Начало кардинальных перемен в стране. «Шоковая терапия» в экономике




На ключевых государственных постах новой суверенной России, в органах власти и управления субъектов федерации, в экономических структурах, включая частный бизнес и банковское дело, утвердились старые номенклатурные работники, с разной степенью искренности воспринявшие принципы демократии или почти не скрывавшие своих прокоммунистических взглядов. По подсчетам социологов, доля выходцев из бывшей союзной и республиканской (РСФСР) номенклатуры, плавно переместившихся на новые руководящие должности, колебалась от 70 до 80% в зависимости от сферы приложения их труда. Вместе с тем они в своей массе были готовы к более решительным и резким действиям по реформированию общества, так как ясно понимали, что любое промедление в сложнейшей социально-экономической и политической ситуации после августовской России грозит общественными потрясениями и утратой контроля правящей элиты над страной.

Победа демократических сил в августе-сентябре 1991 г. положила начало коренным преобразованиям экономической и общественно-политической системы. В этом направлении руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них – глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

В октябре 1991 г. Президент РФ выступил с программным заявления, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции. При этом он пообещал, что выполнение этих задач потребует всего 6-8 месяцев, и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные положительные результаты.

Практическое внедрение радикальной модели экономического реформирования возглавил вице-премьер Е.Т. Гайдар. С 1 января 1992 г. началась либерализация цен, россияне лишились всех своих сбережений, освобожденные цены на товары подскочили к концу 1992 г. не в 3-5 раз, как было обещано, а в 100-150 раз. Рост заработной платы, социальные компенсации несоизмеримо отставали от развивающейся гиперинфляции. К весне 1992 г. это вызвало мощнейший социальный взрыв.

В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации государственной собственности, согласно которой началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам, включая младенцев. Было разрешено вкладывать эти бумаги в акции предприятий, которые в перспективе должны были дать прибыль. Но получилось не так, как предполагалось. Почти 70% акций через свободную продажу и при поддержке правительства оказались в руках номенклатуры и управленцев, владельцев коммерческих структур и т.п. Самое главное новые владельцы приватизированных предприятий не обеспечили вложение средств в их модернизацию, новые технологии и пр. Потому те только не произошло роста прибыли, но продолжался общий спад производства.

В ходе экономической реформы значительно сократилось потребление населением продуктов питания. В большинстве случаев на питание расходовалось ¾ семейного бюджета. Ухудшилось медицинское обслуживание, положение детей, стариков, что привело к сокращению продолжительности жизни, повышению смертности над рождаемостью. Общая численность населения России стала сокращаться.

Росла инфляция, не оправдывались расчеты правительства на помощь Запада. Лишь Международный валютный фонд выделил несколько миллиардов долларов для стабилизации курса рубля. В итоге задачи первого этапа реформ так и не были решены. В декабре 1992 г. Е.Гайдар был снят с поста премьер-министра. Новым главой правительства был назначен В.С. Черномырдин.

Правительство Черномырдина заявило о поддержке курса реформ, но обещало внести в него «определенные коррективы». Была оказана поддержка государственным предприятиям, введена единая тарифная сетка оплаты труда. Но спад производства продолжался как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

В 1994 г. Черномырдин сосредоточил свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, привлечении иностранных инвестиций. В 1995 г. замедлились темпы спада производства, роста инфляции. Но в целом кризис преодолеть не удалось.

Неудачно прошел второй этап приватизации. Суть его заключалась в свободной купле-продаже акций частных и акционированных предприятий на бирже по рыночному курсу. Однако вскоре государственная собственность – крупные металлургические заводы, нефтяные компании и др. были проданы в частные руки по цене в десятки раз ниже рыночной. Казна не получила ожидаемых средств, предприятия не давали прибыли.

Весной 1992 г. начались массовые всероссийские акции протеста против экономической и социальной политики государства. По стране прокатилась мощная волна забастовок, в которых участвовало 5 млн. человек. Проходили митинги, демонстрации, организовывались пикеты. Раздавались требования не только выплаты зарплаты и пособий, но и отставки Черномырдина и Ельцина, смены курса реформ. Кабинет Черномырдина подвергся реорганизации. На должность первого вице премьера был назначен А.Б. Чубайс, еще одним вице-премьером стал нижегородский губернатор Б.Н. Немцов.

К осени 1997 г. Россия вступила в новый период реформирования. Символом стабилизации, по замыслу молодых реформаторов, должна стать деноминация рубля – единовременное повышение его покупательной способности в тысячу раз. 1998 г. не только не принес ожидаемого улучшения в социально-экономической сфере, но еще больше усугубил положение.

Развившийся финансовый кризис разрушающе повлиял на экономику страны, привел к дальнейшему обнищанию миллионов граждан. Его спровоцировало резкое падение мировых цен (от 20 до 40%) на основные экспортные товары, наполнявшие бюджет страны: нефть, нефтепродукты, газ, цветные металлы. В итоге стал расти долг государства по выплатам песий, социальных пособий, зарплаты.

В такой обстановке Президент Б. Ельцин отправил в отставку правительство В.С. Черномырдина. Его преемником стал в апреле 1998 г. С.В. Кириенко. Правительство стало готовить антикризисную программу. Главное место в ней было получение много миллиардного кредита от Международного валютного фонда.

Первая часть кредита была получена в июле 1998 г., но это не спасло положение. Осознав, что дальше бюджет не сможет вынести очередных выплат для погашения долгов, правительство 17 августа ввело мораторий на банковские расчеты с Западом и выплату дивидендов по внутренним обязательствам государства перед гражданами России. Далее были поставлены такие задачи, как заморозить счета в банках и девальвировать рубль.

Это привело к параличу всей банковской системы, массовому оттоку иностранных инвестиций, новому спаду промышленного производства, взлету инфляции и цен на основные виды товаров. Итогом этих мероприятий стало падение уровня жизни россиян.

Президент Ельцин вновь пошел на смену правительства. С сентября 1998 г. его возглавил Е.М. Примаков. Вскоре были определены новые приоритетные задачи кабинета: жесткий режим экономии; борьба с коррупцией и преступностью; оживление реального сектора экономики, переговоры с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по долгам.

Постепенно ситуация в экономике стала выправляться. Падение промышленного производства сменилось к маю 1999 г. постепенным ростом. Но политическая ситуация в стране оставалась нестабильной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: