I. Выполните задания к тексту




ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки».

Русский язык. Финальный тур 2015/2016.

Классы

I. Выполните задания к тексту

Дядя Ну и тетя Ох

Жили-были дядя Ну и тетя Ох. Тетя Ох всегда говорила "Ох", а дядя Ну говорил только "Ну". Бывало, придет к ним почтальон и скажет: вам телеграмма! А тетя Ох вскрикнет: "Ох", а дядя Ну скажет только: "Ну!"

Повадились ходить к ним соседи. Сначала одна соседка пришла к ним за солью, говорит: "Дайте-ка мне соли". Тетя Ох сказала: "Ох" - и отдала всю соль. Соседка сказала: "Это все мне?" А дядя Ну ответил: "Ну". Тогда соседка взяла у них сахар, и какао, и пачку муки. Другой сосед пришел и взял рояль, еще один пришел и сказал: "Дайте-ка мне вашу картину", а третья соседка забрала стол и стулья на дачу. А тетя Ох каждый раз говорила только: "Ох", а дядя Ну отвечал: "Ну".

Дошло дело до того, что в их квартире поселились люди: в одной комнате мужчина с овчаркой, а в другой две глухие старушки и трое неразлучных друзей. На кухне же шла настоящая война: там постоянно жили разные гости глухих старушек и троих неразлучных друзей. Кончилось тем, что дядя Ну и тетя Ох стали жить в ванной, отгородившись непромокаемой занавеской, и когда к ним хотели влезть, то тетя Ох говорила: "Ох" - и включала горячую воду, а дядя Ну говорил: "Ну" - и поливал из душа изнутри занавеску. Шел пар, все погружалось в туман, и их оставляли в покое. Но тут из далекого города приехала племянница Ох и Ну, которая сказала: "Еще чего" - и выгнала сначала овчарку, потом ее хозяина, троих неразлучных друзей, двух глухих старушек и еще из кухни пятнадцать человек, шесть кошек и всех голубей, которые жили под потолком.

Они очень быстро ушли, племянница прибралась, все помыла, вернула рояль, картину, посуду, стол и стулья с чужой дачи, зеркало с подзеркальником и чешскую люстру и решила выйти замуж. Она посадила за стол дядю Ну и тетю Ох, напекла пирожков и пригласила жениха. Жених вошел, сел и сказал: "Разрешите познакомиться", а тетя Ох сказала в ответ: "Ох". "Я вам что, не нравлюсь?" - спросил жених. "Ну", - ответил дядя Ну. Жених хлопнул дверью и ушел. Племянница тогда заплакала и уехала к себе домой. Тут же вернулись все постояльцы и их даже стало больше за счет трех новых кошек посторонней красавицы которая поселилась в прихожей и даже одного немца которому не нашлось места в гостинице а дядя Ну и тетя Ох не успели занять свою ванну переселились на балкон и сидели там под непромокаемой занавеской с голубями и воробьями.

Однажды пришел прежний жених племянницы, постучал в балконную дверь и вошел к ним на балкон и сел под непромокаемую занавеску. "Наверное, я был не прав", - сказал жених, а дядя Ну сказал: "Ну". "Вы не знаете, где ваша племянница?" - спросил жених, и тетя Ох сказала: "Ох".

Тут же вернулась племянница, выгнала всех, а красавице перед зеркалом сказала: "Еще чего!", и сыграли веселую свадьбу. Несколько раз приходили соседи - кто за роялем, потому что дочь учится петь, кто за стульями, потому что сын работает на вокзале и очень устает, кто за посудой, потому что старая посуда вчера вся упала. Но племянница говорит: "Еще чего!", дядя Ну и тятя Ох молчат и держатся за свою непромокаемую занавеску.

(по Л.С. Петрушевской)


 

 

1. Затранскрибируйте следующие слова из текста, проведите их морфемный разбор. Сгруппируйте эти слова на основании а) звук [й] обозначает отдельную морфему (укажите корень, суффикс или окончание); 2) звук [й] входит в состав морфемы (укажите корень, суффикс или окончание).

рояль, стульями, постояльцы, покое, домой, глухие

2. Приведите слова, от которых исторически образованы данные ниже, объясните причину такого названия соответствующих предметов.

Голубь, овчарка, свадьба, племянница, немец

3. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами (конструкцию предложения можно изменять).

А. Тетя Ох и дядя Ну испугались и сидели молча.

Б. Племянница приехала, прогнала всех, все помыла, прибралась в квартире.

В. Жених посватался к племяннице.

4. Объясните, почему в корне слова непромокаемый пишется буква о. Приведите примеры написания гласных букв в корнях –мак-, -равн-, -ровн-. Обоснуйте свой выбор правильного написания.

5. Определите характер связи между именем существительным и именем числительным (согласование, управление) и обозначьте стрелками направление зависимости. Проведите полный морфологический разбор слов, входящих в эти словосочетания.

(поселились) две старушки, (выгнала) троих друзей, (забрала) третья соседка

6. Определите, какие чередования звуков происходят при образовании форм 1-го лица будущего времени следующих глаголов:

Забрать, ответить, отгородиться, помыть, выгнать, упасть

7. У тети Ох и дяди Ну прозвища отражают особенности речи, связанные с характерами главных героев. Приведите не менее 5-ти примеров прозвищ русских князей и царей и назовите признак, который лежит в основе этих прозвищ.

8. Расставьте знаки препинания в следующем предложении и проведите полный синтаксический разбор (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

Тут же вернулись все постояльцы и их даже стало больше за счет трех новых кошек посторонней красавицы которая поселилась в прихожей и даже одного немца которому не нашлось места в гостинице а дядя Ну и тетя Ох не успели занять свою ванну переселились на балкон и сидели там под непромокаемой занавеской с голубями и воробьями.

II. Напишите рецензию на рассказ «Дядя Ну и тетя Ох», отразив его основную идею, жанр, сходство и различие с другими произведениями этого жанра (объем не менее половины страницы).


ОТВЕТЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: