Подготовиться к практическим занятиям




Содержание разделов дисциплины «Семейная педагогика»

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Семейная педагогика в системе педагогических наук Предмет изучения семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками. Источники семейной педагогики. Задачи и методы семейной педагогики.
  Характеристика семьи, тенденции ее развития Семья и брак. История вопроса. Типы семей. Семейное законодательство. Функции семьи.
  Воспитательный потенциал семьи Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Понятие о воспитательном потенциале семьи. Количество детей в семье. Воспитание близнецов. Дети без родителей. Дети в приемной семье.
  Психолого-педагогические основы семейного воспитания Механизмы воспитания. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка. Любовь в семье как моральная ценность. Требования в воспитании. Авторитет родителей. Традиции семейного воспитания.
  Воспитание ребенка в семье Семья как фактор воспитания. Принципы воспитания в семье. Особенности домашнего воспитания. Игры и игрушки детей. Значимость совместных игр детей и родителей. Поощрение, наказание, прощение.
  Семья в системе воспитательных институтов Семья и другие воспитательные институты. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей. Подготовка ребенка к дошкольному учреждению. Подготовка детей к школе.
  Пути повышения педагогической культуры Понятие о педагогической культуре. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Зарубежный опыт.
  Методы изучения семьи Современные подходы к изучению семьи. Изучение семейного опыта воспитания. Семья глазами ребенка.
  Педагог в семье Домашний педагог. Социальный педагог семейного типа.
  Воспитание будущего семьянина Необходимость воспитания будущего семьянина. Формирование у ребенка представлений о семье. Приобщение к экономике семьи. Вопросы детей о деторождении. Половое воспитание.

Задания для самостоятельной работы студентов на межсессионный период

Подготовить портфолио

1. Составление схем по темам курса.

2. Создание «копилки» пословиц о семье и домашнем воспитании, доступных пониманию старших дошкольников.

3. Эссе «Семья незаменимый фактор развития человека» на основе ретроспективного анализа собственного детства.

4. Эссе «Миссия женщины в семье».

5. Подготовить доклады по теме «Пути повышения педагогической культуры».

6. Подготовка проекта консультации для родителей на тему: «Психолого-педагогические основы семейного воспитания».

7. Разработка и презентация учебного проекта для детей и родителей.

 

Обзор литературы для родителей по проблемам воспитания ребёнка в семье

1. Прочтение и анализ произведений педагогов и психологов, в которых представлен опыт семейного воспитания. Подготовка докладов (краткой аннотации).

2. Прочтение и анализ художественных произведений, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений. Подготовка докладов (краткой аннотации).

 

1. Подготовить презентации по актуальным вопросам воспитания дошкольников в разных типах семей (по выбору: семья с одним ребенком, многодетная семья, воспитание близнецов, дети в приемной семье и др.).

2. Законспектировать темы: История развития семейного воспитания в России. Домашнее образование в России конца IХ - начала ХХ века. Домашнее воспитание на новом этапе его развития в современной России.

Примерная тематика рефератов

1. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

2. Воспитание детей в неполной семье.

3. Воспитание культуры поведения в семье.

4. Забота о здоровье ребенка в семье.

5. Использование нетрадиционных форм общения с родителями.

6. Приоритетная роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста.

7. Причины, препятствующие гармонизации взаимоотношений между педагогом и родителями.

8. Пути оптимизации сотрудничества педагога с родителями.

9. Пути разрешения конфликтов между родителями и детьми в семье.

10. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.

11. Семья на пороге школьной жизни.

12. Стратегия и тактика воспитания в семье.

 

Вопросы к экзамену

1.. Авторитет родителей.

2. Актуальные проблемы семейного воспитания.

3. Воспитание индивидуальности при воспитании близнецов.

4. Домашний педагог. Социальный педагог семейного типа.

5. Зависимость особенностей воспитания от количества детей в семье.

6. Задачи и методы семейной педагогики

7. Значимость совместных игр детей и родителей.

8. Исследования проблем семейного воспитания на современном этапе.

9. Источники семейной педагогики

10. Как решается проблема воспитания детей без родителей и детей в приемной семье.

11. Любовь в семье как моральная ценность.

12. Методы изучения семейного воспитания.

13. Механизмы воспитания.

14. Неблагоприятные факторы воспитания ребёнка в семье.

15. Необходимость воспитания будущего семьянина.

16. Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей.

17. Особенности воспитания единственного ребёнка в семье.

18. Особенности домашнего воспитания. Игры и игрушки детей.

19. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка.

20. Показатели эффективности работы педагога с родителями.

21. Понятие о воспитательном потенциале семьи.

22. Понятие о педагогической культуре родителей.

23. Поощрение, наказание, прощение как воспитательная основа

24. Предмет изучения семейной педагогики

25. Принципы воспитания в семье.

26. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе.

27. Родительский авторитет и педагогический такт.

28. Родительский дом. Отец и мать, бабушка и дедушка как воспитатели

29. Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи.

30. Связь семейной педагогики с другими науками

31. Семейное законодательство

32. Семья глазами ребенка.

33. Семья и брак. История вопроса.

34. Семья и другие воспитательные институты.

35. Семья как фактор воспитания.

36. Современные подходы к изучению семьи.

37. Социализация детей в семье.

38. Типы семей. Функции семьи.

39. Формирование у ребенка представлений о семье.

40. Формы работы дошкольного учреждения с родителями.

Подготовиться к практическим занятиям

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие 1

Тема. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Роль семьи в воспитании и развитии личности ребенка.

2. Принципы воспитания в семье.

3. Механизмы воспитания.

4. Родительский дом. Отец и мать как воспитатели. Бабушка и дедушка.

5. Любовь в семье как моральная ценность.

6. Требования в воспитании.

7. Традиции семейного воспитания.

8. Условия правильного воспитания детей в семье.

9. Методы воспитания детей в семье: методы убеждения; методы упражнения; методы стимулирования; метод самовоспитания.

10. Средства воспитания детей в семье.

11. Осознание родителями ответственности за воспитание детей

Предварительная самостоятельная подготовка:

Сформулировать педагогические правила поощрения и наказания в семье.

Изучить по работе П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» принципы семейного воспитания (законспектировать). Отметить, какие принципы можно порекомендовать современным родителям.

Написать эссе «Миссия женщины в семье».

Составить генеалогическое древо собственной семьи.

Решение педагогических ситуаций. На основе собственных наблюдений составить 2-3 педагогических ситуации, продумать вопросы для их анализа.

Прочтение и анализ произведений педагогов и психологов, в которых представлен опыт семейного воспитания. Подготовка докладов.

Подготовка проекта консультации для родителей на тему «Неконтактный ребенок в семье».

Цель: рассмотреть проблему «неконтактный ребенок», определить формы работы с ребенком и родителями.

Рассмотрение вопросов: причины неконтактности, неконтактность и возраст, грани неконтактности, трудности общения, речь и интеллект, движения и жесты, игры и творчество.

Наметить пути помощи неконтактному ребенку и семье.

Литература.

1. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб.: Фолиант, 1996. - 155 с.

Практическое занятие 2

Тема. Воспитание ребенка в семье

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы воспитания детей в семье. Новые подходы к воспитанию.

2. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

3. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.

4. Стратегия и тактика воспитания.

5. Забота о здоровье ребенка.

6. Воспитание культуры в семье.

7. Особенности домашнего воспитания.

8. Игры и игрушки детей.

9. Значимость совместных игр детей и родителей.

10.Развитие эмоций и чувств у детей.

11.Развитие и воспитание воли у детей.

12.Формирование характера и пути его воспитания.

13.Условия развития способностей у детей.

14.Детская одаренность и пути ее развития.

15.Индивидуально-психологические особенности развития дошкольников и воспитание характера.

16.Нарушение процесса воспитания в семье:

а) Уровень протекции в процессе воспитания.

б) Степень удовлетворения потребностей ребенка.

в) Количество и качество требований к ребенку в семье.

г) Неустойчивость стиля воспитания.

17.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.

18.Наметить формы работы с различными семьями.

Выполнить задания:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: