Объекты стандартизации: понятие, классификация объектов, их определение.




Объект стандартизации — продукция, процесс, работа, услуга, персонал, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Классификация объектов стандартизации представлена на рис. 1.2.

 

Рис. 1.2. Классификация объектов стандартизации

Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

К материальной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты. Однако наряду с материальной продукцией фактически существует и нематериальная — информация (производственная, научная, нормативно-правовая, товарная, управленческая и др.), программные средства и т.д.

Не является объектом стандартизации бытовая информация, а также информация о запросах потребителей.

Услуга — результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя. Услуга может иметь материальный или нематериальный результат.

Например, результатом услуги общественного питания могут быть кулинарные изделия (материальный результат) и/или обслуживание (нематериальный результат).

Услуга как объект стандартизации подразделяется на бытовые услуги для населения и производственные услуги для организаций, изготавливающих готовую продукцию, сырье, полуфабрикаты или комплектующие изделия либо предоставляющих услуги предприятиям сферы услуг.

Продукция и услуги подразделяются на определенные классификационные группировки (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Классификация продукции и услуг

Процесс — деятельность по преобразованию входящих элементов в выходящие с использованием ресурсов (п. 3.4.1 ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, при производстве потребительских товаров сырьевые ресурсы (сырье, материалы и полуфабрикаты) в результате производственных процессов на выходе превращаются в готовые изделия.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» различают следующие процессы:

• проектирования (включая изыскания);

• производства;

• строительства;

• монтажа и наладки;

• эксплуатации;

• хранения;

• перевозки (транспортирования);

• реализации;

• утилизации.

Процессы проектирования — деятельность по разработке проектов (моделей) новых видов продукции, услуг или работ, а также процессов производства и/или обслуживания, необходимых для получения этих видов готовой продукции или оказания услуг либо выполнения работ. Например, проектирование модельерами одежды или обуви в соответствии с требованиями современной моды, разработка нового фирменного блюда поваром ресторана и т.д.

Процессы производства — процессы, предназначенные для изготовления готовой продукции или оказания услуги либо выполнения работы. Примером таких процессов могут служить производство пищевых продуктов, пошив одежды или обуви в ателье, на швейных или обувных фабриках; производство или доработка стройматериалов при строительных или ремонтных работах.

Процессы строительства — деятельность по возведению новых зданий, сооружений и других объектов.

Монтаж деятельность по сборке готовой к эксплуатации продукции или зданий, сооружений из комплектующих изделий.

Наладка — деятельность по доведению продукции до состояния полной готовности к эксплуатации, включая проверку этой готовности.

Эксплуатация — деятельность по использованию продукции в соответствии с ее назначением.

Хранение — процесс, предназначенный для обеспечения сохраняемости продукции с наименьшими потерями. Хранение производится только для продукции и не свойственно услугам и работам, которые не сохраняются.

Процессы перевозки (транспортирования) — деятельность по перемещению материальной продукции (груза) из пункта отправки в пункт назначения.

Услуги и работы, а также нематериальная продукция не перевозятся. В отношении информации применяется термин «передача», что в данном случае равнозначно транспортированию.

Перемещение грузов ручным способом без использования средств механизации называется переноской грузов (например, переноска мешков или ящиков грузчиками).

Процессы реализации — деятельность по передаче продукции (товара) от продавца покупателю (приобретателю).

Утилизация — деятельность по промышленной вторичной переработке или уничтожению использованной материальной продукции.

Среди перечисленных стандартизированных Федеральным законом «О техническом регулировании» процессов отсутствует процесс передачи информации, который можно было бы рассматривать как разновидность процесса ее реализации. Однако реализация продукции производится всегда на возмездной основе, а передача информации может происходить как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Передача информации регламентируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и/или физических лиц (ст. 38 Налогового кодекса РФ).

В отличие от производственных процессов, которые носят внутренний характер, работы, проводятся по заказу сторонних лиц.

В отличие от услуг, при предоставлении которых заказчик и исполнитель взаимодействуют определенное время, работы чаще всего носят характер производственной деятельности без участия заказчика. Его контакты с организацией, выполняющей работы, ограничены заказом и приемкой результатов работы (например, строительные, дорожные работы и т.п.). Кроме того, результаты услуги реализуются и потребляются в процессе ее оказания, а результаты работ — после их окончания.

Персонал — совокупность физических лиц, объединенных принадлежностью к определенной организации. Персонал является составным элементом оказания услуги или выполнения работ. В последнее время начата разработка национальных стандартов и стандартов организаций, устанавливающих требования к персоналу, его профессиям, например профессиональные стандарты к обслуживающему персоналу в области ресторанного бизнеса, разработанные Федеральной ассоциацией рестораторов и отельеров.

Объекты стандартизации — продукция, услуги, персонал, их классификация и кодирование — регламентируются Общероссийскими классификаторами (ОК), например ОК продукции (ОКП), ОК услуг населению (ОКУН), ОК профессий и специалистов и т.п. Другие аспекты объектов (требования к качеству, процессам, обеспечивающим их формирование, сохранение и т.д.) устанавливаются документами по стандартизации (стандартами, техническими регламентами и т.п.), а также нормативно-техническими документами (техническими условиями и др.).

Объекты стандартизации подразделяются на стандартизированные — подвергшиеся стандартизации и не стандартизированные — подлежащие стандартизации.

В зависимости от соблюдения или несоблюдения установленных требований продукция и услуги могут быть стандартными или нестандартными.

Субъекты стандартизации

Субъектами стандартизации являются: Центральный орган исполнительный власти в сфере стандартизации, совет по стандартизации, технические комитеты по стандартизации либо другие субъекты, занимающиеся стандартизацией.

Стандартизация может осуществляться на региональном, национальном или международном уровнях.

Если в роли субъекта стандартизации может выступать соответствующий орган любой страны, то стандартизация является международной.

Если субъектом стандартизации являются соответствующие органы государств одного географического, экономического либо политического региона мира, то это региональная стандартизация.

Стандартизация является национальной, если она осуществляется в рамках одного государства соответствующими органами.

В зависимости от сферы распространения и статуса различают уровни и подуровни субъектов (табл. 1.1).

Таблица 1.1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: