Педагогическая целесообразность




Г.Черногорск

Пояснительная записка

Программа «Валяние» составлена на основе авторской программы А.М. Гукасовой «Рукоделие».

Направленность

Программа «Валяние» имеет художественно-эстетическую направленность и способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса у детей.

Данная программа позволяет познакомить учащихся с одним из видов рукоделия, и рассчитана на детей 11-16лет; срок освоения 1 год; занятия проходят один раз в неделю по 2 часа. Наполняемость групп, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.4. 1251-03:6-10 человек.

Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуемая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно создавать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.

Предлагаемая система занятий валяние включает 6 тем. Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки.

 

Педагогическая целесообразность

Занятия войлоковаляния:

  • способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка;
  • обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка;
  • способствуют целостному процессу психического, умственного и физического развития ребёнка.
  • создают условия для самореализации личности.

Войлоковаляния в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Через практические занятия она научит детей преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий цели.

Валяние из шерсти (фельтинг или фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды, бижутерия.

Различают два основных вида валяния: сухое и мокрое.

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.

Сухое валяние применяется для изготовления объёмных изделий: игрушек, бижутерии, а также нанесения различных аппликаций, рисунков на войлок. Для сухого валяния нужны специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Номер иглы определяет её толщину. Чем больше номер, тем тоньше игла и меньше засечек. Чем толще игла, тем быстрее она валяет и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже.

В начале работы используют толстые иглы (№№ 32- 36), в конце более тонкие (№№ 38- 40) для точной проработки деталей. Техника эта не сложная, но требует большой осторожности, внимательности и аккуратности, так как иголки очень острые и можно ими пораниться. Для сухого валяния требуется шерсть, иглы с заточками и губка.

.

Мокрое валяние осуществляется с помощью мыльного раствора. Сначала выкладывают изделие из шерсти, смачивают раствором и при помощи трения производят процесс валяния. В технике сырого валяния изготовляют полотенца, панно, сумки, валенки, тапочки, шляпки, картины.

Только натуральная шерсть имеет способность сваливаться. Это уникальное свойство люди оценили 8000 лет назад. С древнейших времён люди мира в технике валяния создавали удобные вещи для жизни. Существует легенда, которая гласит, что в Ноевом ковчеге среди животных были овцы, которым приходилось жить в очень тесных помещениях. Шерсть с овец падала на пол, пропитывалась влагой, да ещё овцы ходили по ней копытами. Когда Потоп окончился, и овцы покинули ковчег, на полу остался один валеный ковёр. Мокрое валяние позволяет делать большие войлочные полотна.

Сегодня один из старых и очень древних материалов вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло в последнее десятилетие возрождается в современной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение в изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора в одежде.

Занятие валянием предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, инициативы, возбуждает положительные эмоции, развивает самостоятельность и художественный вкус.

Реализация данной программы положительно влияет на развитие духовности детей, художественно-эстетическое восприятие мира. При помощи творческого объединения по валянию можно решить вопрос досуговой деятельности ребёнка.

Взяв за основу накопленный опыт в данном направлении определена следующая

Цель:

направлять творческую деятельность детей, поддерживать поиски, новаторство, развить способность выбирать объект, тему, способы исполнения творческой работы через создание атмосферы творческого сотрудничества, условий для развития воображения, фантазии, стимулирования чувственно-эмоциональной и духовно-нравственной сферы личности ребенка.

Задачи:

Образовательные:

· формирование специальных знаний по предмету: основы композиции, цветоведения. Обучение технике «Фильцнадель», технике мокрого валяния, смешанной технике;

· приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых для творческих процессов.

· совершенствовать умения и формировать навыки работы инструментами при конструировании и изготовлении изделий с помощью цветных ниток;

· обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

· формировать основы знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и т.д.

Развивающие:

· развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбирать контрастные цвета и цвета, оттеняющие друг друга;

· развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу, способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка;

· развивать стремление работать неординарно, познавать и осваивать новые технологические приемы.

Воспитательные:

· адаптировать ребенка к окружающему миру через занятия в творческом объединении;

· воспитывать умение ценить красоту, аккуратность при выполнении работы;

· воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь другим, считаться с мнением других;

· способствовать формированию умений самостоятельной творческой работы и самоконтроля;

· привить умение использовать полученные ранее знания в практической деятельности, как на уроке, так и в системе внеурочной деятельности;

· привлечь внимание детей к проблеме сохранения культурного наследия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: