Глава 1.1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов.




Введение

 

Коррупция в сфере государственных закупок — одна из наиболее крупных социальных проблем, стоящих перед правительством, так как подрывает экономическую, политическую, социальную системы конституционного строя, порождает цинизм и лицемерие в обществе.

Коррупция в системе государственных закупок приводит к крупным потерям для любой страны, при этом потери считаются не только лишь финансовыми. Ущерб от процесса размещения государственного или муниципального заказов от коррупционных действий разделяется на четыре вида: финансовые потери, количественные потери, качественные потери и политические потери.

В соответствии с федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение деяний, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), от имени или в интересах юридического лица.

Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:

· Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).

· Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.

· Они имеют целью получение выгоды должностным лицом.

· Они нарушают законные государственные интересы.

· Они умышленны.

Закупки товаров и услуг для государственных нужд на сегодняшний день – это сектор экономики, который наиболее вовлечен в коррупцию, такая ситуация объясняется тем, что в данном важнейшем сегменте используются финансовые ресурсы не конкретного субъекта, а опосредованные деньги налогоплательщиков и иные средства поступающие в доход государственной казны, поэтому участники государственных закупок нацелены присвоить деньги противоправными способами.

 

Глава 1.1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов.

Противодействие коррупции в системе размещения государственных и муниципальных заказов везде и во все времена было темой актуальной и злободневной.

Главной целью законодательства, регулирующего сферу размещения государственного заказа, является обеспечение прозрачности закупочного механизма, стимулирование добросовестной конкуренции, рационального расходования денежных средств, устранение возможностей злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур размещения заказов.

Выделяют ряд способов противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок, к примеру, нравственные, социальные, политические, правовые. Правовые же способы считаются более эффективными. К правовым способам противодействия коррупции принадлежат нормативные правовые предписания, регламентирующие приемы, способы противодействия коррупционным отношениям и юридические технологии, сопряженные с юридической техникой, толкованием права и формами правореализационной практики, содействующей снижению условий коррупционной деятельности и причин, ее порождающих.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению, выявлению, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

На практике выработаны принципы, которые способствуют снижению уровня коррупции. К ним относят целостность, прозрачность, подотчетность, справедливость и эффективность.

Целостность означает, что все процедуры государственных закупок проводятся справедливо, в соответствии с имеющимся законодательством, с отсутствием дискриминации; закупка качественного продукта по адекватной цене, отвечающего интересам всех участников государственного контракта.

Подотчетность требует, чтобы обе стороны: государственный заказчик и компания-исполнитель были ответственны и контролируемы. Это необходимо для правильного и полного исполнения их заданий и обязанностей. Важно, чтобы процедуры госзаказа были четко структурированы. Должна быть создана база документации, содержащей обоснования принимаемых решений.

Справедливость накладывает на заказчика обязательство отбирать победителя на основе квалификации и преимуществ его предложений, любые требования по срокам, конфиденциальности и так далее должны быть равны по отношению ко всем участникам.

Необходимо верно определять процедуру закупки для конкретных типов товаров. Создание и надлежащее ведение списка недобросовестных поставщиков и др. Решения по заключению контракта принимаются честно и беспристрастно.

Таким образом, достижения результата закупки, ее эффективность связаны с прозрачностью и коррупцией. Взаимосвязь прозрачности и коррупции не столь однозначна: наличие прозрачности, с одной стороны является основным механизмом снижения коррупции, с другой стороны провоцирует проявление риска сговора поставщиков, порождающего, в свою очередь, коррупцию, снижающего эффективность закупки, «обнуляющего» конкуренцию. Следование принципу прозрачности должно быть осмысленным и специфичным по отношению к рынкам, объекту закупки и предмету контракта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: