Барнаульский сереброплавильный завод.




Степанская, Т.М. Архитектура Барнаула / Т. М. Степанская. – Барнаул: Азбука, 2006. Стр. 35-37.

Из всех сибирских заводских комплексов наиболее совершенным являлся Барнаульский сереброплавильный завод. Без изменений сохранились его планировка и значительная часть построек. Построенный в 1736-1744г.г., в течение полутора столетий завод являлся главным градообразующим фактором в становлении и развитии города. К 30-м годам XIX в. на его территории сформировался крупный архитектурно-градостроительный ансамбль… Площадь завода превышала 17 гектаров.

Строительство каменных корпусов завода началось в 1809 г. Первая плавильная фабрика была закончена в 1826г… соавтором ее проекта был П.К.Фролов, с 1817г. начальник Алтайского горного округа…

Вторая плавильная фабрика была выстроена по проекту М.С.Лаулина к 1811г. В 1838-1839 г.г. она была реконструирована Я.Н.Поповым…

Редким памятником промышленной архитектуры конца XIX в. является старейшее производственное здание Барнаульского завода – важня. Оно находится на территории завода по правую сторону Барнаулки. Важня - характерный пример применения арочный конструкций в промышленном строительстве…

В начале ХХ в. была заложена кирпичом торцовая сторона важни, в таком виде постройка сохранялась до конца 1950-х годов. Потом она была превращена в двухэтажное

закрытое помещение, но конструкции старой важни хорошо просматриваются на фасадах строения.

На правом берегу Барнаулки параллельно плотине стоит одноэтажное кирпичное здание. На фасаде, обращенном к бывшему пруду, видны два ряда кирпичных арок… Это бывшая вторая плавильная фабрика завода. Здание сохраняет облик, который придал ему в 1830-х годах архитектор Я.Н.Попов… Здание бывшей второй плавильной фабрики является ценным памятником русской промышленной архитектуры первой половины XIX в. В настоящее время в нем размещаются гараж, кузница и другие службы Барнаульской спичечной фабрики.

В целом ансамбль Барнаульского сереброплавильного завода производил сильное впечатление благодаря стилевому единству зданий, выдержанных в формах архитектуры классицизма.

Старцев, А.В. История Барнаула: Учеб. пособие для сред. шк. / А.В. Старцев, М.О. Тяпкин, О.А. Тяпкина. – Барнаул: Алт. полигр. комбинат, 2000. - 326 с. Стр. 44-45.

Конец XVIII – начало XIX вв. для Барнаула было временем дальнейшего роста и развития города, металлургического производства и превращения центра Колывано-Воскресенского округа в «Сибирские Афины». Барнаульский сереброплавильный завод к 90-м годам XVIII в. уже имел 30 плавильных печей. Ежегодно здесь выплавлялось более 1/3 всего алтайского серебра (430-460 пудов). Территория завода составляла 10 гектаров.

Препятствием на пути расширения производства было то, что заводские корпуса быстро ветшали и приходили в негодность, поскольку были построены из дерева, подверженного вредному воздействию газов и влаги. На протяжении второй половины XVIII в. здания плавильных фабрик неоднократно перестраивались. Однако, поскольку они строились опять-таки из дерева, это проблемы производственных площадей не решало.

Расширение металлургического производства, наводнение 1793 г., пожар 1808 г., когда сгорела Вторая плавильная фабрика, и ряд других причин побудили администрацию в начале XIX в. приступить к строительству заводских строений, в первую очередь плавильных фабрик, из кирпича.

К постройке кирпичных корпусов приступили в 1809 г. проект Второй плавильной фабрики составил Михаил Лаулин (бергешворен). Строительство здания фабрики было закончено в 1811 г. Через несколько лет обнаружились недостатки в закладке фундамента, который оказался слишком слабым. В 1838-1839 гг. стены фабрики были реставрированы.

Перестройку Первой плавильной фабрики также начали в первом десятилетии XIX в. Автор проекта фабрики неизвестен, но вероятнее всего, в ее строительстве принимали участие архитекторы А.И.Молчанов, Л.И.Иванов, Я.Н.Попов.

Окончательный проект был составлен в 1827 г. Л.И.Ивановым. Построена Первая плавильная фабрика была к 30-м годам XIX века. Последняя из сохранившихся печей была разобрана в 1960-е годы.

Пожары начала XX века сильно повредили здания Первой и Второй фабрик, однако некоторые фрагменты сохранились и до наших дней.

После постройки каменных зданий обеих плавильных фабрик была и перестроена и заводская плотина. Ее коренная реконструкция была проведена после наводнения 1793 г. Восстановлением плотины руководил И.Черницын. размеры перестроенной плотины были следующими: длина 500 метров, высота – 8, ширина по верху – 26. для своего времени это грандиозное гидротехническое сооружение. Помимо повышения ее прочности, плотине попытались придать привлекательных архитектурных облик. По ее гребню были высажены деревья, образующие бульвар между прудом и заводской территорией, главный водосливный ларь был огорожен декоративной решеткой и т.д. В середине XIX в. на плотине по проекту Я.Н.Попова был построен павильон.

На территории современной спичечной фабрики есть здание, которое сохранило практически свой первоначальный облик. Это здание важни, построенное в последней четверти XVIII в. Это было одно из первых кирпичных зданий в Барнауле. Важня находилась на заводской территории на правом берегу реки Барнаулки. Это монументальное кирпичное сооружение, выполненное в характерном для промышленного зодчества конца XVIII в. стиле.

В целом, производственные здания Барнаульского сереброплавильного завода отличались четкостью внутреннего членения, простотой и строгостью конфигурации, надежностью исполнения. С начала XIX в. заводской комплекс строился в соответствии с принципами классицизма в архитектуре, что проявилось в первую очередь в исполнении фасадов зданий и включении заводских построек в единый городской ансамбль.

«Изобретение ненадолго пережило изобретателя».

Бондаренко, Т.В.. Путеводитель по архитектурным ансамблям площадей Барнаула XVIII-XX вв.: научное издание / Т. В. Бондаренко. –Барнаул: [б. и.], 2006.-147 с.

Соборная площадь (Площадь Свободы). Она на­ходится в Центральном районе при пересечении ул. Пушкинской и Соборного переулка (с 1927 года - пр-та Социалистического). В плане Барнаула 1877 г.- обозначено также название "Соборная площадь". а уже в плане 1923 г." - площадь Свободы». В центре площади находилась церковь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, о строительстве которой ходатайствова­ли в 1747 г. перед Колывано-Воскресенским начальством первые жители Барнаульского завода. Петропавловская церковь возво­дилась как соборная, главная церковь горного ведомства. Строить первую церковь в 1748 г. решили между казармами и офицерскими домами. Петропавловский собор завершал перспективу всей улицы Барнаульского городского поселка, так называемой Петропавлов­ской линии, образуя вокруг себя Соборную площадь. Единственное культовое сооружение Барнаульского завода с отдельно стоящей 22-метровой колокольней под шпилем являлось композиционным центром площади. Здание собора не сохранилось, но сохраняется возможность его восстановления на прежнем месте.

На карте 1907 года, не будучи обозначенным как площадь, су­ществовало лишь свободное пространство перед Собором Петра и Павла. С одной стороны располагались Соборная церковная школа и Казначейство, с другой стороны - Главное управление Алтайско­го округа (Кабинет начальника округа). Со стороны улицы Петро­павловской располагалась Казарма Местной команды.

Дмитриев, А.В. Экскурсии по Барнаулу [Электронный ресурс] / А.В. Дмитриев. – Режим доступа: https://dmitriev-anatoly2010.narod.ru/data/barnaul.html – Загл. с экрана.

Соборная площадь появилась в 1750-х годах, через несколько лет после основания города. В 1749 году была построена церковь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловский собор) -главная церковь Колывано-Воскресенского горного округа. К началу XX века на площади располагались Соборная церковная школа, казначейство, Главное управление Алтайского округа, казармы, кинотеатр, женская гимназия и богадельня. Здесь же регулярно организовывался масляный базар. В 1917 году Соборная площадь была переименована в площадь Свободы, а в 1935 году был разрушен Петропавловский собор. Площадь долгое время являлась административным центром Барнаула. В 1860-1980-х годах на ее территории устраивались народные гуляния и проводились праздники ‑ встреча Нового года, проводы зимы. На площади Свободы состоялась торжественная встреча партизанской армии Мамонтова, а в 1920 году прошла первая демонстрация трудящихся Барнаула. В 1927 году на площади проходило празднование 10-й годовщины Октябрьской революции с парадом физкультурников, выступлением хора и театрализованными действиями. В настоящее время перспектива площади раскрывается в сторону Старого базара и Нагорного парка.

Дмитриев, А.В. Экскурсии по Барнаулу [Электронный ресурс] / А.В. Дмитриев. – Режим доступа: https://dmitriev-anatoly2010.narod.ru/data/barnaul.html – Загл. с экрана.

Петропавловский собор

Возведение каменного Петропавловского собора стало значительным событием в строительстве Барнаульского завода, давшим толчок развитию каменного зодчества города. Собор был заложен 23 июня 1771 года мастеровыми и работными людьми на месте сквера у нынешней площади Свободы. Строили его плотники, каменщики, привезенные с разных заводов. Кирпич готовился на месте заводскими мастеровыми. Камень на фундамент привозили издалека по водному пути, в кладке частично использовали “камень от печей, футерной, починошный, клинчатый и брусчатый”. К сожалению, документы не сохранили сведений, как закончилось строительство здания, но к 1774 году церковь уже была окончена. Резной иконостас собора исполнил житель Томска Алексей Гущенов, а живописные работы в соборе и на иконостасе - тобольский купец А.Н.Сумин. При соборе существовало кладбище. Здание Петропавловского собора во второй половине XIX века было сильно перестроено, а в 1935 году собор был разобран. На месте Петропавловского собора сейчас находится сквер с памятным знаком в честь жертв политических репрессий.

Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов [Электронный ресурс] / Известные люди Барнаула и Алтайского края. И.И. Ползунов. – Режим доступа: https://www.barnaul-altai.ru/info/barnaul/people/polzunov.php – Загл. с экрана.

Через неделю после смерти И.И.Ползунова, 23 мая (5 июня) 1766 г., начались официальные испытания первого в мире теплового двигателя. В первый же день испытатели пришли к заключению, что машина может приводить в движение мехи для подачи воздуха к 10-12 печам. Построенный Ползуновым крупный двигатель значительно отличался по конструкции от той машины, которая была описана им в первоначальном проекте 1763 г. Передача движения к машинам, которые должен был обслуживать двигатель, осуществлялась с помощью балансиров. Цепи, соединяющие поршни двигателя с балансирами, для большей прочности изобретатель сделал из отдельных железных стержней и шарнирными, такого типа, какие известны теперь как "цепи Галля". Питание котла подогретой водой было автоматизировано. Ползунов придумал простой механизм, обеспечивавший сохранение воды в котле на одном уровне во время работы двигателя. Это упрощало труд людей, обслуживающих машину.

Двигатель И.И.Ползунова его современники называли "плавиленной фабрикой". Высота машины составляла 10 метров, а цилиндров около 3 метров. Тепловой двигатель развивал мощность в 40 лошадиных сил. Сооружение большой, невиданной машины в тех производственных условиях, какие имел И.И.Ползунов, являлось почти сказочным подвигом.

Во время первых испытаний теплового двигателя обнаружились неполадки. В ходе испытаний выяснилось, что между поршнями (эмволами) и стенками цилиндров просачиваются вода и пар, а насосы подают воду в недостаточном количестве. Вызванный со Змеиногорского рудника Козьма Фролов предложил заменить насосы рудничными водоподъемными. Привезли насосы со Змеиногорского рудника, установили, результат получился отличный. Так было доказано, что машина Ползунова способна выполнять еще

одну задачу - откачивать воду с рудника. Проживи Ползунов подольше, он, возможно, придумал бы, как с ее помощью приводить в движение станки.

С эмволами дело оказалось сложнее. Кожаное уплотнение быстро истиралось: испытания показали, что для этого лучше подходит пробковая кора. 4 июля произвели пятое и последнее испытание машины. Все механизмы и системы работали хорошо. Заводское начальство решило пустить машину в эксплуатацию. Полтора месяца длились испытания. Большинство недостатков являлись либо следствием упущений строительства, либо такими, какие невозможно было устранить при тогдашнем уровне развития техники. В первых числах августа 1766 года наконец-то завершилось строительство плавильных печей, на 4 августа канцелярия назначила пуск машины в эксплуатацию. С раннего утра, нетерпеливо переминаясь с ноги на ногу, у здания невиданной машины толпился народ. Со всего Барнаула собрались любопытные. Более шести часов машина работала вхолостую. Во втором часу пополудни прибыло все заводское начальство. Предстоял торжественный момент задувки печей. Но торжество не состоялось, т.к. в момент задувки поршень левого цилиндра неожиданно остановился в нижнем положении, и машина замерла.

Причину остановки все-таки не обнаружили. Досадный недосмотр сорвал пуск машины, а ремонт отсрочил его еще на два дня. 7 августа в шесть часов утра механизм пустили вновь, но на этот раз так и не дождались прибытия высокого начальства. В два часа без всякой торжественности задули плавильные печи.

Машина безостановочно действовала более трех суток. За это время проплавили около 400 пудов руды. 10 августа машину остановили вновь. Уплотнитель, изготовленный из пробковой коры плохого качества, рассыпался на крошки стал пропускать в цилиндр холодную воду. Пришлось послать запрос на пробку в тобольскую и екатеринбургскую аптеки. Изыскивая же выход из создавшегося положения, временно использовали для уплотнения кору березы.

10 ноября "пополудни в шестом часу во время весьма порядочного и беспрерывного действия оказалось, за разгоранием под котлом кирпичных сводов, из одного котла не малая водяная течь, так что оною имеющийся под котлом огонь загасило, чего ради принуждены оную машину купно и с плавильными печами остановить". На этом машина Ползунова "работою окончилась". Котел, склепанный из тонкой листовой меди, оказался слабым ее местом. Еще Ползунов указывал, что он к первоначальной пробе только годен, но сделать более прочный на Барнаульском заводе не было возможности.

Общее время полезной работы машины составило 1023 часа (42 суток и 15 часов). За это время было получено серебра 14 пудов 38 фунтов 17 золотников 42 доли, золота 14 фунтов 22 золотника 75 долей. За вычетом всех расходов на постройку машины, оплату плавильщиков, даже 400 рублей награды Ползунову, чистая прибыль составила 11016 рублей 10,25 копейки. А ведь машина работала менее полутора месяцев, да и то не на полную мощность: обслуживала всего три печи. И тем не менее было решено, что в дальнейшем "пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается". Решение это подписал начальник заводов Порошин, еще недавно горячий сторонник "огненной" машины.

Причина была, видимо, в том, что на Колывано-Воскресенских заводах, как и во всей крепостнической России, не было большой надобности в машинах. Подневольных дешевых рабочих рук хватало. Трагедия Ползунова заключалась в том, что он опередил свой век.

В 1784 году Джемс Уатт получил патент на универсальный тепловой двигатель, завоевавший вскоре всемирное признание. А машина Ползунова, простояв 15 лет 5 месяцев и 10 дней, в марте 1782 года была разобрана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: