоциональная интонация, в Китае — семантическая

Используются европейские лады (шести и семиступенные — III век до н.э.).

Темперированный строй: 370—447 годы ХЭ ЧЕН-тянь

Музыка отличается ярким мелодическими и ритмическим рисунками, двухдольным метром,

большая роль аккомпанемента (более 25 различных инструментов), шумовой фон, заставка или концовка, изготовляли из бамбуковых трубок; барабаны, гонги, высокие регистры и резкая звучность, представлены все группы инструментов

многие — без аккомпанемента (“О слепом колдуне”, “Провожание”, шуточная “Выбор жениха”)

Черты: распевность чтения стихов, пентатоника, лидийский и дорийский лады

“Лучший плясун” Великая пляска

...С флейтою и с фазаньим пером...

С запада родом тот человек.

“Охотник Шу...”

Каменный гонг на болотах слышен

“В горах карачач растет...”

Пока барабаны твои молчат...

...Их полнозвучный лад...

“Великие оды”

№ 3

У всякого гонга чистейший звук

...Бой барабанный слышен вокруг

№ 4

Бунг, бунг, бунг — барабаны вокруг.

Из крокодиловой кожи они.

Поют слепые для царских слуг.

 

—— —— гром —————- небо —— —— гром —— —— вода

—— —— —————— —— —— ——————

—————— —————— —————— —— ——

—————— горы —— —— земля —————— ветер

—— —— —— —— ——————

—— —— —— —— —— ——

 

—————— огонь —————— горы

—— —— —— ——

—————— —— ——

—— —— озера

——————

——————

 

Древние китайцы были убеждены, что музыка влияет на мир, является грандиозной космической силой, царящей над миром. Здесь музыка понимается как гармония, как единство и взаимопроникновение противоположных начал Вселенной. Она представляет собой единство взаимоборющихся и взаимопроникающих космических сил «ян» – мужского, светлого, теплого начала и «инь» – женского, темного, холодного, гармонию пяти первоэлементов (дерево, металл, огонь, вода, земля), из которых состоит все сущее. Музыка обеспечивает нормальное развитие природы, всего живого на земле.

Космологическое понимание музыки существенно сказа­лось на теории музыки, в частности, на системе «люй». Двенадцать «люй» символизируют двенад­цать месяцев в году, двенадцать часов дня. Все нечетные «люй» относятся к «ян», а четные – к «инь».

В соответствии с этим положением при дворе изготовля­лись 12 комплектов инструментов, соответствующих 12 тональностям люй и каждому месяцу года:

 

    люй   Хуанчжун   Танцу   Гуси   Жуйбинь   Ицзе   . Ушэ  
ЯН   месяц   XI месяц   I месяц   III месяц   V месяц   VII месяц   IX месяц  
    часы   23—1   3—5   7—9   11—13   15—17   19—21  
    люй   Далюй   Цзячжун   Чжунлюй   Линьчжун   Наньлюй   Иньчжун  
ИНЬ   месяц   XII ме­сяц   II месяц   IV месяц   VI месяц   VIII ме­сяц   Х месяц  
    часы   1—3   5—7   9—11   13—15   17—19   21—23  

 

Широко распространено и представление о соответствии музыкальных тонов различным явлениям и силам природы. Это наглядно видно из таблицы:

 

Муз. тоны пентатон.   Первоэле­менты   Части света   Явления природы   Цвета   Планеты   Времена года  
I Гун   земля   центр   ветер млрд   желтый белый   Сатурн Венера   весь год осень  
II Шан   металл   запад  
III Цзюэ   дерево   восток   жара свет   зеленый красный   Юпитер Марс   весна лето  
IV Чжи   огонь   юг  
V Юй   вода   север   дождь   черный   Мерку­рий   зима  

 

 

Особенности: гибкость и чуткость мелодики, выразительность интонации, мерность, суровая сдержанность и широкие скачки, комбинирование — узорчатость орнаментальных попевок, зеркальные обращения, резкая смена регистров, фальцет — тембровое разнообразие (традиция — обряд ряжения)

Метро-ритм — свободный, синкопированный ритм, переменность размера

Структура: девятитактовое, вариантность

Единство текста и музыки, связь с жестом и пляской

Связь с фонетикой речи: усиливает смысловое значение речевого произношения, выявляется в одноголосной мелодии или “вариантно-подголосочной” полифонии

Инструментальная музыка

Свыше 80 инструментов, возникли в народном искусстве (затем профессионализировались). Излюбленные — флейты (продольные, одноствольные — сяо; поперечные — ди); шэн (типа волынки); ударные (барабаны, гонги) — чжун.

Оркестр в Китае включает около 100 видов инструментов

Струнные (скрипка — двухструнная), струнные щипковые: цинь, сэ, пипа — четырехструнная лютня

Духовые — юэ, гуань, шэн, ди

 

На протяжении около 3000 лет музыка входит в народные празднества, религиозный и общественный ритуал

X—VIII века до н.э. — песни и пляски приобретают широкое жизненное содержание, песня стала обособляться от пляски, постепенно превратилась в самостоятельное искусства (с VI века до н.э.).

С V века — под воздействием развития конфуцианства — музыка приобретает важное общественное воздействие — призвана играть сугубо практическую роль

Основные категории доктрины Конфуция:

Канон “Книга перемен”

Оппозиция

музыка правильная высокая — музыка низкая вульгарная

Фу Си — гусли

Хуан—ди

Шунь

Система 12 трубок — люй-люй

Идеальные музыкальные инструменты — струнные щипоковые цынь, сэ

Совершенные произведения.

Отражение современной гармонии

Конфуций — стремление восстановить высокую музыку.

Идея совершенной музыки: совершенное государство — единая семья, призыв к древнему укладу — долг и иерархия (гармония)

Подавление аффективной природы — направление эмоций в определенное русло (в зависимости от внешних объектов)

Инь — сила тьмы (женское, отрицательное, пассивное начало в природе)

Ян - сила света (мужское, положительное, активное начало)

Ли (“ритуал”) и жэнь (“гуманность”) — интересы аристократии. Музыка представляла собой микрокосмос, воплощающий великий космос.

Играла сугубо практическую роль: прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, поэтому она обладает строго определенной структурой.

Многие элементы китайской музыки носили символический характер (от древней натурфилософии)

Одновременно она обладала строго определенной музыкальной системой, любые нарушения которой, по верованиям древних китайцев, могли привести к различным бедствиям.

Бань Гу:

звуки коротки и обрывисты   широки, гармоничны и неторопливы   суровые, злы и жестоки   умеренны, бесстрастны, честны и искренни   свободны, обильны, нармоничны   необузданны, порочны и праздны     чувства печальные   довольны и радостны   строптивы и упрямы   почтителен и полон уважения   полон любви   развратен, склонен к беспорядкам

НЕБО МУДРЕЦ

дарует чувства управляет ими

       
   

 


ГАРМОНИЯ

Неба и Земли

ритуал и музыка

 

с их помощью познают ясность богов, устанавливают людские законы, выпрямляют характеры и страсти, управляют всеми вещами.

ЮЭ — музыка, формирующая человеческие эмоции

в XI — VI века до н.э. слово “юэ” (музыка) означало ритмически организованную праздничную сферу жизни, синтетический характер (поэзия, танец, живопись), архитектура, ритуал, даже сервировка стола

по содержанию — все, что доставляет радость (ЛЭ)

ЯЮЭ — “я” — элегантный, изящный

 

Мифы и легенды

VI—III века до н.э. — повествуется о воздействии музыки на природу (вызывался дождь, рост злаков и цветение растений, связывали доблести героев — добродетель мифического представителя Шуня заключалась в совершенной игре на цине (пятиструнная цитра).

Существовала специальная придворная должность — дасыюэ (V—IV века до н.э.) — ведал исполнением песенной и танцевальной музыки, обучением музыкантов и танцоров).

Книга “Описание этикета” (“Ли цзи”, V век до н.э.) — содержала раздел “Записки о музыке” (“Юэ цзи”)

 

Согласно преданию, Фуси (сын бога, духа грома, и женщины из райской страны, верховный владыка Востока) создал музыкальный инструмент сэ — гусли — и прекрасную мелодию цзябянь. У гуслей первоначально было пятьдесят струн. Но случилось так, что однажды Фуси попросил святую Су-нюй из пустыни вблизи Дугуана сыграть ему на гуслях. Ее исполнение мелодии цзябянь вызвало у него глубокую печаль, и он попросил прервать музыку. Однако своевольная Су-нюй его не послушалась. Тогда Фуси сломал инструмент пополам, и у сэ осталось лишь двадцать пять струн, а мелодия стала менее печальной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: