Основные направления развития стандартизации в России.




Концепция стандартизации в условиях рыночной экономики и подготовки России к вступлению в ВТО", принятая в 1998 г., определяет задачи по актуали­зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

Главными направлениями развития стандартизации в РФ по этой Концепции являются:

1. Выполнение условий присоединения России к ВТО. По этому направлению поставлено две главные задачи стандартизации:

- создание условий для гармонизации отечественных стандартов и других нормативных документов с международными стандартами;

- обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами – членами ВТО.

Решение первой задачи должно осуществляться, прежде всего в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.

Для решения второй задачи в России создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Информационное взаимодействие предполагает выполнение определенных требований:

- опубликование не реже раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации;

- направление в секретариат ВТО нотификаций (уведомлений) о выявленных различиях в стандартах;

- представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;

- обеспечение функционирования системы информационного обеспечения в режиме электронного обмена данными.

2. Сближение статуса отечественных и зарубежных стандартов, т. е. повышение роли добровольных стандартов, которые имеют рекомендательный характер. К сугубо добровольным стандартам можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; международные (региональные) стандарты и национальные стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты. Эти стандарты предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг).

3. Интенсивное развитие работ в приоритетных направлениях, к которым относятся: экология и безопасность, информационные технологии, ресурсосбережение, обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей, бухгалтерская и банковская деятельность, услуги по оценке имущества.

4. Формирование технического законодательства (технического регламента) должно осуществляться в следующих направлениях:

- разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);

включение в законодательные акты конкретных требований, в частности, нормативов, т. е. норм прямого действия.

Стандарт приобретает статус обязательного, если законодательный акт ссылается на данный стандарт либо текст законодательного акта непосредственно содержит его требования.

5. Развитие международного сотрудничества в области стандартизации.

6. Сближение стандартизации оборонной продукции с гражданской продукцией по организационным и методологическим принципам.

7. Актуализация действующего фонда государственных стандартов должна осуществляться более высокими темпами, чем сейчас. Обновление нормативных документов необходимо довести до уровня передовых стран.

8. Информационное обеспечение стандартизации должно быть доступным для заинтересованных пользователей, полным и оперативным. Федеральный фонд стандартов должен уделить особое внимание развитию системы каталогизации и накоплению банка данных.

9. Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации должна быть направлена на гармонизацию с международными принципами и направлениями дальнейшего развития этой деятельности. Гармонизация может быть достигнута прямым либо косвенным применением международного классификатора.

Перспективные задачи классификации и кодирования касаются:

- оптимизации состава и структуры системы общероссийских классификаторов;

- обеспечения информационной совместимости продукции;

- охвата новых приоритетных направлений инфраструктуры рыночной экономики, таких, как социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.;

- постоянной актуализации общероссийских классификаторов, включая осуществление разработки и экспертизы общероссийских классификаторов и изменений к ним;

- обеспечения требований ВТО.

10. Государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов по мере перехода России на добровольный статус стандартов должны трансформироваться в надзор за соблюдением технических регламентов по обязательным требованиям. Госнадзор предполагается осуществлять и в случаях, когда при сертификации субъекты хозяйствования заявляют о соответствии товаров и услуг требованиям стандартов.

11. Подготовка и повышение квалификации кадров остаются важным направлением, обеспечивающим реализацию тех направлений, которые сформулированы в Концепции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: