I. Выполните задания к тексту.




Если, как утверждает наука, у тел есть антитела, у аэробов - анаэробы, то все читатели легко согласятся с тем, что у эльфов были антиэльфы. В данном случае эльф попал в борьбе с антиэльфами в тяжелое положение, эмигрировал из своего царства прозрачнокрылых существ и искал укрытия от врагов.

Фридрих Флюэхтен таскал свою музыку под левым локтем. Музыка была запрятана в коричневый чехол и, когда Флюэхтен втискивался вместе с ней в набитый людьми трамвай, издавала жалобный четырехструнный стон. Флюэхтен учился много и прилежно. Он водил своим смычком, как швея иглой, но не сшил себе даже самого малого подобия славы и давно уже примирился со скромным местом виолончелиста в одном из почтенных кафе большого города. Изредка ему разрешали исполнить перед публикой, слушающей композиторов и ударами ложечек или вилок зовущей кельнеров, какие-нибудь не воспринимаемые никем вариации на давно забытую тему. Случилось так, что в ту ночь эльф, о котором идет рассказ, спасаясь от антиэльфов, искал безопасного пристанища. Окно комнаты музыканта оставалось открытым, когда он защелкнул дверь на ключ, чтобы уйти пообедать в ближайшем ресторане против его дома. Именно в это-то время и влетел испуганный эльф в пустую комнату музыканта. Он метнулся от стены к стене, ища укрытия. Рыжее горло виолончели было расстегнуто. Эльф нырнул внутрь, задел правым крылышком о четвертую, тонко пропевшую струну и скользнул в один из эфообразных вырезов инструмента, в спасительную теплую молчащую темноту. Флюэхтен, кончив свой скромный обед, вернулся к инструменту, застегнул пуговицы на его длинном горле и отправился в кафе, где его ждали привычные лица посетителей, лакеев и композиторов, произведения которых он механически рисовал своим смычком. Два-три рукопожатия, четвертый столик справа у стены - кивок подправленной красками женской головки, дирижирующий правый локоть скрипача, острый кончик смычка которого, точно игла, лишенная нити, дергал вверх и вниз. Предстояло исполнить популярную песенку, где только в двух местах виолончель пробегает в одиночку вдоль четырех тактов, после чего другие инструменты и удары медных тарелок нагоняют и глушат ее соло. Обычно номер этот не вызывал особого интереса. Но сейчас пение опередившей на десяток секунд ансамбль виолончели вдруг заставило людей, шагавших меж столиков, приостановиться, лакеев с дымящимися целлулоидными блюдами в руках застыть на месте, а несколько десятков стульев, повернутых спинками к эстраде, осторожно приблизить к ней свои передние ноги. Номер заставили повторить. Кое-кто, бросив свои столики, подошли к эстраде. Песню сыграли в третий раз. Кто-то из завсегдатаев спросил у заведующего, как зовут этого - вон там - виолончелиста. Когда Флюэхтен вышел из ресторана, прижимая к левому бедру деревянную спутницу своей музыкальной жизни, улицы были уже пустынны. Он ясно чувствовал, стараясь заглушить в себе голос недоумения, что его слава только начинала свое торжественное шествие вверх и вверх. Музыкант не понимал. Он терялся в догадках. Но эльфу все было ясно. Получив приют и кров внутри виолончельной коробки, он не хотел оставаться неблагодарным, и, как все честные эльфы, старался аккуратно уплачивать свою квартирную плату. Но чем может платить эльф? Ничем, кроме сказок, мелодий и снов. И эльф делал, что мог. По ночам, когда музыкант спал, он, расправив свои прозрачные крылышки, вылетал сквозь эфовидную дверь инструмента и, опустившись на ушную раковину спящего, суфлировал ему сны. Музыканту слышались легкие, как запах трав и цветов, песни, глаза его, разбуженные слезами, раскрывались; торопливо присев к столу, он записывал звучащий сон и снова возвращался к подушке. Имя Фридриха Флюэхтена - красным и черным по белому – останавливало теперь шаги и глаза прохожих на центральных улицах и площадях города. Концерты в большом зале филармонии проходили с триумфом. Второе отделение очередного выступления было посвящено классической виолончельный сонате. Эльф был сегодня в особенном ударе: он прыгал со струны на струну, перепархивал с ладов на лады и, скользя, как конькобежец, по наканифоленным нитям смычка, придавал им ту вибрацию, которой владеют лишь величайшие виртуозы земли. Перед анданте Флюэхтен вынул сурдину* и, прижимая ее к нижним оконечинам струн, услышал какой-то скользящий звук, похожий на прикосновение ногтя к фарфору. Флюэхтен уверенно опустил смычок на струны и взял первый аккорд. И что же? Вместо гармонического созвучия слуха его коснулось какое-то скрипучее, с деревянным призвуком сочетание элементов аккорда. Продолжая играть, он на протяжении первых тактов недоумевал, потом его охватил страх. На лбу проступили капли холодного пота. Наконец дирижер положил свою палочку на край пюпитра. Флюэхтен поднялся на дрожащих коленях, но его остановил грохот рукоплесканий. "Не заметили",- подумал он, уходя за кулисы в полной растерянности. А между тем все объяснялось просто. Надвигая во время концерта деревянную сурдину, нечаянным движением он раздавил своего гостя. Божественного эльфа, поселившегося в виолончели. Эльф умер. С ним умерла и музыка. Дерево осталось, остался резонатор, смычок, остались струны и колки, но музыка, жившая в них, ушла. (по С.Д. Кржижановскому) *сурдина - Приспособление для приглушения звуков в смычковых и духовых музыкальных инструментах. 1. Затранскрибируйте имя и фамилию главного героя. Как связаны особенности звукового состава имени и фамилии со смыслом текста? 2. Определите, какие термины, имеют следующие определения. Приведите примеры использования этих тропов и стилистических фигур в тексте. А. Троп, состоящий в употреблении слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Б. Троп, состоящий в употреблении слова в переносном значении на основе смежности в каком-либо отношении двух предметов или явлений.В. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.Г. Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.Д. Интонационно-стилистическая фигура, состоящая в синтаксическом выделении отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте. 3. Укажите возможные варианты определения этимологии музыкального термина эфовидный/эфообразный (в тексте эфообразный вырез, эфовидная дверь). Эфы – резонаторные отверстия на поверхности струнных смычковых инструментов 4. Определите значение фразеологизмов, включающих музыкальные термины: Играть вторую скрипку; сделать под сурдинку; бесструнная балалайка; бить в литавры; вытянуться в струнку 5. Выделите приставку в слове антиэльфы и определите ее значение. Определите значение заимствованных приставок –гипер-, –дез-, -контр-, -пост-. Приведите примеры особого написания слов с этими приставками. 6. Проведите полный морфемный и словообразовательный разбор следующих словоформ. Определите способ словообразования.Изр едка. вырез, укрытия, величайшие, оконечинам, палочку, рукоплесканий 7. Найдите в тексте словоформы заведующего, молчащую, внутрь, вон, точно и сделайте их полный морфологический разбор. Приведите примеры употребления этих словоформ в функции других частей речи. 8. Определите, какие особенности имеют категории рода, числа и падежа слов 1) анданте, соло; 2) молчание, пот. Как выражаются эти категории? 9. Проанализируйте нарушение норм литературного языка в следующих примерах из текста: 1. … эльф, о котором идет рассказ, спасаясь от антиэльфов, искал безопасного пристанища. 2. … старался аккуратно уплачивать свою квартирную плату. 3. Кое-кто, бросив свои столики, подошли к эстраде. 10. Проведите полный синтаксический разбор выделенного в тексте предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения). II. Сформулируйте основную идею рассказа «Смерть эльфа» и дайте ее развернутый комментарий (объем не менее страницы).

Ответы на задания финального тура олимпиады
«Будущие исследователи – будущее науки» 10-11 классы

1. [фр'идр'их фл'уэхтэн] (фл'уэхтън)

Автор, применяя особые приемы фоники, создает намеренное неблагозвучие и неблагопроизносимость имени и фамилии главного героя: анафора звука [ф], повтор звуков [х], [р'], труднопроизносимые сочетания гласных и согласных звуков ([фр'] [др'] [уэ] [хт]), преимущественное использование твердых согласных. Особенности звуковой организации имени и фамилии подчеркивают основной характеристический признак героя: он лишен таланта и, как следствие, является плохим музыкантом.

 

2. А. Метафора (примеры из текста: горло виолончели; скрипучее сочетание элементов аккорда; деревянный призвук и т.д.).

Б. Метонимия (примеры из текста: таскал свою музыку под левым локтем; музыка была запрятана в коричневый чехол).

В. Перифраза (примеры из текста: прижимая к левому бедру деревянную спутницу своей музыкальной жизни).

Г. Олицетворение (примеры из текста: виолончель пробегает в одиночку вдоль четырех тактов; другие инструменты и удары медных тарелок нагоняют и глушат ее соло; … заставило … несколько десятков стульев … приблизить к ней свои передние ноги).

Д. Парцелляция (последний абзац текста).

Могут быть приведены другие примеры из текста!

3. Деталь смычковых инструментов названа по внешнему сходству со строчной латинской буквой f ("эф").

Народная этимология: деталь смычковых инструментов названа по внешнему сходству со свернувшейся песчаной змеей эфой.

 

4. играть вторую скрипку - занимать не главное, подчинённое положение в каком-либо деле. сделать под сурдинку – сделать тайком, втихомолку, незаметно. бесструнная балалайка - болтун, пустомеля бить в литавры - громко торжествовать, отмечая какой-л. успех, победу вытянуться в струнку - стоять навытяжку. 5. –анти- -- -противо- (значение противоположности) -гипер- - значение превышения нормы -дез- -- уничтожение, удаление, отрицание чего-либо -контр - - -против- -пост- - -после- Вместо и после приставок, которые оканчиваются на твердый согласный, произносится [ ы ] и пишется буква ы. После иноязычных приставок пишется и (например: гиперинфляция, дезинформация, контригра, постинфарктный). В качестве примера особого случая можно привести дефисное написание слова контр-адмирал. 6. Изредка: -из- приставка, -редк- корень, -а- суффикс; Изредка ← редкий, приставочно-суффиксальный способ образования. Вырез: -вы- приставка, -рез- корень, нулевое окончание; Вырез ← вырезать, безаффиксный способ образования. У крытия: -у- приставка, -кры- корень, -тий- суффикс, -а- окончание; У крытия ← укрыть, суффиксальный способ образования. Величайшие: -велич- корень, -айш- формообразующий суффикс, -ие- окончание; Величайшие - непроизводное слово. Оконечинам: -о- приставка, -конеч- корень, -ин- суффикс, -ам- окончание; Оконечинам ← конец, приставочно-суффиксальный способ образования. Палочку: -палоч-, -к- суффикс, -у- окончание; Палочку ← палка, суффиксальный способ образования. Рукоплесканий: -рук-, -плеск– корни, -о- соединительный элемент, -а-, -ний- суффиксы, нулевое окончание; Рукоплесканий ← рукоплескать, суффиксальный способ образования. 7. В тексте: З аведующего – имясуществительное., нариц., одуш., м.р., ед.ч., род.п. Молчащую – имя прилагательное, отн., ж.р., ед.ч., вин. п. Внутрь - наречие, обстоятельственное, места. Вон – частица. Точно – подчинительный союз. Употребление в функции других частей речи: Заведующий - действительное причастие настоящего времени (например: подошел сотрудник библиотеки, заведующий с недавнего времени отделом иностранной литературы). Молчащую - действительное причастие настоящего времени (например: девочку, долгое время угрюмо молчащую, удалось разговорить). Внутрь – предлог (например: он прошел внутрь комнаты). Вон – наречие (например: птенец вылетел из гнезда вон). Точно – наречие (например: она ответила точно). Точно – краткое прилагательное (например: полученное решение было точно). 8. А нданте, соло – несклоняемые имена существительные, имеющие род, число и падеж, которые выражаются формами согласованных определений. Молчание, пот – имена существительные, имеющие род и падеж и не изменяющиеся по числам. Категории рода и падежа выражаются окончаниями. 9. 1)Глагол искать является переходным, поэтому присоединяет имя существительное в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта. В приведенном предложении глагол управляет родительным падежом имени существительного (безопасного пристанища). 2) Нарушением языковой нормы является близкое расположение в речевой последовательности однокоренных слов (уплачивать свою квартирную плату). 3) По нормам современного русского языка неопределенные местоимения употребляются с глаголами в форме единственного числа (правильно кто-то … подошел). 10. Двачисл-тричислрукопожатиясущ (подлежащее), четвертый числ (согласов.определение) столик сущ (подлежащее) справанареч(обст.места или несогл. опр) у пред стены сущ (обст.места или несогл. опр.) - кивоксущ (подлежащее) подправленнойприч краскамисущ (распростр.определение) женскойприл (согласов.определение) головкисущ( подлежащее), дирижирующийприл(согласов.определение) правыйприл(согласов.определение) локотьсущ. (подлежащее)скрипачасущ (несогл.опр. или косв. дополнение), острыйприл(согл.определение) кончиксущсмычкасущ(подлежащее) которогомест(несогласованное опр.или косв.доп.), точносоюз игласущ, лишеннаяприч нитисущ (обст.образа действия ), дергалглаг(прост. глаг. сказуемое) вверхнареч(обст.места) и союз внизнареч(обст.места).

Предложение сложное, бессоюзное, состоит из 5 простых предложений, повеств., невоскл.

1. односоставное, номинативное, полное, нераспространенное, неосложненное.

2. двусоставное, неполное (без сказ.), распространенное, неосложненное.

3. односоставное, номинативное, полное, распространенное, неосложненное.

4. односоставное, номинативное, полное, распространенное, неосложненное.

5. двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством образа действия, выраженным сравнительным оборотом, и однородными обстоятельствами места, придаточное определительное. [ ], [ ] - [ ], [ ], (которого) Варианты разбора: 1. четвертый числ (согласов.определение) столик сущ (подлежащее) справанареч(обст.места или несогл. опр) у пред стены сущ (обст.места или несогл. опр.) Если справа и у столика рассматривать как несогласованные определения, то предложение характеризуется как односоставное номинативное. 2. подправленнойприч краскамисущ ( распростр.определение) допускается. подправленнойприч (согласов.определение) краскамисущ (косв.доп).


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: