Глава 2. Исследование реализации обучения русскому языку на основе креативных методов в школе




Первый анализируемый учебник – учебник по русскому языку в 2-х частях для 5 класса авторов: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Издательство: Просвещение. Год публикации: 2012. Данное учебное пособие является одним из самых популярных в ряде используемых в средних образовательных учреждениях.

Первая часть учебника состоит из 60 параграфов, разделённых на 5 тематических блоков, а именно: Язык и общение; Вспоминаем, повторяем, изучаем; Синтаксис, пунктуация, культура речи; Фонетика, орфоэпия, графика, орфография, культура речи; Лексика, культура речи. Также учебник имеет в своем составе блок Приложение, в котором содержатся памятки, орфографический словарь, орфоэпический словарь, толковый словарь и 4 картины: А. Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица» и И. Грабарь «Февральская лазурь».

На первых же страницах мы встречаем задание, направленное на включение критического мышления учеников путём анализа небольшого текста о языке и его роли в нашей жизни.

Также в первом разделе содержатся упражнения на развитие умения осознанно слушать и читать. Например, задание 11 на тему слушания звучит так: Выполните игровое задание на слушание.

Какие из человеческих качеств (доброта, честность, трудолюбие и т.д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте своё мнение. Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно расскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.

В данном задании есть большой креативный компонент – необходимость учеников дать собственное командное определение выбранному человеческому качеству. Но, к сожалению, данное задание направлено, как мы уже говорили, именно на развитие слушания и не задействует предметных знаний и навыков учащихся.

В теме повторения «Орфография» встречаются такие упражнения с креативным компонентом, как нахождение орфограмм в приведенном ряде слов, то есть мест в словах, которые произносятся не так, как пишутся:

Спишите, подчёркивая в словах одной чертой орфограммы, то есть написание не по произношению.

Дома, дуб, сказка, столы, трава, висел, лесок, лиса, топор, тянул, часы, вечером, широко, звёздный.

Задание 53. Составьте с данными словами 5 предложений или связный текст на тему «Летом в лесу» или «Лето на реке».

Необходимо отметить, что данный тип задания на составление предложений со словами, содержащими изучаемые орфограммы или правила написания, используются авторами учебника довольно часто и являются одним из самых частотных способов создания креативных условий обучения.

Для включения фантазии и творческого мышления учащихся, в учебнике часто предлагаются иллюстрации, по которым учащимся необходимо создать уникальный текст. Например, в теме «Раздельное написание предлогов с другими словами» мы видим задание, заключающееся в создании связного текста с предлогами по иллюстрации:

 

 

Подробно проанализировав программу заданий, упражнений и теоретического материала в учебнике для 5-го класса по русскому языку авторов Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., можно сделать вывод о том, что в данном учебнике авторами используются по преимуществу задания традиционного типа: работа с текстом: списывание, нахождение орфограмм в словах текста, обозначение членов предложения, расстановка пунктуационных знаков, анализ смысла текста, стилевая характеристика, деформация текста по заданным критериям, синтаксический анализ словосочетаний и предложений; работа со словом: анализ слова (морфологический, морфемный, фонетический, орфоэпический, лексический).

Задания, позволяющие учителю развивать в учениках креативное мышление и направленные на создание учащимися собственного продукта знания, используются в меньшей степени, однако они присутствуют. И большую часть заданий такого типа составляют упражнения на создание собственных текстов на различные заданные или свободные темы с использованием определенных полученных языковых знаний на уроке.

Второй анализируемый учебник – учебник по русскому языку для 5 класса в 3-х частях авторов: Львова С.И, Львов В.В. Издательство: Мнемозина. Год публикации: 2012. Данное учебное пособие входит в ряд рекомендуемых пособий Министерством образования и науки РФ.

Учебник 1 части состоит из 36 параграфов, разделенных на 11 тематических блоков: Фонетика; Орфоэпия; Графика; Морфемика; Лексикология; Орфография; Орфография; Морфология; Культура речи; Синтаксис; Пунктуация; Текстоведение. Словарей и других приложений не имеется.

В данном учебном пособии для подробного анализа мы возьмём раздел «Морфология» и параграф «Части речи в русском языке».

Введение в тему морфологии в данном учебнике начинается с рубрики «теоретические сведения», в которой представлена теоретическая справка о том, что такое морфология и о частях речи и их разделении.

Необходимо заметить, что данным образом начинается изучение любого параграфа данного учебника, что говорит о сильном теоретическом упоре, который делают авторы учебного пособия.

 

 

В последующих упражнениях и заданиях данного параграфа учащиеся сталкиваются с рядом традиционных заданий на списывание, анализ текста и написание предложений. Креативный компонент большинства упражнений крайне мал или же вовсе отсутствует. Однако некоторые задания можно причислить к заданиям с креативным компонентом. Например:

 

 

В приведенном нами примере учащиеся должны обратиться к внешнему источнику, что хорошо сказывается на усвоении знаний, так как задействует поисковое мышление, метапредметные знания и навыки. Однако полноценного креативного компонента здесь также нет.

Последующие параграфы и темы строятся в данном учебнике по аналогии с анализируемым нами параграфом. Необходимо отметить, что темы и подтемы подаются в четко структурируемом порядке, что хорошо воздействует на усвоение учащимися знаний. Однако упражнения, предлагаемые авторами учебников, довольно однотипны и в их ряду только изредка встречаются задания с креативным компонентом. В большинстве упор делается на такие формы работы, как анализ языкового материала, работа с предложениями, текстами, различные разборы (морфологический, фонетический, синтаксический и т.д.), анализ теоретического материала, создание схем и планов, написание предложений, мини-сочинений и изложений.

Для того чтобы подвести итог проделанному анализу учебно-методической литературы по русскому языку для школ, мы приведём сводную таблицу с процентным соотношением того, в каком количестве в разных учебниках используются методы с креативным компонентом, который помогает учителю реализовывать обучение школьников русскому языку, применяя креативные методы.

В учебниках, используемых на современном этапе в школах, количество заданий с креативным компонентом относительно мало, что усложняет учителю задачу реализации обучения с помощью креативных методов и ставит в условия, требующие самостоятельной разработки упражнений и заданий, подходящих под цели и задачи его урока.

В заключение приведём таблицу анализируемых тем, а также ряд упражнений, которые можно дополнить креативным компонентом.

В соответствие с приведённым рядом креативных методов в Главе 1 выделим некоторые упражнения, которые можно дополнить креативным компонентом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: