Прочитайте текст, выполните задания 20 - 25




 

(1)Как человек появляется на свет, как он растёт в первые свои годы, как становится человеком — ему самому неведомо. (2)Начало жизни в памяти у него не остаётся. (З)Самое важное пропадает. (4)Память о детстве появляется к трём-четырём годам, когда начинается «я». (5)0 первых годах можно узнать по рассказам родителей, нянек: какие-то сценки, словечки... (б)Природа зачем-то прячет от человека самый нежный, сладостный период его жизни. (7)Но для чего? (8)Какой-то смысл это засекречивание имеет, ибо всё, что творит природа, неслучайно, отнюдь не небрежность, не злокозненность.

(9)Зато потом постоянно борются забвение и память — не поймёшь, что именно мы забываем, почему этого человека, хорошего, умного, мы забываем, а никчёмного помним. (10)Что-то памяти удаётся отстоять, что-то удаётся изъять. (11)Остатки, те, что сохраняются, это и есть личность, она состоит из воспоминаний, и прежде всего детских.

(12)Воспоминания, если угодно, нуждаются в уходе. (13)Их полезно перетряхивать, освежать, осмысливать, особенно ранние. (14)Неслучайно Лев Толстой начал свою работу с рассказа о детстве. (15)В двадцать восемь лет он занялся воспоминаниями — тем, чем обычно кончают. (16)Максим Горький стал писать «Детство» в сорок пять лет. (17)А Михаил Зощенко писал «Перед восходом солнца» в сорок девять лет и долго мучился, пытаясь восстановить свою самую раннюю память — прапамять.

(18) И в этом деле добился редких результатов: это был удачный опыт такого рода реставрации памяти. (19)Однако думается, что работы его были бы тем легче, чем раньше он занялся бы ими.

(20) Любимец Мнемозины Владимир Набоков лучшим способом доказал, что детство — родина писателя. (21)«Другие берега» выстроены из сокровищ детской памяти, это торжество детской памяти. (22)Каким-то чудом он сохранил свежесть её красок, запахов, ощущений.

(23) «Перед моими глазами, как и перед материнскими, ширилась огромная, в синем сборчатом ватнике кучерская спина с путевыми часами в кожаной оправе на кушаке, они показывали двадцать минут третьего». (24)Окончание фразы должно подтвердить фотографическое устройство набоковской памяти.

(25) Однажды, будучи в США, в Канзасском университете, я разговорился с бывшим приятелем В. Набокова. (26)Он рассказал любопытные подробности о том, как Набоков ухаживал за своей памятью, можно сказать, лелеял её. (27) К примеру, в годы жизни в США, а затем в Швейцарии он не обзаводился собственной мебелью, книгами. (28)Жизнь в гостиницах, пансионатах позволяла это. (29)Он всячески избегал приобретать вещи: они, как он считал, отнимают память. (ЗО)Он старался сохранять мир своего детства во всех микроподробностях нетронутым...

(31) Вспоминая свою жизнь, понимаю, что многое из прошлого умерло во мне и продолжает умирать. (32)Память — это то, что спаслось.

(По Д. А. Гранину)

Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Память человека устроена так, что она хранит воспоминания только о хороших людях и уничтожает воспоминания о плохих.

2) О первых годах своей жизни человек узнаёт, как правило, от близких людей.

3) Рассказ о детстве Л. Н. Толстой написал уже в старости.

4) Произведение М. М. Зощенко «Перед восходом солнца» — это мучительная попытка восстановить свою самую раннюю память.

5) Живя за границей, В. В. Набоков старался приобрести как можно больше новых вещей.

 

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 12, 13 представлено повествование.

2) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.

3) В предложении 23 представлено описание.

4) Предложения 27-30 иллюстрируют то, о чём говорится в предложении 26.

5) В предложениях 31, 32 представлено рассуждение.

 

22. Из предложений 20-24 выпишите устаревшее слово со значением «пояс».

 

 

23. Среди предложений 25-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

«О том, насколько образен язык Д. А. Гранина, можно судить по использованию такого тропа, как (А) („реставрация памяти“ в предложении 18). Синтаксические средства выразительности: (Б) („перетряхивать, освежать, осмысливать” в предложении 13, „красок, запахов, ощущений” в предложении 22), (В) („и прежде всего детских” в предложении 11, „особенно ранние”

в предложении 13) — помогают автору более точно выразить свою мысль. На протяжении всего текста Д. А. Гранин использует приём — (Г) („забываем” — „помним” в предложении 9, „занялся” — „кончают” в предложении 15, „умерло” — „спаслось” в предложениях 31 и 32)».

 

Список терминов:

1) лексический повтор

2) разговорная лексика

3) метафора

4) эпитет

5) вводные конструкции

6) уточняющие конструкции

7) ряды однородных членов предложения

8) фразеологизм

9) антитеза

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: