НАЧАЛО ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. МОНАСТЫРЬ И СКИТ.




Содержание

Начало Оптиной Пустыни. Монастырь и скит.

Отец Моисей. Настоятель Оптиной.

Старец Леонид.

Старец Макарий.

Старец Амвросий.

Примечания.

 

НАЧАЛО ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. МОНАСТЫРЬ И СКИТ.

Расцвет русского старчества начинается приблизительно в последней трети восемнадцатого столетия, достигает своего апогея в девятнадцатом и без перерыва продолжается вплоть до революции 1917 года. Таким образом, эта духовная тради­ция возникает в России одновременно с обновлением монастыр­ской жизни, когда благодаря архимандриту Паисию Величковскому возрождается подлинное общежительное монашество в монастырях Молдавии, откуда ученики старца рассеиваются по просторам его родины, в частности в губерниях Калужской, Курской и Орловской. Традиция эта заканчивается — или, скажем, становится для взоров внешних незаметной, — когда в революционную эпоху общежительное монашество в России исчезает.

В течение этих ста пятидесяти лет на просторах Русской земли в монастырях и скитах было множество старцев, но су­ществовала только одна Оптина, место избранное, где особая харизма старчества стала местной традицией, своего рода бла­годатной школой, воспитавшей четыре поколения старцев, к которым из всех уголков Российской империи стекались целые толпы.

Монастырь Оптина Пустынь* был расположен в Калуж­ской губернии, в двух верстах от Козельска, на правом берегу глубокой и рыбной реки Жиздры, окаймляющей опушки непро­ходимых лесов. Паром, управляемый монахами, доставлял паломников в монастырь. Оптинские настоятели, желая сохранить естественную, природную границу, отделявшую их монастырь от жизни мира сего, никогда не хотели строить моста.

Само происхождение Оптиной остается неизвестным. Тем не менее, можно предполагать, что этот монастырь существовал уже в середине XVI века. Во время «просвещенного» царство­вания Екатерины II, в эпоху великого опустошения русских мо­настырей, в Оптиной было всего лишь три монаха. К концу XVIII века митрополит Московский Платон, бывший проездом в Оптиной и пораженный красотой местности, принял надле­жащие меры для восстановления общежительной жизни в этом маленьком лесном монастыре. Но славная великая эпоха Опти­ной началась лишь тридцать лет спустя, после 1821 года, когда митрополит Филарет Киевский, бывший в то время епископом Калужским, создал вблизи монастыря маленький скит, посвя­щенный св. Иоанну Предтече. Эти уединенные кельи, располо­женные в трехстах метрах от монастыря, в самой чаще леса, предназначались для монахов, желавших всецело посвятить себя жизни молитвенной и созерцательной.

Начало Оптинского старчества тесно связано с делом Паисия Величковского, возродившего древнюю византийскую тра­дицию: особое нерасторжимое единство духовности и знания, святости и богословского размышления. Оптина завершает в России то, чего не смог закончить в Молдавии преподобный Паисий: ведь действительно, именно Оптинский монастырь, на­чиная с 1848 года, издает переведенные этим старцем и его учениками аскетические труды святых отцов. Продолжая труд Паисия, оптинские монахи, поддержанные в своем патриотиче­ском рвении великим Филаретом Московским, берутся и за другие переводы. Оптинские издания не предназначались для удовлетворения лишь небольшого числа знатоков: этим древ­ним текстам, составленным великими созерцателями Египта, Сирии и Греции, надлежало жить — они должны были стать руководством на пути духовного восхождения. Святость ушед­ших времен вновь оживает, возрождаясь в святости современ­ной в образе русского старчества, одновременно столь тради­ционного и столь удивительного по своей новизне.

До революции в Оптинском монастыре бskj около трехсот монахов; ни у кого не было своей собственности. Монахи полу­чали в монастыре все необходимое для жизни: пищу, одежду, обувь. У каждого из них, даже у послушника, была своя келья, где он мог проводить время в молитве, чтении и научении или же заниматься рукоделием. День распределялся в зависимости от церковных богослужений, занимавших от семи до восьми часов в сутки. Никакое формальное правило не принуждало насельников присутствовать на всех службах — каждому пре­доставлена была свобода поступать по своей монашеской сове­сти. Та же духовная свобода позволяла, — как монахам, так и послушникам, — располагать по своему усмотрению временем, не занятым каким-либо «послушанием», наложенным настоя­телем. В монастыре никогда не прибегали к наемному труду:

все работы — полевые, лесные и прочие, так же, как послуша­ния по кухне, трапезам и всяким другим нуждам, несли мона­хи или послушники. В жизни оптинской общины не ощущалось никакого принуждения, никакого сковывающего контроля: дис­циплина, основанная на доверии, осуществлялась непосредст­венно сама собой. Во всем ощущалось присутствие старцев, живших в безмолвии скита среди леса: оно создавало в жизни монастыря ту особую атмосферу сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала прибывавших в Оптину палом­ников.

Маленькая лесная дорожка вела от монастыря к скиту. Внешний вид его довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запре­щен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, пол­ный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: