Тема 7. Политические и правовые учения европейского Просвещения.




Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — один из ос­нователей в Новое время теории о решающей роли ге­ографических факторов в развитии общества и их влияния на государственное устройство. Он сосредоточил свое внимание на изучении вопроса об изменении политических форм и выяснении причин, их порождающих. Согласно его учению и до образования общества уже существовали естественные законы, такие как равенство, мир, стремление жить среди себе подобных. Но они о оказались нарушенными именно после того, как люди выи из естественного состояния. Поэтому необходимо с мощью позитивных законов восстановить их действ учитывая особенности почвы, рельефа, климата и т. В разных географических условиях наилучшей формы может оказаться и монархия и республика. Это достигается посредством общественного договора, после т как люди прошли через период вражды и войны. Следовательно, общество и государство не тождествен! Главная задача государства — обеспечение политические свободы, т. е. возможность делать все то, что позволь закон. С политической свободой тесно связана свобода гражданская — чувство безопасности и возможность п явить свои способности. Для обеспечения политических и гражданских свобод наилучшим способом является установление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Поскольку идеи Монтескье получили в дальнейшем не только широкое признание, но и практическое: воплощение во многих конституциях (впервые в Конетитуции США 1787 г.), приведем, несмотря на в краткость изложения, два наиболее знаменитых отрыв из его основного сочинения “О духе законов”: “В си первой власти государь или учреждение издает законы…В силу второй власти он объявляет войну или заключи мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую — просто исполнительной властью государства. Здесь все замыкается на монархе. Но далее, что особенно интересно, уже прямо говорится: “Все погибло бы, ее, бы в одном и том же лице или учреждении, составлен” из сановников, из дворян или простых людей, были (единены эти три власти...” Именно эта оговорка и вошла в историю политической теории и практики как ее ва:жнейшее достижение. При этом надо все же иметь в вир что законодательная власть, во всяком случае юридически, сохраняет ведущую роль среди двух других. Имен­но она выражает всеобщую волю.

Эта проблема — проблема всеобщей воли стала в цен­тре внимания политической доктрины Жан-Жак Руссо (1712—1778). По учению Руссо, естественное состояние было золотым веком человечества. Появление частной соб­ственности, ошибки и заблуждения людей разрушили этот идеальный строй. Руссо окончательно приходит к выводу об отличии гражданского общества от государства, создаваемого путем общественного договора. Вместе с тем он приходит и к другой важной мысли — о роли не­равенства в существовании и развитии общества. “Бога­тые”. обманув “бедных”, создали государство, и народ попал в еще худшее положение. Следовательно, нужно коренным образом изменить существующие политические отношения, вернуться к такому государству, где дейст­вительно господствует суверенитет народа, господствует его истинная воля. Но Руссо отчетливо понимает, что всеобщая народная воля не есть простая сумма воли от­дельных составляющих его индивидов. Это особая и са­мостоятельная воля. Поэтому сразу же возникает проблема: как наилучшим образом выразить эту волю. Суверенитет не может быть вручен ни отдельному лицу, ни группе лиц. Он неотчуждаем от народа. Значит, так называемое народное представительство не есть наилуч­ший строй, нужно прямое народоправство. Таков идеал государства.

Конечно, Руссо понимал, что он осуществим только в очень небольших государствах и в силу этого вынужден был допустить, как компромисс, представительную форму правления. Но и в этом случае избранные лица должны находиться под постоянным и неусыпным контролем са­мого народа. Народ творит законы, перед которыми все равны. При этом Руссо стремился выйти за рамки фор­мального, юридического равенства и выдвинул идею от­носительного фактического равенства, равенства в опреде­ленных, установленных законом пределах. Если законо­дательная власть выражает, по его учению, волю всего народа, то находящаяся по его контролем власть испол­нительная есть выражение силы (эффективности) госу­дарства. Допуская любую из трех основных форм правления, Руссо безусловно склонялся в пользу демо­кратической республики. Правительство должно в ней ежегодно отчитываться перед самим народом.

Среди своих современников Руссо был одним из наиболее последовательных сторонников революций. Он даже считал, что они имеют не только положительное политическое, но и моральное значение. Идеи Руссо легли в основу государственной практики якобинцев. Они был широко популярны среди революционеров во многих странах мира, в том числе в России.

 

 

 

 

Тема 8. Политические и правовые учения США в 18-19 вв.

Идеи французского просвещения были очень созвучнно деятелям американской революции. Освобождение от английского господства, завоевание независимости и образование США сопровождалось расцветом политического мысли. Среди руководителей господствовали идеи тосударственного права и общественного договора, но политические выводы, к которым они приходили, были различны. Из либералов следует в первую очередь упомянуть Алексаидра Гамильтона (1757—1804), для которого главная задача государства — охрана собственности граждан. Он был сторонником сильной исполнительной власти и двухпалатного парламента, выборы в который основывались на достаточно высоком имущественном цензе, а верхняя палата состояла бы из равного числа представителей от штатов. Гамильтон был одним из создателей конституции США и сторонником включения в нее принципа разделения властей. Но еще большую роль в создании конституции сыграл Джеймс Мэдисон (1751—1836), последовательно защищавший республиканскую форму правления. Главная заслуга Мэдисона в том, что он разрабатывал юридический механизм защиты прав меньшинства,| не обеспеченных, например, у Руссо. Иногда это |представлялось как защита интересов аристократии или боязнь “власти толпы”. Но такие упреки несправедливы.. Проблема соотношения воли большинства и I меньшинства — одна из центральных для любого демократического государства. Сам Мэдисон считал, что решение ее возможно только при последовательном осуществлении принципа разделения властей и выборности чиновников (так называемая система сдержек и противовесов).

Сторонником республиканского правления был и kc Джефферсон (1743—1826). Он был убежден в пер-гве естественных прав над позитивными законами, ваемыми государством, т. к. само оно создано для ны и обеспечения прав личности. Поэтому именно фферсон всемерно защищал ставшую затем централь-для всей либеральной школы мысль о приоритете 1 личности и в связи с этим ограничении власти государства. По его инициативе был принят знаменитый ль о правах, составивший первые десять поправок Конституции США и устанавливающий широкие де-(ратические свободы для их граждан. Но наиболее радикальные позиции занимал в те годы йс Пейн (1737—1809). Он был сторонником всеобщего Ирательного права и стремился к устранению край­ней имущественного неравенства. Все люди едины, они {даются с равными правами и в равной мере вправе Иваться их осуществления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: