Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8;.




ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) по­ставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует но­меру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове неверно определено ударение?

1) бралА 2) осуждЁнные

3) ходАтайство 4) цЕмент

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Хороший стратег умеет спокойно ВЫЖИДАТЬ удобного момента, обладает замечательной ситуационной интуицией и всегда действует с учётом изменившихся условий.

2) Чтобы ВОСПОЛНИТЬ недостаток фосфора в организме, необходимо регулярно употреблять в пищу рыбу.

3)Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.

4) Незадачливый путешественник, бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на быстро темнеющее небо, направился к своей хижине, радуясь, что построил её под плотным навесом.

А3. В каком предложении есть грамматическая ошиб­ка в образовании формы слова?

1) Не бежите по эскалатору, не обгоняйте идущих впереди!

2) В две тысячи восемнадцатом году будет проходить очередная Олимпиада.

3) Таксопарку требуются шофёры, хорошо знаю­щие город.

4) На нашем факультете учатся будущие бухгал­теры.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Спустившись по крутому склону,

1) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

2) лыжников ожидал последний этап соревнований.

3) получался значительный выигрыш во времени.

4) можно было добраться до посёлка за час-полтора.

А5. Укажите предложение с грамматической (синтак­сической) ошибкой.

1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

2) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чув­ствуют себя хорошо.

3) Сразу по приезде в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

4)В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается спитанием, оно вполне удовле­творяет всех.

А6. В каком предложении придаточную часть сложно­подчинённого предложения нельзя заменить при­частным оборотом?

1) Впечатления, которые мы получаем в раннем детстве, оказывают на нас огромное влияние.

2) В небольшом зале два тенора пели дуэт из «Пуританки», и всё вокруг затоплялось волна­ми бархатных звуков, которые лились в душу.

3) При воспоминании об Аделине Патти я пере­живаю вновь то состояние, которое испытал, слушая её колоратуру.

4) У почти безголосого тенора Нодена, который тем не менее считался лучшим вокалистом, была совершенно поразительная манера пения.

 

Прочитайте предложения и выполните задания А7-А12.

(1)... (2)Существует, например, так называемый «эффект ореола». (3)Он проявляется в том, что общее впечатление о человеке влияет на вос­приятие каждого отдельного свойства его лично­сти. (4)Если общее впечатление благоприятно, то мы склонны видеть только достоинства этого че­ловека. (5)Отрицательные же качества либо не замечают, либо оправдывают так или иначе. (6)... если общее впечатление о человеке отрицательно, то даже его благородные поступки истолковыва­ются как неприемлемые или своекорыстные.

А7. Какая фраза должна быть первой в этом тексте?

1) Художники эпохи Возрождения хорошо знали, как использовать разные цвета, чтобы добиться того или иного зрительного эффекта.

2) Каждый человек соотносит информацию о другом человеке с представлением о самом себе.

3) Исследования показывают, что люди редко ошибаются, оценивая личностные качества другого человека.

4) Психологи, изучающие процесс восприятия, установили типичные причины искажения представлений людей о другом человеке.

А8. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 6?

1) И всё-таки 2) И наоборот,

3) Кроме того, 4) Поэтому

А9. Какое слово или сочетание слов служит граммати­ческой основой в одном из предложений?

1) существует (в предложении 2)

2) впечатление влияет на восприятие (в предло­жении 3)

3) склонны видеть достоинства (в предложении 4)

4) не замечают, оправдывают (в предложении 5)

А10. Укажите верную характеристику шестого (6) пред­ложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями

А11. В каком из перечисленных предложений есть на­речие?

1) 5 2) 6 3) 3 4) 4

А12. Каково значение слова ОРЕОЛ в терминологиче­ском сочетании эффект ореола (предложение 2)?

1) светящийся круг над головой как символ свя­тости

2) устойчивая репутация, сложившееся мнение о человеке

3) блеск, почёт, окружающий кого-либо

4) сияние вокруг светящейся точки

А13. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется Н?

Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом – болотистой таинстве(4)ой тайгой.

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 3, 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена проверяе­мая безударная гласная корня?

1) п..томки, состр..дание, безотл..гательно

2) раст..рание, патри..тический, т..ряться

3)об..зательный, отк..заться, прод..вец

4) сист..матический, нар..диться, отр..слевой

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..родители, пр..медление, раз..слать

2) и..чезнуть, во..горание, не..гораемый

3) об..ем, ад..ютант, кон..ячный

4) пр..морский, пр..украсить, безпр..крас

А16. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) шипы кол..тся, стел..щийся кустарник

2) игрок выбеж..т, прикрепля..мый

3) увид..л, туго накач..нный мяч

4) отмет..вший, намеч..нный

А17. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на месте пропуска пишется И?

А. приветл..вый Б. задир..стый В. молодц..ватый Г. налаж..вать

1) А, Б, Г 2) А, Б, В, 3) В, Г 4) А, Г

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.

2) Егор слыл (не) утомимым тружеником.

3) Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

4) Домашним животным (не) чего было опасаться людей.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Вы не правы, (ПО)ТОМУ что нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

2) (ПО)ТОМУ, что говорил дед, ясно было, что он доволен Витькой, и (ОТ)ЭТОГО хорошо становилось на душе.

3) Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (ЗА)ТО честолюбив не в меру.

4) Вода в заливе отличается чрезвычайной солёностью, а ТАК(ЖЕ) плотностью, (ПО) ЭТОМУ удары волн здесь гораздо сокрушительнее, чем в море.

А20. Укажите правильное утверждение о данном пред­ложении.

Далекий пограничный прожектор на несколько мгновений просочился в сад, безмолвно вгляделся в него () и унесся дальше шарить по берегу.

1) Предложение простое, перед И ставится запятая.

2)Предложение простое, запятая перед И не ста­вится,

3) Предложение сложное, перед И ставится запятая.

4) Предложение сложное, запятая перед И не ста­вится.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

1) 1,2 2) 2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

1) 1, 2, 3, 4 2)1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

А23. В каком предложении нужно поставить две запя­тые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) В течение первых двух недель после переселе­ния Инсарова он не более четырёх или пяти раз посетил Стаховых.

2) Елене понравились прямота и непринуждён­ность Инсарова и лицо его ей понравилось.

3) Инсаров учился и русской истории и праву и политической экономии.

4) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.

А24. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Я пытался поймать такси () не тут-то было.

1) Ставится двоеточие: вторая часть бессоюзного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Ставится тире: содержание второй части проти­вопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире: вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие: вторая часть уточняет со­держание первой.

А25. Укажите правильный вариант расстановки запя­тых в данном ниже предложении.

На конкурсе музыканты должны были иг­рать (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) по­следняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.

1) 1,2,4 2)2 3) 2,3 4) 2, 4

А26. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда назы­вают Северной Пальмирой, но (1) если спро­сить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

1) 1,2,3 2) 2, 4 3) 1,3 4) 2,3

А27. Прочитайте текст.

Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов. Например, слово кров первоначально значило только «крыша», но в со­четаниях типа остаться без крова оно имеет бо­лее широкое значение «дом», «жилище», так происходит перенос названия части на целое и слово расширяет своё значение. В других случаях, на­против, значение слова сужается, как у слова по­рох, которое в древности значило «пыль», «поро­шок», а в современном русском языке — лишь «порошкообразное взрывчатое вещество».

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая­ся в тексте?

1) Изменения лексического значения слов бывают двух типов: расширение и сужение, например, слово кров приобрело более широкое значение, слово порох — сузило значение.

2) Существуют разнообразные типы изменений лексического значения слов, например, при пе­реносе названия части на целое происходит расширение и сужение значения.

3) Есть разные типы изменений лексического зна­чения, например, расширение (при переносе на­звания части на целое) и сужение.

4) Есть разные типы изменений лексического зна­чения: расширение значения, перенос названия части на целое, сужение значения.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8;.

(1) Едва повзрослев, мы уже снаряжаем корабли памяти и отправ­ляем их, как за золотым руном, в своё детство. (2) Возвращается каж­дый на земляничную поляну, в свой классный угол, куда ставил его за провинность свой Карл Иванович, в свою комнату, где, как у Горь­кого, ждёт своя Акулина Ивановна. (3) Детство — это заговор воз­можностей, заканчивающийся рождением характера. (4) Проникнуть в тайну детства — значит в какой-то мере понять себя.

(5) Но как раскрыть тайну детства?

(6) Вот если бы прошлое наше было механизмом, уж мы бы разо­брали этот механизм по частям, докопались бы до сути, узнали бы что из чего вышло и для чего предназначено. (7) Но, к сожалению, это не так, и каждый из нас, уходя из жизни, уносит с собой свою тайну. (8) Люди уже привыкли мириться с этой горькой неизбежностью.

(9) Однако поколения и народы всё же нашли способ передавать свой духовный опыт друг другу. (10) Иначе быть не могло. (11) Челове­чество, как и отдельный человек, не может жить без памяти. (12) Эпо­хи должны общаться.

(13) И они общаются — через искусство.

(14) Никто из нас не может передать свою тайну другому. (15) И при этом мы постоянно участвуем в таком обмене, потому что природа сде­лала одно исключение — для тех, кто творит искусство. (16) Только им удаётся хоть до какой-то степени утолить извечно мучающую человека жажду бессмертия. (17) Однако, осуществляя личное бессмертие, ху­дожники осуществляют и бессмертие каждого из нас, потому что тво­рец является как бы аккумулятором духовности.

(18) После поэтов и художников остаются книги и картины. (19) С ними — некоторая надежда на познание. (20) Мы получаем воз­можность воскрешать из мёртвых.

(21) Не потому ли, сколько нас ни убеждают поэты, что их биогра­фия в их стихах, мы снова и снова перечитываем письма и дневни­ки, ловим подробности воспоминаний, как будто ждём, что прошлое обмолвится и откроет нам что-то жизненно важное? (22) Чем же ещё можно объяснить беззастенчивый интерес потомства к подробностям интимной жизни художников, публикации переписки и дневников, тайну которых так свято оберегают живущие?

(23) Интерес к чужой жизни в своей основе эгоистичен. (24) Чем пристальней мы вглядываемся в другого, тем больше узнаём себя. (25) Взгляд наш обращается внутрь, мы учимся труднейшему из чте­ний — чтению собственной души.

(По Н. Крыщуку)

Николай Прохорович Крыщук (родился в 1947 году) — публи­цист, критик, писатель. Автор книг «Приглашение к размышле­нию», «Открой мои книги», «Искусство как поведение», «Стая ба­бочек, или бегство от биографии».

 

А28. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?

1) Предложение 3: Детство — это заговор возможностей, заканчива­ющийся рождением характера.

2) Предложение 11: Человечество, как и отдельный человек, не мо­жет жить без памяти.

3) Предложение 12: Эпохи должны общаться.

4) Предложение 23: Интерес к чужой жизни в своей основе эгоистичен.

А29. Какое из перечисленных утверждений является верным?

1) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.

2) В предложениях 24—25 представлено рассуждение.

3) В предложениях 3—4 представлено повествование.

4) Предложение 10 объясняет суждение, высказанное в предложе­нии 9 текста.

А30. Какое слово употребляется в тексте в переносном значении?

1) прошлое (предложение 6) 2) духовный (предложение 9)

3) жажду (предложение 16) 4) чужой (предложение 23)

Часть 2

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите буквами.

В1. Укажите способ образования слова повзрослев (предложе­ние 1).

В2. Из предложений 6—8 выпишите притяжательные местоимения.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании КАЖ­ДЫЙ ИЗ НАС (предложение 7).

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 9—12 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 14—20 найдите предложение с обособлен­ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 21—25 найдите сложноподчинённое пред­ложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 2—8 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательной частицы, подчини­тельного союза и формообразующей частицы. Напишите но­мер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текс­та, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в рецен­зии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номерам терминов из списка.

В тексте автор применяет разнообразные средства художественной выразительности. Так, например, в первом (1) предложении мы находим не только _______(«какза золотым руном»), но и______ («корабли памяти»). В восьмом (8) предложении Н. Крыщук использует такой троп, как _______, а в двенадцатом (12) применяет _______.

Список терминов:

1) антонимы

2) градация

3) эпитет

4) парцелляция

5)сравнение

6) метафора

7) олицетворение

8) аллегория

9) риторическое обращение

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) по­ставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует но­меру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозна­чающая ударный гласный?

1) до аэропОрта 2) бАнты 3) пОваров 4) бомбардировАть

А2. В каком предложении выделенное слово употреб­лено неверно?

1) Проведённый СРАВНИМЫЙ анализ показал, что многие межвидовые различия рассматриваемых объектов можно объяснить на основе одного или двух принципов.

2) Эта статья в журнале «Мой компьютер» о том, как ОГРАДИТЬ ребёнка от возможных неприятностей, связанных с использованием Интернета.

3) Ходьба – самый простой и ЭФФЕКТИВНЫЙ вид физических упражнений, способствующих снижению лишнего веса.

4) СЛОВЕСНАЯ дуэль двух популярных телеведущих, состоявшаяся в прямом эфире, не могла не вызвать интереса со стороны зрительской аудитории.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырёмстам пятидесяти

2) почётные титулы

3) нет сапогов

4) лягте

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: