Содержание разделов дисциплины «Семейная педагогика»
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Семейная педагогика в системе педагогических наук | Предмет изучения семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками. Источники семейной педагогики. Задачи и методы семейной педагогики. | |
Характеристика семьи, тенденции ее развития | Семья и брак. История вопроса. Типы семей. Семейное законодательство. Функции семьи. | |
Воспитательный потенциал семьи | Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Понятие о воспитательном потенциале семьи. Количество детей в семье. Воспитание близнецов. Дети без родителей. Дети в приемной семье. | |
Психолого-педагогические основы семейного воспитания | Механизмы воспитания. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка. Любовь в семье как моральная ценность. Требования в воспитании. Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания. | |
Воспитание ребенка в семье | Семья как фактор воспитания. Принципы воспитания в семье. Особенности домашнего воспитания. Игры и игрушки детей. Значимость совместных игр детей и родителей. Поощрение, наказание, прощение. | |
Семья в системе воспитательных институтов | Семья и другие воспитательные институты. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей. Подготовка ребенка к дошкольному учреждению. Подготовка детей к школе. | |
Пути повышения педагогической культуры | Понятие о педагогической культуре. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Зарубежный опыт. | |
Методы изучения семьи | Современные подходы к изучению семьи. Изучение семейного опыта воспитания. Семья глазами ребенка. | |
Педагог в семье | Домашний педагог. Социальный педагог семейного типа. | |
Воспитание будущего семьянина | Необходимость воспитания будущего семьянина. Формирование у ребенка представлений о семье. Приобщение к экономике семьи. Вопросы детей о деторождении. Половое воспитание. |
Задания для самостоятельной работы студентов на межсессионный период
Подготовить портфолио
1. Составление схем по темам курса.
2. Создание «копилки» пословиц о семье и домашнем воспитании, доступных пониманию старших дошкольников.
3. Эссе «Семья незаменимый фактор развития человека» на основе ретроспективного анализа собственного детства.
4. Эссе «Миссия женщины в семье».
5. Подготовить доклады по теме «Пути повышения педагогической культуры».
6. Подготовка проекта консультации для родителей на тему: «Психолого-педагогические основы семейного воспитания».
7. Разработка и презентация учебного проекта для детей и родителей.
Обзор литературы для родителей по проблемам воспитания ребёнка в семье
1. Прочтение и анализ произведений педагогов и психологов, в которых представлен опыт семейного воспитания. Подготовка докладов (краткой аннотации).
2. Прочтение и анализ художественных произведений, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений. Подготовка докладов (краткой аннотации).
1. Подготовить презентации по актуальным вопросам воспитания дошкольников в разных типах семей (по выбору: семья с одним ребенком, многодетная семья, воспитание близнецов, дети в приемной семье и др.).
2. Законспектировать темы: История развития семейного воспитания в России. Домашнее образование в России конца IХ - начала ХХ века. Домашнее воспитание на новом этапе его развития в современной России.
Примерная тематика рефератов
1. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
2. Воспитание детей в неполной семье.
3. Воспитание культуры поведения в семье.
4. Забота о здоровье ребенка в семье.
5. Использование нетрадиционных форм общения с родителями.
6. Приоритетная роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста.
7. Причины, препятствующие гармонизации взаимоотношений между педагогом и родителями.
8. Пути оптимизации сотрудничества педагога с родителями.
9. Пути разрешения конфликтов между родителями и детьми в семье.
10. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.
11. Семья на пороге школьной жизни.
12. Стратегия и тактика воспитания в семье.
Вопросы к экзамену
1.. Авторитет родителей.
2. Актуальные проблемы семейного воспитания.
3. Воспитание индивидуальности при воспитании близнецов.
4. Домашний педагог. Социальный педагог семейного типа.
5. Зависимость особенностей воспитания от количества детей в семье.
6. Задачи и методы семейной педагогики
7. Значимость совместных игр детей и родителей.
8. Исследования проблем семейного воспитания на современном этапе.
9. Источники семейной педагогики
10. Как решается проблема воспитания детей без родителей и детей в приемной семье.
11. Любовь в семье как моральная ценность.
12. Методы изучения семейного воспитания.
13. Механизмы воспитания.
14. Неблагоприятные факторы воспитания ребёнка в семье.
15. Необходимость воспитания будущего семьянина.
16. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей.
17. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье.
18. Особенности домашнего воспитания. Игры и игрушки детей.
19. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.
20. Показатели эффективности работы педагога с родителями.
21. Понятие о воспитательном потенциале семьи.
22. Понятие о педагогической культуре родителей.
23. Поощрение, наказание, прощение как воспитательная основа
24. Предмет изучения семейной педагогики
25. Принципы воспитания в семье.
26. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.
27. Родительский авторитет и педагогический такт.
28. Родительский дом. Отец и мать, бабушка и дедушка как воспитатели
29. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи.
30. Связь семейной педагогики с другими науками
31. Семейное законодательство
32. Семья глазами ребенка.
33. Семья и брак. История вопроса.
34. Семья и другие воспитательные институты.
35. Семья как фактор воспитания.
36. Современные подходы к изучению семьи.
37. Социализация детей в семье.
38. Типы семей. Функции семьи.
39. Формирование у ребенка представлений о семье.
40. Формы работы дошкольного учреждения с родителями.
Подготовиться к практическим занятиям
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие 1
Тема. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Вопросы для обсуждения:
1. Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка.
2. Принципы воспитания в семье.
3. Механизмы воспитания.
4. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка.
5. Любовь в семье как моральная ценность.
6. Требования в воспитании.
7. Традиции семейного воспитания.
8. Условия правильного воспитания детей в семье.
9. Методы воспитания детей в семье: методы убеждения; методы упражнения; методы стимулирования; метод самовоспитания.
10. Средства воспитания детей в семье.
11. Осознание родителями ответственности за воспитание детей
Предварительная самостоятельная подготовка:
Сформулировать педагогические правила поощрения и наказания в семье.
Изучить по работе П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» принципы семейного воспитания (законспектировать). Отметить, какие принципы можно порекомендовать современным родителям.
Написать эссе «Миссия женщины в семье».
Составить генеалогическое древо собственной семьи.
Решение педагогических ситуаций. На основе собственных наблюдений составить 2-3 педагогических ситуации, продумать вопросы для их анализа.
Прочтение и анализ произведений педагогов и психологов, в которых представлен опыт семейного воспитания. Подготовка докладов.
Подготовка проекта консультации для родителей на тему «Неконтактный ребенок в семье».
Цель: рассмотреть проблему «неконтактный ребенок», определить формы работы с ребенком и родителями.
Рассмотрение вопросов: причины неконтактности, неконтактность и возраст, грани неконтактности, трудности общения, речь и интеллект, движения и жесты, игры и творчество.
Наметить пути помощи неконтактному ребенку и семье.
Литература.
1. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, 1996. - 155 с.
Практическое занятие 2
Тема. Воспитание ребенка в семье
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы воспитания детей в семье. Новые подходы к воспитанию.
2. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
3. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.
4. Стратегия и тактика воспитания.
5. Забота о здоровье ребенка.
6. Воспитание культуры в семье.
7. Особенности домашнего воспитания.
8. Игры и игрушки детей.
9. Значимость совместных игр детей и родителей.
10.Развитие эмоций и чувств у детей.
11.Развитие и воспитание воли у детей.
12.Формирование характера и пути его воспитания.
13.Условия развития способностей у детей.
14.Детская одаренность и пути ее развития.
15.Индивидуально-психологические особенности развития дошкольников и воспитание характера.
16.Нарушение процесса воспитания в семье:
а) Уровень протекции в процессе воспитания.
б) Степень удовлетворения потребностей ребенка.
в) Количество и качество требований к ребенку в семье.
г) Неустойчивость стиля воспитания.
17.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
18.Наметить формы работы с различными семьями.
Выполнить задания: