VI. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




 

В конце урока учащиеся ещё раз говорят о предмете изучения лексикологии, об особенностях строения словарной статьи толкового словаря и перечисляют способы объяснения лексического значения слова.

Д. з.: 1) рассказать о лексикологии и о способах объяснения лексического значения слов (стр. 50-52);

2) по выбору учащихся: упр. 138, ли упр. 139, или упр. 142, или 143.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10-12 мин., II этап – 5 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 137.

 

Урок 25.

 

Тема. Объяснение лексического значения слова методом подбора синонимов и антонимов.

 

Цели урока: 1) сформировать умение использовать метод подбора синонимов и метод подбора антонимов для объяснения лексического значения слова;

2) познакомить учащихся со словариком синонимов и словариком антонимов.

 

I. Работа над ошибками.

 

Анализируются типичные ошибки, допущенные учащимися при морфемном членении и записи слов орфографического минимума.

 

II. Закрепление умения объяснять значение слова путём его толкования (проверка домашнего задания, упр. 144).

 

Одна из форм проверки устного домашнего задания: к доске приглашаются два учащихся, которые по очереди задают друг другу три вопроса по изучаемой теме. При оценке учитывается и корректность сформулированных вопросов, и полнота данных ответов.

После проверки устного задания учащиеся говорят, какое из четырёх упражнений они выбрали для домашней работы, и рассказывают о его выполнении. Одноклассники выслушивают ответы и делают записи по указанию учителя под диктовку отвечающего (частичное выполнение упражнений).

Перед тем как учащиеся приступят к выполнению упр. 144, напоминаем, что при толковании прилагательных ключевым словом должно стать прилагательное или причастие. После выполнения упражнения подведём пятиклассников к теме урока: попросим ответить на вопрос, при объяснении значения каких слов был использован как метод толкования слов, так и метод подбора синонимов. Учащиеся назовут слова корыстолюбие (жадность) и жеманный (манерный).

 

III. Совершенствование умения использовать способ подбора синонимов при объяснении лексического значении слова (с использованием словарика синонимов) (упр. 145).

 

IV. Формирование представления о стилистической окраске слов и о стилистических синонимах (без введения термина), особенностях их употребления в речи и стилистических возможностях (внимательное чтение текста на стр. 56, упр. 147, частичный стилистический анализ отрывка из художественного произведения (упр. 148), упр. 151, чтение задания упр. 152 для рассмотрения примеров).

 

Поможем пятиклассникам при выполнении задания упр. 148 сделать вывод о том, что писатели вводят в речь персонажей слова разной стилистической окраски для создания представления о характере этих и других персонажей произведения. Настойчивое повторение нейтрального в ряду синонимов слова обманывать (обмануть) одним из персонажей (князем) по контрасту с просторечными синонимами облапошить и надуть, которые использует его собеседник, дают представление о способности князя любить и прощать даже тех людей, которые нечестны по отношению к нему. Кроме того, читатель может догадываться об отсутствии важных душевных качеств у персонажей, чьи поступки могут характеризоваться просторечными словами.

После выполнения упр. 151 учащиеся сделают вывод о том, что использование синонимов способствует усилению впечатления от описываемых предметов, действий, а также созданию более широкой характеристике этих действий и предметов. Синонимы помогают также развести понятия, которые различаются оттенками значений (см. упр. 152).

В сильном классе можно предложить учащимся после выполнения этих упражнений составить устное высказывание о роли синонимов в художественной литературе и произведениях устного народного творчества, приводя в качестве примеров материал выполненных упражнений.

 

V. Формирование умения использовать способ подбора антонимов при объяснении лексического значения слова. Знакомство со словарём антонимов (упр. 153).

 

VI. Д. з.: 1) работа над ошибками;

2) подробный пересказ текста на стр. 56;

3) упр. 150, по желанию – одно из упр.: 146, 149, 152, 154.

 

Предупредим учащихся, что по упражнениям, которые предложено выполнить по желанию, может быть проведена игра «Соревнование рядов». Ещё один вариант проверки – отдельная оценка за выполнение этих упражнений.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 10-15 мин., III этап – 3-5 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 3-5 мин., VI этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 141.

 

В слабом классе при определении в качестве задания упр. 141 можно предложить слова для справок (слова даны вразброс): обложка, насос, перекрёсток, макароны, нефтепровод, легенда.

 

Урок 26.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: