Методика организации и проведения дискуссии, диспута




 

Диспут (от латинского спорить, рассуждать) предполагает спор, столкновение различных иногда прямо противоположных точек зрения. В диспуте необходимо прийти к истине, выводу, он всегда предполагает принятие обсуждения.

Дискуссия представляет собой обмен мнениями, требующий принятие общего решения.

«Круглый стол» по правилам близок к диспут), решения круглого стола обязательны для выполнения.

Успешность проведения дискуссии, диспута в значительной мере зависит от выбора

темы. Она должна быть актуальной проблемной и способной вызвать противоположные суждения.

После формулировки темы ее следует конкретизировать с помощью вопросов, четко

определяющих суть поставленной проблемы и максимально способствующих вызвать активное обсуждение участников. Неряшливость в постановке вопросов может свести на нет все усилия в подготовке диспута.

Пример, Тема: «Как, по вашему мнению связаны образования и духовные качества человека?» Вопросы: 1) Кого можно назвать образованным человеком? 2) Что вкладывается в понятие «воспитанный человек»? 3) Можно ли считать современным человека не стремящегося к знаниям? 4) Может ли широко образованный и культурный человек быть мещанином? 5) Нужно ли стремиться знать то, что непосредственно не связано с твоей работой?

Некоторые организаторы думают, что выбор темы и определение вопросов для обсуждения достаточно для того, чтобы проводить дискуссию, диспут. Чтобы диспут состоялся нужна большая подготовительная работа. Для его подготовки и проведения необходимо создать инициативную группу.

Инициативная группа должна позаботиться о:

- составлении подробного плана подготовки,

- распределении заданий между участниками,

- определение ведущего (ведущих), оказание помощи ему,

- составление вопросов диспута и подбор необходимой литературы для подготовки к их обсуждению,

- подготовка помещения,

- определение регламента диспута,

- подготовка объявления,

и если необходимо:

- выпуск тематических газет,

- составление вопросов анкеты диспута, распространение ее, сбор и систематизация

предложений, ответов, вопросов школьников,

- можно взять интервью у известных людей города по вопросам диспута,

- и т.п.

Если предполагаемые участники диспута не имеют достаточного опыта и знаний о

правилах диспута, инициативной группе следует подумать о выработке рекомендаций для

участников диспута.

Примерные советы и правила для памятки (проф. В. Т. Лисовский):

1. Прежде чем спорить, подумай, о чем будешь спорить.

2. Спорь честно и искренно, не искажай мысли и слов товарищей.

3. Начиная спорить, ясно и четко выскажи положения, которые будешь защищать, доказывать.

 

Педагогический отряд «Юность»

 

4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

5. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.

6. Заключая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Очень важно, чтобы участники диспута отчетливо представляли цель диспута. Спор только тогда может достигнуть цели, если его участники будут осознавать, что диспут преследует главную цель – нахождение истины. В. Г. Белинский указывал, что «убеждение должно быть дорого потому, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше».

К сожалению, часто встречается, что участники дискуссии готовы спорить во имя того, чтобы одержать победу над «противником». В этом случае спор становится неинтересен для большинства его участников, так как спорят между собой двое, стремящихся во что бы то ни стало «сразить противника», не интересуясь, приведет ли это к нахождению истины.

Построение диспута может быть различным. Рассмотрим два варианта. Первый – краткое вступительное слово ведущего с изложением цели, задач и основных вопросов диспута. Второй – выступление двух докладчиков с изложением противоположных точек зрения по важнейшим вопросам диспута. После чего развивается обсуждение.

Заключительное слово в диспуте должно быть кратким, убедительным, должно опираться на наиболее удачные и интересные выступления и отражать возможные пути практического решения проблем, поставленных в диспуте.

Роли при проведении дискуссии: ведущий, секретарь (летописец), докладчики, эксперты, участники.

Ведущий

Очень Многое зависит от ведущего. Необходимо создать атмосферу свободного выражения своих взглядов, полемичности, такта, уважительного отношения к позиции оппонентов. Ведущему приходится постигать основные мысли оппонентов, умело их подавать, направляя развитие спора, чувствовать настроение аудитории, уметь создавать обстановку приглашения к размышлению, свободного высказывания своего мнения.

Обязанности:

 

- соблюдать регламент, своевременно предоставлять слово участникам;

- обосновать актуальность выбранной темы для обсуждения;

- руководить работой летописцев;

- изучить литературу по обсуждаемой теме.

Права:

- прекращать выступления участников диспута, если они превысили регламент.

Ведущий не имеет право:

- высказывать свое отношение к обсуждаемым позициям, вопросам.

Летописец

Права:

- вносить предложения по организации и ведению диспута.

Обязанности:

- фиксировать все предложения по решению проблемы;

- следить за соблюдением регламента диспута.

Докладчики (выступающие)

Обязанности:

- изучить литературу по обсуждаемой теме;

- четко и ясно излагать свою позицию, использовать научные проверенные факты;

- соблюдать регламент;

Педагогический отряд «Юность»

 

- быть предельно корректным по отношению к сопернику;

- проявлять терпимость и уважение к чужой точке зрения.

Права:

- задавать уточняющие вопросы;

- отвечать на поставленные вопросы;

- использовать в своем выступлении материалы предыдущих выступлений, ответы на вопросы;

- использовать для большей наглядности своей позиции аудиовизуальные средства.

Эксперт может быть подготовлен заранее из числа участников дискуссии, или им может быть человек, обладающий определенными знаниями, опытом по теме дискуссии, или просто интересный человек.

Обязанности:

- изучить литературу по обсуждаемой теме.

Права:

- реагировать (в рамках дозволенного) на ход диспута, поддерживая ту или иную позицию;

- задавать вопросы.

 

Формы и виды проведения дискуссий

1. Оптимист – Пессимист. Все участники делятся на две группы (случайные) одна из которых должна в поставленной проблеме найти положительные аспекты, выступать «за», вторая – отрицательные моменты, выступать «против». Выбирается группа экспертов, которая оценивает доказательность, логику, истинность (по совокупности) той или иной группы.

2. Дискуссионные качели (имитация раскачивающихся качелей): Две группы, расположенные "Друг против друга, поочередно высказывают суждения по предложенному вопросу.

3. Ролевая дискуссия (от имени профессии, социального слоя, возраста, социальной роли (мама, папа, бабушка и т.д. или учитель, директор, ученик, родитель)).

4. Суд (адвокат, свидетели, обвинитель, присяжные заседатели, обвиняется какое-нибудь явление, событие, предмет).

5. Круглый стол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: