Фонапедический метод развития голоса (ФМРГ) В. Емельянова




Фонапедический метод развития голоса (ФМРГ) получивший широкое распространение в 90-е годы XX века и вызывающий споры в настоящее время, представляет собой систему методов формирования певческого голоса. Автор ставит перед собой прежде всего техническую цель - создание инструмента - певческого голоса, при помощи которого ребенок сможет исполнять музыкальные произведения. По В.В.Емельянову: «координационно-тренировочный этап» - технический этап должен предшествовать художественному этапу обучения пению.

В.В.Емельянов в процессе развития голосового аппарата концентрирует внимание учащихся на формировании следующих показателей певческого голосообразования:

· целесообразное использование режимов работы гортани (регистров) (штро-бас, головной, грудной, свистковый),

· фонационный (певческий) выдох,

· певческое вибрато и произвольное управление его частотой и амплитудой,

· особая форма ротоглоточного рупора, умение пользоваться резонаторами,

· особая манера артикуляции гласных и согласных звуков.

В перечне регистров (в терминологии В.В.Емельянова – «режимов работы гортани») отсутствует микстовый (смешанный) регистр, автор метода полагает, что этого регистра не существует. Однако эталонное, желаемое звучание детского голоса описывается как «европейская академическая оперно-концертная опертая смешанно-прикрытая манера пения»[2], что соответствует общепринятым характеристикам микстового звучания детского голоса.

Главная задача метода определяется как «коррекция регулировочного образа», коррекция комплекса ощущений, возникающих при пении (мышечных, вибрационных, давления, резонирования и др.), другими словами, это установление певческих динамических стереотипов, как относительно устойчивой системы условно-рефлекторных действий, вызывающих правильное звукообразование. Ученик запоминает правильные ощущения на приемах и сохраняет их при пении отдельных звуков, участков диапазона, в конечном счете, верные динамические стереотипы распространяются на все пение.

Приемы работы не позволяют издавать звук привычным способом, т.е. использовать привычные динамические стереотипы, приемы «корректируют регулировочный образ», в результате формируется требуемое звучание какого-либо показателя певческого голосообразования (заданный регистр, тип выдоха, способ артикуляции и т.д.). То есть можно говорить о применении алгоритма, где результат определяется исходными данными.

Приемы, предлагаемые В.В.Емельяновым не используются в классической вокальной педагогике. Это:

· непевческие приемы звукоизвлечения:

ввв- активный фонационный выдох

ррр- активный фонационный выдох, специфическая форма рупора.

hhh- активный фонационный выдох

· режимы звукообразования в различных сочетаниях, соединяемые посредством «порога» (перехода из режима в режим), что привносит в искомый режим свойства дополнительного (мягкость штро-баса, например),

· отключение какой-либо части управляемой мускулатуры (штро-бас с языком на передней губе). Цель - активизация и тренировка неуправляемых компонентов голосообразующей системы.

В занятиях активно применяется грудной натуральный режим, звучание которого должно быть мягким, не вызывать напряжения гортани, поэтому автор подчеркивает основное принципиальное ограничение фонапедического метода: грудной режим детского или женского голоса нельзя применять выше es 1. Еще одно ограничение связано с особой манерой артикуляции: не использовать речевые формы гласных (чистые гласные) выше ми-бемоль второй октавы, переходить на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного.

Первый комплекс упражнений ФМРГ «Развитие показателей певческого голосообразования» включает в себя:

· артикуляционную гимнастику, активизирующую на безусловно-рефлекторной основе не только лицевые мышцы, но и внутреннюю мускулатуру гортани;

· интонационно-фонетические упражнения (согласные, ШСФКТПБДГВЗЖ; гласные УОАЭЫ- ЫЭАОУ «Страшная сказка»), вырабатывающие особую форму ротоглоточного рупора, обеспечивающего лучшие условия для резонирования, и стабилизирующие положение гортани;

· голосовые сигналы доречевой коммуникации, где проявляется верная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата.

Затем следует группа упражнений на освоение регистров и их сочетаний:

· тренировочные программы для грудного регистра женского или детского голоса (ррр - грудной «Ы» ххх - грудной «А»),

· тренировочные программы на переходе из грудного в фальцетный (октавы на ррр; октавы ррр – «Ы»),

· тренировочные программы для фальцетного регистра детского или женского голоса: (ррр – ыыы).

А также дополнительная программа для развития певческого вибрато механическим приемом.

В настоящее время эйфория по отношению к методике В.В.Емельянова проходит, наоборот, она начинает вызывать негативное отношение. Значительное количество детей, занимающихся по этой методике получило фониатрические заболевания. Тем не менее, хоровые коллективы, занимающиеся «по Емельянову», демонстрируют высокое качество звучания, занимают первые места на областных конкурсах, что обеспечивает к ФМРГ постоянный интерес.

Хормейстер, занимающийся по методике В.В.Емельянова, или использующий отдельные ее приемы, должен быть хорошо подготовлен. Прежде всего, необходимо понимать физиологическую основу воздействия этих приемов на голосовой аппарат ребенка, иметь чуткий вокальный слух, способный оценить правильность выполнения упражнений и исключить опасность для детского голоса. На занятиях необходим постоянный индивидуальный контроль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: