Глава 1. Общее понятие о креативных методах обучения в современной школе




Определение понятие «креативность» в психологии. Индивидуальность и уникальность личности человека тесно связаны с проблемой креативности. Развитие креативности человека как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: в общепринятом понимании понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество» и с его производными, такими, как творческие способности, потенциал, уникальные способности и навыки.

Исследование феномена креативности в наибольшей степени соотносилось с исследованием взаимосвязи креативности с уровнем интеллектуального развития личности и в целом с личностными чертами.

Чтобы подвести итог анализу креативности в психологической науке, приведём ряд определений данного понятия и последовательность развития и изменения этих определений.

Первым использовал понятие «креативность» Д. Симпсон (1922). Он определил креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления.

Ф. Баррон, осуществивший обзор многих исследований по креативности, делает вывод о том, что:

1. Креативность – это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это осмысленное включение в жизнь чего-то нового, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышенной возможности роста и выживания.

2. «Что-то новое» – это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком. Креативность легче изучать в трех аспектах: продукт, процесс, человек.

3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов, людей являются их новизна, оригинальность, умелость, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.

4. Эти творческие продукты разнообразны.

5. Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек – одновременно и продукт, и процесс. Создание нового продукта зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Таким образом, понятие «креативность» в современной науке трактуется как многомерное и многоаспектное понятие. В широком смысле – это самостоятельный феномен, который представляет собой единую целостную систему и функционирует во всех сферах жизни человека как: креативный процесс, креативный продукт – результат творческого процесса и свойства (качества) личности креативного типа. В узком же смысле креативность определяется как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Креативность формируется и проявляется в деятельности. Креативная среда в этом случае выступает условием реализации творческих потенциалов человека.

Креативность педагога с точки зрения личностного развития ученика определяется способностью к созданию, высокой продуктивностью и умением находить различный подход к проблемному вопросу. При этом параллель между психологическим и педагогическим пониманием креативности выстраивается очевидно, тем самым доказывая нам, что взгляды с данных двух научных точек зрения крайне взаимосвязаны, а также то, что теория о методах креативного преподавания складывалась именно исходя из научных пониманий психологии и педагогики.

Креативные методы обучения – методы, ориентированные на создание учениками собственных образовательных продуктов.

Методы организации учения – методы организации процесса учения разделены на 3 группы: методы учителей, учеников и руководителей образования. Более всего нас интересуют методы учащихся, так как это непосредственно связано с темой исследования.

Методы учащихся – это метод учебного целеполагания, ученического планирования, создания ученических образовательных программ, нормотворчества, самоорганизации обучения, взаимообучения, рецензий, контроля, рефлексии, самооценки.

Наличие различных классификаций методов показывает, что метод обучения является многомерным образованием, выполняет различные функции (учебную, развивающую, воспитательную, побудительную (мотивационную), контрольно-корректирующую). Поэтому его можно рассматривать с разных точек зрения. Именно по этой причине многие исследователи отказались от специального разделения методов и перешли к обычному перечислению и раскрытию сущности и особенностей применения в различных условиях и на различных этапах обучения.

Исходя из проанализированного материала по истории методики русского языка, а также использования различных методов обучения русскому языку в современной школе, можно сделать вывод о том, что путь эвристического преподавания наиболее актуален и эффективен на сегодняшний день, однако потребность в эвристических креативных методах зародилась еще в самом начале развития методики, что говорит о глобальной полезности данных методов преподавания в целом, вне зависимости от социальной ситуации общества, возраста обучающихся и этапа обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: