Социально-философские идеи




Идеи Макиавелли не ограничивались одним только государственным управлением. Писатель заложил основы абсолютно нового мышления, отличного от средневековой схоластики. Макиавелли считал, что философия не должна сводиться к пустому созерцанию, а носить практический характер и служить на благо обществу.

Одним из первых в эпоху перехода к новой эпохе европейской истории Макиавелли разработал универсалию "человеческой природы", признаки которой он черпал из примеров наиболее близкого ему класса итальянских горожан, распространяя их на всех людей — не только своей страны и эпохи, но и прошлых веков греко-римской истории. Универсалия Макиавелли заключалась в том, что "о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива".

Макиавелли переосмыслил понятие «морали», также отвергнув её религиозное толкование. Мораль и нравственность для флорентийского писателя, в первую очередь, касались отношений человека и общества. Из-за этих идей католическая церковь включила все сочинения Макиавелли в «Индекс запрещённых книг». Рационалистический стержень социально-философской доктрины Макиавелли почти исключает проблему Бога. Однако это не означает, что автор «Рассуждений» и «Государя» не видел никакого смысла в рассмотрении вопросов религии; он хорошо понимал, что без той или иной религии, в которой тогдашние народные массы обычно находили свое единственное духовное утешение, общественно-государственная жизнь невозможна.

Размышляя о том, почему древние народы были «больше нашего преданы свободе», он видит причину в «разнице воспитания» и в «различии религии». По мнению Макиавелли, христианство, пусть и открывая верующим «истину и правильный путь жизни», учит, однако, переносить все надежды на небеса, меньше ценить мирские блага. Христианство «признает святыми большею частию людей смиренных, более созерцательных, чем деятельных», оно «полагает высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении от жизни». В результате «этот образ жизни, как кажется, обессилил мир и предал его в жертву мерзавцам. Когда люди, чтобы попасть в рай, предпочитают скорее переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается обширное и безопасное поприще». Таким образом, не только анализ политики отделен и освобожден у Макиавелли от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим соображениям.

Широко известны слова автора «Государя» (гл. XVIII) о том, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Такого рода политическое вероломство давно получило наименование макиавеллизма. Для одиозного значения этого термина сам автор «Государя» не давал серьезных оснований. Напротив, он глубоко постиг новое качество политики.

Но хотя политика несовместима с морализированием, политическая философия автора «Государя» вовсе не означала оправдания насильственной и аморальной практики любого правителя государства и в любые времена. Необходимо принимать во внимание, что Макиавелли видел суть государства в "общем благе", выражавшем общенациональные интересы. Государь, политик вообще должен проявлять гибкость, постоянно учитывать изменчивость времен. Он бывает вынужден прибегать и к любой жестокости, но она ни в коем случае не может оставаться некоей самоцелью, а должна соответствовать государственному интересу.

Заключение

Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Фактически Макиавелли стал основателем новой области знаний — политической науки. Он занялся разработкой её предмета, объекта изучения и методологии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому занимает господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство.

До недавнего времени работы Макиавелли рассматривались лишь в рамках исторических политических учений. Однако в последние годы эти теории вызывают полемику в разрезе новейших наук и сфер деятельности. К наиболее обсуждаемым можно отнести вопросы морали, применимости учения Макиавелли в контексте современной политики и практического менеджмента.[2]

Столь известные лозунги Н. Макиавелли, как «Цель оправдывает средства» и «Победителей не судят» долгое время были резонансными. Методы Макиавелли часто называют аморальными. Однако ряд современных авторов отстаивает новый взгляд на проблему морали и этики макиавеллианства: Макиавелли отстаивал поведение, которое мы могли бы счесть аморальным только при определенных обстоятельствах, то есть когда свободе государства угрожали. В действительности он поддерживал представление о том, что мы теперь называем чрезвычайными полномочиями правительства. Макиавелли никогда не предлагал, чтобы аморальные действия были нормой. На мой взгляд, человек должен всегда действовать в согласии со временем.

Что касается применимости его политических учений в контексте современной политики, то часть политологов считает неактуальными идеи Макиавелли относительно мер и средств, оправданных и дозволенных в современной политике. Другие ученые полагают, что «концепция Макиавелли относится к тому, что должен делать государственный деятель, что логично и разумно сделать, чтобы сохранить здоровье и силу государства. Необходимость содействовать интересам государства оправдывает мошенничество, силу, ложь и насилие. Цели политики диктуют не моральность, а рациональность средств».

Еще один вопрос о применимости макиавеллианской теории в контексте современного менеджмента и стратегии и организационного поведения: его воспринимают как руководство к действию. Один из авторов заявляет так: «Государь» - это эквивалент XVI в. книге Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Проводится параллель между Макиавелли и современным менеджером, прочерчивается прямая интеллектуальная последовательность между «Государем» и современными методиками управления. Интерактивный подход, маркетинг взаимоотношений и услуг - все эти дисциплины позаимствовали свои базовые концепции из Макиавелли, только применены они в более современные времена.

Я считаю, что макиавеллизм не просто политическое учение, но и способ скрытого поведения людей, заложенный в психической структуре личности, который наблюдается не только в политике, но и в повседневной жизни. В этой связи можно сделать вывод о том, что политика выявляет циничные черты индивидуального человека и социума в целом.

Невозможно переоценить вклад Н. Макиавелли в теории гуманитарных наук, это с точностью подтверждает тот факт, что вот уже более 500 лет как Н. Макиавелли ушел из жизни, а его работы вызывают дискуссии, эмоции. Макиавелли до сих пор в тех или иных аспектах упоминается философами, политологами, историками, а сегодня и менеджерами.

Список использованной литературы

1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. - 944 с.

2. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 656 с.

3. Философия права: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. 92 с.

4. Андреев С.Н. Макевиаллизм и маркетинг некоммерческих субъектов // Некоммерческие организации в России. 2005. №1. С. 73-87.

5. Лимонов, В. Л. Философия истории Николло Макиавелли / В. Л. Лимонов. — Текст: электронный // CyberLeninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-istorii-nikkolo-makiavelli (дата обращения: 13.10.2020).https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-razum-nikkolo-makiavelli

6. Сафаргалиев, Э.Р. Актуальные проблемы творчества Н. Макиавелли / В. Л. Лимонов. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. — 2007. — № № 3 (8). — С. 204-211.

7. Бутов, А. В. Концепция государственного управления Н. Макиавелли / А. В. Бутов. — Текст: непосредственный // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2016. — № № 6 (90). — С. 174-182.

8. Корнев, А.В. Подходы к периодизации истории политических и правовых учений: традиции и критерии / А. В. Бутов. — Текст: электронный // Актуальные проблемы российского права", 2020, N 8 (СПС Консультант Плюс).

9. Татарников М.А. Эффективное руководство и лидерство в образовательных учреждениях // Управление образовательной организацией. 2019. N 7. С. 3 – 6 (СПС Консультант Плюс)


[1] Бутов, А. В. Концепция государственного управления Н. Макиавелли / А. В. Бутов. — Текст: непосредственный // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. — 2016. — № № 6 (90). — С. 174-182.

[2] Сафаргалиев, Э.Р. Актуальные проблемы творчества Н. Макиавелли / В. Л. Лимонов. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. — 2007. — № № 3 (8). — С. 204-211.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: